Рецензия «Рецензия на стихи "Не всем понятный" автора Казбек Чагаров»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Не всем понятный
Оценка: 5
Баллы: 8 +2
Читатели: 49 +3
Дата:

Рецензия на стихи "Не всем понятный" автора Казбек Чагаров

Итак, поэтическое слово о поэте:
Не всем понятный 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Сражаться с призраками сов* -
Такая мука!
И я охотился на львов,
Борясь со скукой.

Мы, скальды, саги не поём
Церковным хором.
Другие щёлкали пером,
А я - затвором.

В сети пульсирующих жил
Хранил дилемму:
Я у барьера просто жил - 
Скучна богема…

Но взгляд поэта – карусель…
Томим недугом,
Я слушал на войне шрапнель,
Как пчёл над лугом**...

Кто сумасшедшей жизни бег
Пресёк вслепую?
Не тот усталый человек,
Что сделал пулю***,

Которую загнали в грудь
Шутя поэту?
Я верил, что когда-нибудь
Случится это,

Когда я выбрал путь Христа,
На бренном свете.
По жизни было два креста,
По смерти - третий...

Я испытал и гнев богов,
И мрака жалость.
Прошёл сквозь множество миров,
А что осталось?

Лишь схематичный кенотаф
С протяжным носом.
Я прОжил, не расшифровав
Судьбы вопросы...

Серп наклонился над звездой
В исходе жатвы…
Зато я был самим собой,
Не всем понятным...

Приглашаю пройти по ссылке - рекомендую Автора как чтеца! Там есть прекрасный видеоролик. 
Да и само стихотворение нуждается в пояснениях, Вы найдёте не всем известные подробности о не всем понятном поэте. 

Николай Гумилёв действительно стоит некоторым "особняком" - да кто там, в Серебряном веке, не "особняк"? Поэзия искала и находила новые формы, темы, средства выражения. Все старались отличиться, влиться в какое-то новое поэтическое направление или его создать. А кто-то просто жил и творил, как понимал, как видел и чувствовал... 
На меня стихи Гумилёва произвели впечатление своей экзотичностью - его "изысканные жирафы", такие же изысканные пираты, прочая романтика и экзотика были необычны для России того времени, тонувшей в экономических и социальных противоречиях. А при словах "я сражаюсь с призраками сов" я вспоминаю современного исполнителя Владимира Назарова, который это спел: "Ведь я попугай с Антильских островов". Очень динамично, надо сказать, если кто помнит... А кто не помнит - можно найти: неубиваемая классика в современной аранжировке на эстраде. 

Стихотворение ведётся от воображаемого первого лица, как будто с нами говорит поэт из прошлого. Отсылки к его строкам, подробности биографии иногда нуждаются в расшифровке для тех, кто не читал или помнит историю жизни поэта не так подробно - ещё один повод пройти по ссылке в самом верху рецензии: там отличная историческая справка. 

Но сначала - моё восхищение по поводу выбранного размера: сделать из двусложника такую задумчивую вещь, такое неспешное размышление - очень удачное решение. Из-за выбранной длины и ритма две строки воспринимаются как одна длинная-плавная, и, действительно, получается нечто вроде "саги о скальде". Конечно же, когда пишешь о таком поэте, необычных образов не избежать...

Сражаться с призраками сов* -
Такая мука!
И я охотился на львов,
Борясь со скукой.


Мы, скальды, саги не поём
Церковным хором.
Другие щёлкали пером,
А я - затвором.

(здесь и "скальды" - древние скандинавские поэты-певцы, ставшие именем нарицательным, и саги - их сказания. Здесь и поэтическое, и биографическое: "призраки сов" - один из запоминающихся образов из поэзии Гумилёва, а "щёлкать затвором" - военные страницы его биографии. У Автора есть отсылка об участии поэта в Первой Мировой войне в качестве добровольца. Его заслуги были отмечены наградами - Георгиевскими крестами. Вот такой вот "поэт Серебряного века", "куртуазный маньерист". Шутка, просьба последние слова не воспринимать как определение творческого направления Гумилёва: конечно же, в любом литературоведческом справочнике будет указано, что он - представитель и основоположник акмеизма)

"Акмеизм — это литературное течение, которое возникло в начале XX века в России в противовес символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова, в то время как символисты прибегали в текстах к недосказанности и загадочности. Поэт Николай Гумилёв считал, что «символизм закончил свой круг развития и теперь падает», и осенью 1911 года вместе с Сергеем Городецким основал «Цех поэтов» — содружество стихотворцев-единомышленников. Основатели содружества считали поэта не пророком, которому дан дар свыше, а ремесленником, старательно соединяющим «земное» с «небесным». Поэтому объединение и получило название «Цех» (по материалам сайта Культура.РФ). 

Вопреки тому, что Гумилёв провозглашал за поэзией "точность и ремесленничество", некоторые из его строк оказались пророческими. Иначе и быть не могло: ведь поэзия - это содружество "земного и небесного", загадочного и познаваемого, материального и неизъяснимого. Стоит только вспомнить "наше всё" Пушкина и его "Пророка", чтобы понять, что одним мастерством тут не обойдёшься - есть в поэтическом творчестве некий тайный огонь. 

Кто сумасшедшей жизни бег
Пресёк вслепую?
Не тот усталый человек,
Что сделал пулю***,

Которую загнали в грудь
Шутя поэту?
Я верил, что когда-нибудь
Случится это

(предсказать собственную смерть - для обычного человека тайна за семью печатями, а вот для поэтов - нередкий фокус, иногда получается) 

Конечно же, Автор создавал своё стихотворение, в полной мере представляя себе путь поэта и завершение этого пути: "по жизни было два креста, по смерти - третий", - здесь отсылка и к его биографическим наградам, и к его гибели, и ко всей его жизни. Автор поясняет, что Гумилёв был очень религиозен и свою веру не прятал даже тогда, когда это не принималось и не признавалось новым формирующимся обществом. 

Я испытал и гнев богов,
И мрака жалость.
Прошёл сквозь множество миров,
А что осталось?

Лишь схематичный кенотаф
С протяжным носом.
Я прОжил, не расшифровав
Судьбы вопросы...

(а может быть, так и надо - прежде всего прожить, а не расшифровывать, и понять не в значении "постичь", а в значении "пережить", испытать на себе? А поэзия - ещё один способ познания: непостижимая и земная, вдохновенная и ремесленная, которая и отражает это "множество миров")

Серп наклонился над звездой
В исходе жатвы…
Зато я был самим собой,
Не всем понятным...

(достойный финал творческого пути настоящего поэта - оставить после себя не только богатое литературное наследие, но и множество загадок, и при этом не изменить себе, своей личности, своим убеждениям и устремлениям. Своему призванию!)

Вот с этого достойного четверостишия мне хотелось бы начать оправдывать себя как рецензента, а то рецензия какая-то странная получается: искусствоведческая, а не критическая. Но очень захотелось порассуждать о поэте и поэзии, отталкиваясь от строчек Автора. 
А вот тут можно начать придираться: давно мечтала, я это стихотворение уже давно видела.
В сети пульсирующих жил
Хранил дилемму:
Я у барьера просто жил - 
Скучна богема…

(нет, речь здесь пойдёт не о поединке с судьбой и даже не о том, что Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин стали участниками последней в истории России дуэли поэтов: завершилась череда "поэтических дуэлей" на пистолетах фактически на том же месте, где был некогда смертельно ранен Пушкин - на Чёрной речке. Но на этот раз никто не погиб и даже не был оцарапан. Однако, повторюсь, речь не об этом. Меня сильно смущает сочетание "хранил дилемму" по смыслу и грамматически: дилемму нужно решать, или же люди перед ней останавливаются, не в силах выбрать. Но "хранить дилемму", - означает искусственно удерживать статус-кво невозможности сделать выбор. Это как идти по канату: можно, но осторожно, и всё равно сложно. На что и как заменить, я не знаю, посему "умолкаю, а то по шее получу и подвиг свой не совершу". Цитата из киноклассики, извините за лёгкое хулиганство. Но надо же как-то оживлять лекцию...) 

Ещё раз добавлю: "Не всем понятный" сказано очень верно. Однако стихотворение было бы недостаточно удачным, если бы обращалось только к биографии пусть даже самого выдающегося поэта и человека. Ведь что мы ищем в стихах других Авторов? Прежде всего - себя, частичку своего миропонимания, того, что совпадает. Никто не знает (или, может быть, кто-то знает, но молчит), как выглядела Джульетта или Лаура Петрарки, но мы все понимаем слова любви в сонетах, обращённые к ней, и готовы повторить вслед за героями Шекспира: "О, не клянись луною, в месяц раз меняющейся, это путь к изменам!
Стихотворение - это частное и общее: частное, личное для человека и общее для всего человечества. Только тогда она проходит испытание временем и остаётся в памяти (ну или в хрестоматиях - кому как повезёт). И в этом смысле "Не всем понятный" каждый из читателей волен трактовать по-своему: коллеги по творчеству немножко примеряют на себя и признают - "Не всем понятный" всем подходит. Не всем понятный - да это же и про меня тоже... 

Казалось бы... Поэзия должна быть "всем понятна", чтобы приблизиться к каждому. Но толика загадочности, необъяснимости, того, что трудно перевести на любой из языков, какой-то кусочек души, зашифрованный между строчек, Поэт с большой буквы всегда оставляет неразгаданным. И эта загадка нам тоже близка - нельзя понять до конца самого себя, не то что другого человека. Автор очень верно уловил главную ноту: эта "не-всем-понятность", эта загадочность и недосказанность - одна из тайн поэзии, с которой никто не поспорит, потому что все о ней знают. Но никто не разгадал... 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

10

- за объяснение таинственного,
- за познавательность и художественный уровень.


Оценка произведения: 10

Реклама
Реклама