Итак, современное классическое - Тамерлан и Хафиз
Очень титулованные стихи.
Я сбилась со счёта, в скольки конкурсах они были приняты на "ура".
Считаю стихотворение одним из лучших у этого Автора.
В чём же причина такой высокой оценки многих читателей?
Во-первых, это, конечно же, тема - Поэта и Владыки, искусства и власти. Вряд ли она кого-то может оставить равнодушным даже в наше демократическое время, а что говорить о тех веках, когда миром правили абсолютные монархи, императоры и не ведающие жалости ханы?
Вот и здесь увековечена одна из легенд, связавшая воедино имена властелина и стихотворца и сумевшая подтвердить находчивость одного и мудрость другого. Чем-то похоже на "один из рассказов о Насреддине", но Насреддин Афанди не писал стихов...
Он держал мир в руках, но не смог унести
За собой в саркофаг мавзолея.
За всю жизнь не промолвил он слова: «Прости»
И ушел, ни о чем не жалея...
(скажите, вы тоже вспомнили об Александре Македонском и его завещании похоронить его с поднятыми к небу руками в знак того, что "туда" ничего не унесёшь? Хорошо бы это понять при жизни. Что именно знал и понимал Тамерлан - нам не дано получить точные ответы на эти вопросы, но поэты художественными допущениями словно бы приближают нас к пониманию опасных властелинов, исторических деятелей, которые обычно внушают только страх. Показать владыку в первую очередь человеком дано не каждому.
Но есть крошечный изъян, в принципе, "бывает у каждого", но не могу не отметить, вот только сейчас заметила, раньше не мешало - если бы не должностные инструкции придираться, не мешало бы и дальше. "Он держАл мИр в руках" - вот эти два ударных слога рядом - будто камешек на дороге. Впрочем, камешки на дороге придают ей жизненной правды. Пусть будет. Там, впереди - дворцы, и о камешках вот как-то забываешь. Дальше я на этих камешках останавливаться не буду, смещение ударений редко-редко, но иногда встречается, при декламации почти не заметно, да и менять ничего не надо - и так хорошо. Как тут поменять? Какой же Восток без камешков?)
Во-вторых, это, конечно же, язык. Потрясающе найденные образы, краски, оттенки чувств. Такой стиль написания относится к "нарративу" - рассказу в стихах. В этом направлении не так уж и легко творить, не утяжеляя повествование, соблюдая поэтические законы, нигде не исказив строку, чтобы лучше передать действие-смысл. Но здесь всё практически идеально - поэтическая речь не мешает сюжету, сюжет не препятствует красотам. Это означает, что изыски стихосложения никак не замедляют динамику происходящего, она держит читателя в лёгком напряжении до самого разрешения конфликта, акцентируя внимание и детализируя особенно драматические моменты.
Особый колорит придают слова, смысл которых Автор любезно расшифровывает в сносках: нукеры, эмир, газели, "порожденье войны" и "Асхак Темир" - кто из вас знал о таких прозваньях Тамерлана? Только тот, кто всерьёз интересуется историей. Присутствует весьма экзотическое ругательство "пёс желтоухий", оно тоже создаёт определённую атмосферу. Но и сам стиль, строй изложения мысли весьма хорош.
Прорычал Тамерлан: «Кроме, как рифмовать,
Что умеешь ты, пес желтоухий?
Как посмел ты мои города раздавать,
За какую-то родинку шлюхи?!»
Ответить на угрозу, по логике вещей, можно было только дерзостью, которая могла насмешить, удивить и тем самым отрезвить тирана, но Хафиз добавил к ней ещё и толику восточной мудрости, за которую мы так ценим газели и рубайи.
А между этим диалогом, составляющим соль стихотворения - красочные описания реакции царедворцев, их недоумение перед приказом владыки и бесстрашием поэта. Мало кто ответил бы Тамерлану так же, как и Хафиз. Но владыка оценил эту смелость, и сюжет был достойно завершён под залп всех чеховских ружей, висевших на стене ещё в первом акте.
И действительно, в-третьих, это, конечно же, заложенная в стихотворении философия, или, если хотите, та самая восточная мудрость. Можно сказать - "просто мудрость", но на Западе я такого конфликта почему-то не вижу. Чтобы какой-нибудь Фридрих или Луи Энный приказали притащить во дворец за шиворот сочинителя, воспевшего неизвестную красавицу? Вот если бы памфлет против короля написали - тогда да, но и то - не к королю бы потащили, а к палачу, а ещё лучше - сразу на виселицу, без разговоров. Скучно жили люди, неинтересно, "страшно далеки они (были) от народа". И поэту никакое остроумие не помогло бы. Но на Востоке к слову относились достаточно серьёзно - все, кроме самих поэтов. Поэты высказывали то, что у ни на душе, и жили, как все поэты, полной жизнью, легко и широко, насколько это возможно. А если невозможно - тогда просто жили... сколько повезёт.
«Да, великий правитель, я беден и сер,
Но философ богатства не ищет.
Как ты верно заметил, безмерно я щедр,
Вот по этой причине и нищий»
Ну и в-четвёртых - вишенка на торте: афористичный финал. Я люблю такие афоризмы, концентрат мыслей и выводов, результат размышлений и наблюдений Автора. Обычно обобщения не всегда на пользу повествованию, если это не притча или не что-либо иное в духе нравоучения - ну что мы, читатели, совсем глупые, что ли, чтобы нам на пальцах объяснять? Но здесь без этой вершины мысли, наверное, стихотворение не прозвучало бы так мощно. Эти две строчки в финале словно бы объединяют века и стихотворцев, звучат как мощный рефрен, выступают за свободу поэтической мысли от всяческих условностей и цензур. Если поэт хочет и может так сказать - значит, должен. Владыка будет нести свою ответственность, а поэт - свою.
Для владыки удела бессмертного нет,
А ПОЭТ даже в схватке со смертью - ПОЭТ...
Звучит красиво и обнадёживающе.
Конечно же, целиком полагаться на суд истории не надо - и Хафиз, и Тамерлан равно остались в истории, каждый в своей. Тамерлан тоже натворил достаточно, чтобы быть увековеченным. Но от его империи сегодня ничего не осталось, разве что эта самая история да города, тысячу раз с тех пор перестроенные, с новыми формами правления и другими государственными границами. А от Хафиза остались его газели, в которых он обещал все эти города одной красивой девушке. Ни имени, ни портрета которой история, увы, не сохранила...
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь:
10
- за красоту и мудрость строк,
- за поэтическое мастерство. Да, и пройдите по ссылке на видеоролик на страничке Автора - не пожалеете!..
| Помогли сайту Праздники |


