Стихотворение «Не всем понятный»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Сборник: Перформанс
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 85
Читатели: 957 +2
Дата:
«Не всем понятный» выбрано стихотворением недели
28.05.2018
Произведение «Не всем понятный» участник на «Конкурс «Серебро слова»»
03.05.2017
«Гумилев»
Предисловие:

Не всем понятный

Сражаться с призраками сов* -
Такая мука!
И я охотился на львов,
Борясь со скукой.

Мы, скальды, саги не поём
Церковным хором.
Другие щёлкали пером,
А я - затвором.

В сети пульсирующих жил
Хранил дилемму:
Я у барьера просто жил - 
Скучна богема…

Но взгляд поэта – карусель…
Томим недугом,
Я слушал на войне шрапнель,
Как пчёл над лугом**...

Кто сумасшедшей жизни бег
Пресёк вслепую?
Не тот усталый человек,
Что сделал пулю***,

Которую загнали в грудь
Шутя поэту?
Я верил, что когда-нибудь
Случится это,

Когда я выбрал путь Христа,
На бренном свете.
По жизни было два креста,
По смерти - третий...

Я испытал и гнев богов,
И мрака жалость.
Прошёл сквозь множество миров,
А что осталось?

Лишь схематичный кенотаф
С протяжным носом.
Я прОжил, не расшифровав
Судьбы вопросы...

Серп наклонился над звездой
К исходу жатвы…
Зато я был самим собой,
Не всем понятным...
Послесловие:
* Н.С. Гумилев. «Попугай»

Пусть в час заклятий, в вихре голосов
И в блеске глаз, мерцающих, как шпага,
Ерошат крылья ужас и отвага
И я сражаюсь с призраками сов...


** Н.С. Гумилев. «Война»

Как собака на цепи тяжелой, 
Тявкает за лесом пулемет, 
И жужжат шрапнели, словно пчелы, 
Собирая ярко-красный мед...


*** Н.С. Гумилев. «Рабочий»

Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Всё он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит…

Пуля им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной...


- В Африке Никилаю Гумилёву показали гробницу святого Шейх-Гуссейна. Там была пещера, из которой, по преданию, не мог выбраться грешник:
Надо было пролезть между камней в очень узкий проход. Если кто застревал — он умирал в страшных мучениях: никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды…
Гумилёв пролез туда и благополучно вернулся.


- Почти все поэты того времени слагали или патриотические, или военные стихи. В боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Гумилёв и Бенедикт Лившиц.

- Живя в Советской России, Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов — он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях.

- За ночную разведку перед сражением Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 24 декабря 1914 года № 30, Н. Гумилев был награждён знаком отличия военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени № 134060.
Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 декабря 1915 года № 1486 он награждён знаком отличия военного ордена Георгиевского креста 3-й степени № 108868.

- Кенотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Крест-кенотаф поставлен в вероятном месте расстрела Гумилёва: Ковалёвский лес, в районе арсенала Ржевского, у изгиба реки Лубьи.

- «Деревянный с длинным носом» — так охарактеризовал Гумилёва А. Н. Толстой.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Итак, поэтическое слово о поэте:
Не всем понятный 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Сражаться с призраками сов* -
Такая мука!
И я охотился на львов,
Борясь со скукой.

Мы, скальды, саги не поём
Церковным хором.
Другие щёлкали пером,
А я - затвором.

В сети пульсирующих жил
Хранил дилемму:
Я у барьера просто жил - 
Скучна богема…

Но взгляд поэта – карусель…
Томим недугом,
Я слушал на войне шрапнель,
Как пчёл над лугом**...

Кто сумасшедшей жизни бег
Пресёк вслепую?
Не тот усталый человек,
Что сделал пулю***,

Которую загнали в грудь
Шутя поэту?
Я верил, что когда-нибудь
Случится это,

Когда я выбрал путь Христа,
На бренном свете.
По жизни было два креста,
По смерти - третий...

Я испытал и гнев богов,
И мрака жалость.
Прошёл сквозь множество миров,
А что осталось?

Лишь схематичный кенотаф
С протяжным носом.
Я прОжил, не расшифровав
Судьбы вопросы...

Серп наклонился над звездой
В исходе жатвы…
Зато я был самим собой,
Не всем понятным...

Приглашаю пройти по ссылке - рекомендую Автора как чтеца! Там есть прекрасный видеоролик. 
Да и само стихотворение нуждается в пояснениях, Вы найдёте не всем известные подробности о не всем понятном поэте. 

Николай Гумилёв действительно стоит некоторым "особняком" - да кто там, в Серебряном веке, не "особняк"? Поэзия искала и находила новые формы, темы, средства выражения. Все старались отличиться, влиться в какое-то новое поэтическое направление или его создать. А кто-то просто жил и творил, как понимал, как видел и чувствовал... 
На меня стихи Гумилёва произвели впечатление своей экзотичностью - его "изысканные жирафы", такие же изысканные пираты, прочая романтика и экзотика были необычны для России того времени, тонувшей в экономических и социальных противоречиях. А при словах "я сражаюсь с призраками сов" я вспоминаю современного исполнителя Владимира Назарова, который это спел: "Ведь я попугай с Антильских островов". Очень динамично, надо сказать, если кто помнит... А кто не помнит - можно найти: неубиваемая классика в современной аранжировке на эстраде. 

Стихотворение ведётся от воображаемого первого лица, как будто с нами говорит поэт из прошлого. Отсылки к его строкам, подробности биографии иногда нуждаются в расшифровке для тех, кто не читал или помнит историю жизни поэта не так подробно - ещё один повод пройти по ссылке в самом верху рецензии: там отличная историческая справка. 

Но сначала - моё восхищение по поводу выбранного размера: сделать из двусложника такую задумчивую вещь, такое неспешное размышление - очень удачное решение. Из-за выбранной длины и ритма две строки воспринимаются как одна длинная-плавная, и, действительно, получается нечто вроде "саги о скальде". Конечно же, когда пишешь о таком поэте, необычных образов не избежать...

Сражаться с призраками сов* -
Такая мука!
И я охотился на львов,
Борясь со скукой.


Мы, скальды, саги не поём
Церковным хором.
Другие щёлкали пером,
А я - затвором.

(здесь и "скальды" - древние скандинавские поэты-певцы, ставшие именем нарицательным, и саги - их сказания. Здесь и поэтическое, и биографическое: "призраки сов" - один из запоминающихся образов из поэзии Гумилёва, а "щёлкать затвором" - военные страницы его биографии. У Автора есть отсылка об участии поэта в Первой Мировой войне в качестве добровольца. Его заслуги были отмечены наградами - Георгиевскими крестами. Вот такой вот "поэт Серебряного века", "куртуазный маньерист". Шутка, просьба последние слова не воспринимать как определение творческого направления Гумилёва: конечно же, в любом литературоведческом справочнике будет указано, что он - представитель и основоположник акмеизма)

"Акмеизм — это литературное течение, которое возникло в начале XX века в России в противовес символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова, в то время как символисты прибегали в текстах к недосказанности и загадочности. Поэт Николай Гумилёв считал, что «символизм закончил свой круг развития и теперь падает», и осенью 1911 года вместе с Сергеем Городецким основал «Цех поэтов» — содружество стихотворцев-единомышленников. Основатели содружества считали поэта не пророком, которому дан дар свыше, а ремесленником, старательно соединяющим «земное» с «небесным». Поэтому объединение и получило название «Цех» (по материалам сайта Культура.РФ). 

Вопреки тому, что Гумилёв провозглашал за поэзией "точность и ремесленничество", некоторые из его строк оказались пророческими. Иначе и быть не могло: ведь поэзия - это содружество "земного и небесного", загадочного и познаваемого, материального и неизъяснимого. Стоит только вспомнить "наше всё" Пушкина и его "Пророка", чтобы понять, что одним мастерством тут не обойдёшься - есть в поэтическом творчестве некий тайный огонь. 

Кто сумасшедшей жизни бег
Пресёк вслепую?
Не тот усталый человек,
Что сделал пулю***,

Которую загнали в грудь
Шутя поэту?
Я верил, что когда-нибудь
Случится это

(предсказать собственную смерть - для обычного человека тайна за семью печатями, а вот для поэтов - нередкий фокус, иногда получается) 

Конечно же, Автор создавал своё стихотворение, в полной мере представляя себе путь поэта и завершение этого пути: "по жизни было два креста, по смерти - третий", - здесь отсылка и к его биографическим наградам, и к его гибели, и ко всей его жизни. Автор поясняет, что Гумилёв был очень религиозен и свою веру не прятал даже тогда, когда это не принималось и не признавалось новым формирующимся обществом. 

Я испытал и гнев богов,
И мрака жалость.
Прошёл сквозь множество миров,
А что осталось?

Лишь схематичный кенотаф
С протяжным носом.
Я прОжил, не расшифровав
Судьбы вопросы...

(а может быть, так и надо - прежде всего прожить, а не расшифровывать, и понять не в значении "постичь", а в значении "пережить", испытать на себе? А поэзия - ещё один способ познания: непостижимая и земная, вдохновенная и ремесленная, которая и отражает это "множество миров")

Серп наклонился над звездой
В исходе жатвы…
Зато я был самим собой,
Не всем понятным...

(достойный финал творческого пути настоящего поэта - оставить после себя не только богатое литературное наследие, но и множество загадок, и при этом не изменить себе, своей личности, своим убеждениям и устремлениям. Своему призванию!)

Вот с этого достойного четверостишия мне хотелось бы начать оправдывать себя как рецензента, а то рецензия какая-то странная получается: искусствоведческая, а не критическая. Но очень захотелось порассуждать о поэте и поэзии, отталкиваясь от строчек Автора. 
А вот тут можно начать придираться: давно мечтала, я это стихотворение уже давно видела.
В сети пульсирующих жил
Хранил дилемму:
Я у барьера просто жил - 
Скучна богема…

(нет, речь здесь пойдёт не о поединке с судьбой и даже не о том, что Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин стали участниками последней в истории России дуэли поэтов: завершилась череда "поэтических дуэлей" на пистолетах фактически на том же месте, где был некогда смертельно ранен Пушкин - на Чёрной речке. Но на этот раз никто не погиб и даже не был оцарапан. Однако, повторюсь, речь не об этом. Меня сильно смущает сочетание "хранил дилемму" по смыслу и грамматически: дилемму нужно решать, или же люди перед ней останавливаются, не в силах выбрать. Но "хранить дилемму", - означает искусственно удерживать статус-кво невозможности сделать выбор. Это как идти по канату: можно, но осторожно, и всё равно сложно. На что и как заменить, я не знаю, посему "умолкаю, а то по шее получу и подвиг свой не совершу". Цитата из киноклассики, извините за лёгкое хулиганство. Но надо же как-то оживлять лекцию...) 

Ещё раз добавлю: "Не всем понятный" сказано очень верно. Однако стихотворение было бы недостаточно удачным, если бы обращалось только к биографии пусть даже самого выдающегося поэта и человека. Ведь что мы ищем в стихах других Авторов? Прежде всего - себя, частичку своего миропонимания, того, что совпадает. Никто не знает (или, может быть, кто-то знает, но молчит), как выглядела Джульетта или Лаура Петрарки, но мы все понимаем слова любви в сонетах, обращённые к ней, и готовы повторить вслед за героями Шекспира: "О, не клянись луною, в месяц раз меняющейся, это путь к изменам!
Стихотворение - это частное и общее: частное, личное для человека и общее для всего человечества. Только тогда она проходит испытание временем и остаётся в памяти (ну или в хрестоматиях - кому как повезёт). И в этом смысле "Не всем понятный" каждый из читателей волен трактовать по-своему: коллеги по творчеству немножко примеряют на себя и признают - "Не всем понятный" всем подходит. Не всем понятный - да это же и про меня тоже... 

Казалось бы... Поэзия должна быть "всем понятна", чтобы приблизиться к каждому. Но толика загадочности, необъяснимости, того, что трудно перевести на любой из языков, какой-то кусочек души, зашифрованный между строчек, Поэт с большой буквы всегда оставляет неразгаданным. И эта загадка нам тоже близка - нельзя понять до конца самого себя, не то что другого человека. Автор очень верно уловил главную ноту: эта "не-всем-понятность", эта загадочность и недосказанность - одна из тайн поэзии, с которой никто не поспорит, потому что все о ней знают. Но никто не разгадал... 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

10

- за объяснение таинственного,
- за познавательность и художественный уровень.



Оценка произведения: 10
Слово Автора 31.10.2024
     11:10 03.06.2018 (1)
1
Привет!
Трудно комментировать стихи, написанные о не всем понятном герое. Не в том смысле его особенности, хотя особенности его хватило бы сверх головы для каждого.
Потому, что он был не здесь и сейчас, а тогда, в то время, когда и быть-то было непозволено, имея своё слово и ударение в мыслях. Об этом, правда, часто не догадывались, не сумев услышать "непонятного" автора.

Спасибо, товарищ, за отличную работу!

P.S. ...кстати, я тоже частенько бываю "не всем понятным"...
     00:03 05.06.2018
     21:43 29.05.2018 (1)
1
Я плохо разбираюсь в поэтах "Серебряного века". Но стихотворение мне очень понравилось!
     16:32 30.05.2018 (1)
1

Я тоже не отношу себя  к знатокам.
     10:56 31.05.2018 (1)
1
Но как написали! Восторг просто.
     11:08 02.06.2018
     21:58 01.06.2018 (1)
шпага темнеет,не мерцает
блестит лишь сабля
     22:54 01.06.2018
И в тот же миг восемь шпаг блеснули в лучах заходящего солнца...
А. Дюма. Три мушкетера.
     14:30 27.05.2018 (1)
1
Казбек! Браво.
     17:53 29.05.2018 (1)
1
ВЫ слишком добры ко мне.
     18:41 29.05.2018
1
Спасибо Вам за удовольствие соприкосновения 
с прекрасным! Вы большой  мастер слова.
     09:50 28.05.2018 (1)
1
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.(Н.Гумилёв).

И мы вспоминаем...Вы, Казбек, прекрасно вспомнили - стихами, их чтением и оформлением.
     17:54 29.05.2018
Большое спасибо!
Таких поэтов нельзя забыть.
     20:19 05.04.2017 (1)
1
     15:46 04.05.2017 (1)
1
     12:48 27.05.2018 (1)
1
Замечательно,КАЗБЕК!
     13:45 27.05.2018 (1)
1

ВЫ про стихи или про клип?
     13:50 27.05.2018 (1)
1
Я о стихах!
     13:53 27.05.2018 (1)
1
Понял.
А клип?
     13:56 27.05.2018 (1)
1
Вы читаете И читаете хорошо. Спасибо за  удовольствие послушать Гумилева.
     14:04 27.05.2018 (1)
2

И монтирую.
М-да, скромнее надо быть.
     14:07 27.05.2018
1
 Нет, вы правы Просто надо коммент писать развернуто и почаще хвалить авторов!)))))
Гость      22:00 02.09.2017 (1)
Комментарий удален
     22:10 02.09.2017 (1)

В чем именно?
Гость      22:36 02.09.2017 (1)
Комментарий удален
     22:43 02.09.2017 (1)
Знаете, вера, как огонь: можно обогреть человека, а можно сжечь. Гумилев, на мой взгляд, был представителем того хорошего, что содержит вера.
Сейчас мы, зачастую, видим обратное. Тут я согласен с Вами.
Гость      23:12 02.09.2017 (1)
Комментарий удален
     23:19 02.09.2017 (1)
Порой мне кажется, что вера в Бога приходит, когда исчезает вера в людей.
Гость      16:42 03.09.2017 (1)
Комментарий удален
     16:51 03.09.2017 (1)
В чем-то согласен, в чем-то - нет. Ну да, сколько людей, столько и мнений.
Гость      17:11 03.09.2017 (1)
Комментарий удален
     17:22 03.09.2017
А Гумилев верил. И тоже не настаивал на своем мнении. Мир прекрасен именно в своем разнообразии.
Реклама