Когда я читала этот рассказ, невольно вспомнились кадры из известного фильма, где один из главных героев восклицает:
- Извините, но семья – это мое личное дело!
- Ошибаетесь! – отвечает ему председатель домкома, - это дело общественное!
Без улыбки эту сцену в фильме смотреть невозможно, но если вдуматься – в ней заключен достаточно серьёзный смысл. Ведь граница между личным и общественным в те времена, когда коммунистическая партия контролировала буквально каждый шаг граждан, была весьма и весьма расплывчатой.
Вполне возможно, что многим читателям трудно понять, как это можно вступить в брак только потому, что этого требовала партийная дисциплина. Те, кому советская история не знакома или знакома поверхностно, вряд ли бы поняли и оправдали главного героя. Люди должны вступать в брак только по любви! Разве можно стать счастливым в угоду партийным требованиям, да и как партия может согласовываться с личной жизнью?
На самом деле таких примеров более, чем достаточно. Словосочетание «член партии» означало, что речь шла о кристально честных и чистых душой людях. Считалось, что и личная жизнь таких людей должна была тоже быть идеально правильной и нравственно устойчивой. Если за тем или иным членом партии замечали пусть даже небольшой грех, ему предлагалось исправить создавшуюся ситуацию. Описанный в рассказе «Стерпится – слюбится» случай – очень хорошее тому доказательство.
Сюжет произведения предельно прост: партийному работнику, о котором прошёл слух, что он якобы сожительствует со своей свояченицей, угрожают лишением партбилета. В сталинское время остаться без партбилета означало только одно: партиец не оправдал надежд, возложенных на него. А раз не оправдал – такому человеку в рядах честных советских людей не место. Что могло ожидать главного героя, если бы его выгнали из рядов коммунистической партии? В лучшем случае, работа на какой-нибудь стройке в качестве разнорабочего. В худшем – провинившийся и не оправдавший надежд товарищей партиец мог и подавно быть отправленным на заготовку леса. Одним словом, член партии во всём должен был быть уж если не идеалом, то, во всяком случае, примером.
Автор остается верен себе даже в описании мелочей. «Объяснение в любви» главного героя сводится не к поиску ласковых и нежных слов, которые характерны для влюбленного жениха. Его речь, как пишет автор, кратка и категорична. Когда мужчина видит, что его уговоры не возымели действия, он стучит по столу кулаком и добавляет слово «Надо!»
Сообщает ли автор читателям что-то новое и неизвестное с точки зрения истории? Нет. Наоборот, значение его повествования заключается в предельной обнажённости достаточно известных фактов, в умении лишать действительность тех лет иллюзий, которые старательно рисовались для советского народа. Такой реалистичный художественный приём всегда обеспечивает автору доверие читателей: рассказ написан с точки зрения обычного советского человека, а, значит, в нем почти нет выдумки.
Да и трудно, если разобраться, выдумать что-то более правдивое, чем жизнь. Главная героиня рассказа – Татьяна – вышла замуж против своего желания, так как человека, с которым она решилась связать свою судьбу ради племянников, которым стала второй мамой. Узнав, что между новобрачными нет никакой любви, одна из подруг невесты, сказала всего лишь два слова: «Стерпится – слюбится». Впоследствии главная героиня действительно притерпелась к нелюбимому мужу, вот только сердца своего отдать ему так и не смогла. И даже общие дети не смогли восполнить этот пробел – любовь к мужу, за которого пришлось (именно пришлось!) выйти замуж, внутри Татьяны не зародилась.
Но что интересно: ту самую любовь, которая отсутствовала у главной героини, в своих строчках возрождает автор. С большой любовью и теплом в рассказе говорится об уже постаревших Татьяне и Иване. Несмотря на то, что Татьяна так и не смогла полюбить своего мужа, она не оставила его в старости. Обеспечила ему уход и заботу – и сложно сказать, смогли ли бы люди, которые клянутся друг другу в вечной любви, остаться верными своей второй половине так же, как это смогла Татьяна.
Однозначным плюсом автора является то, что он начинает повествование с описания исторических событий, а затем постепенно переходит к происходящему в семье. Такое вступление безусловно помогает читателю как можно легче адаптироваться к происходящему и быстрее вникнуть в сюжет рассказа.
Стилистических и лексикологических ошибок не выявлено. Наличие небольшого количества пунктуационных ошибок не отображается на общем содержании и восприятии текста.
Композиционно повествование построено в соответствии с жанром воспоминаний. Ход исторических событий соответствует действительности.
На основании вышеизложенного произведение заслуживает достаточно высокой оценки.
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=107561
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Странно: я точно уже его читал, а под ним не имеется никаких следов или свидетельств моего посещения....
Наверное, тогда я читал не только ради удовольствия, но и по долгу службы, как член редколлегии.
Прочитав рассказ, уже намного легче понять и рецензию на него.
А рецензия хорошая, правильная и продуктивная рецензия, подчеркнувшая всё, что нужно подчеркнуть и разобравлая всё, что нужно разобрать.
Да, жили же люди.....