Рецензия «Рецензия на стихи "Цунами" неизвестного поэта (Аноним)»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 115
Дата:

Рецензия на стихи "Цунами" неизвестного поэта (Аноним)

Итак, сборник.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое





НОВЫЕ СТИХИ

Вечер, лапой прикрывая нос,
Жалобно скулит в объятьях сна.
Плачет небо, и потоки слёз
Льются по прогалинам окна.

Чёрной птицей сел на Землю мрак.
За стеклом не вижу я ни зги,
Лишь чеканят мерным ритмом шаг
Осень, дождь и новые стихи.


Под общим названием "Цунами". Оказавшись под воздействием настоящего цунами из стихов, постараюсь уделить внимание каждой волне, дошедшей до берега. 
Для начала скажу, что, если судить по первому стихотворению, техника на достойном уровне: мысль высказана вполне прозрачно, как дождь на стекле, красивый финал, лаконичная, но очень выразительная образность. Только "прогалины окна" немножко смутили, прогалины - это обычно тёмные места полян, где растаял снег. Это свобода от белого, светлого, тёмные пятна. Какие могут быть тёмные пятна на стекле, особенно во время дождя, я себе, к сожалению, так и не представила. Зато представила, как, чеканя шаг (иногда шлёпая по лужам), выходят из тумана новые образы и рифмы и сплетаются в стихотворения. Это очень красиво и задаёт некий лейтмотив всему стихотворению. А вот этот образ просто покоряет:

Вечер, лапой прикрывая нос,
Жалобно скулит в объятьях сна.

(ну не прелесть ли?)

Так что в целом "Новые стихи" хороши. Читаем дальше. 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

ЗВЁЗДЫ

Мы встретились с тобою поздно,
Я сразу понял, что случилось.
В душе, взрываясь, гасли звёзды,
А в сердце солнце восходило.

Я знаю, разумом я знаю,
Что ничего у нас не будет.
Не жду, не верю, не мечтаю,
Лишь говорю: пусть жизнь рассудит,

Зачем тебя я встретил поздно
И сразу понял, что случилось,
Зачем в душе взрывались звёзды,
А в сердце солнце восходило?

И, опять-таки, хорошая техника, хорошие образы и некоторая закольцованность по смыслу. Я говорю - "некоторая", поскольку первое четверостишие перекликается с третьим, словно бы переосмысливает его, подчёркивает новые оттенки, а всё действие стихотворения происходит, вернее, не происходит во втором. Действие стихотворения - это попытка лирического героя понять, что же, собственно говоря, произошло, и чего же не будет в его жизни, несмотря на некую встречу, обещавшую стать судьбой. 

В душе, взрываясь, гасли звёзды,
А в сердце солнце восходило.

(красивый и даже вселенский, но противоречивый образ. Взрывались звёзды, всходило солнце - всё это хорошо, но почему "гасли"? Гаснущие звёзды - это ложная надежда, символ закрытия некоторых перспектив. На это, собственно, указывает фактически повтор первого четверостишия в третьем, но с вопросительным знаком - зачем они взрывались и зачем всходило солнце? Характерно, что всё это герой определил сам, не обращаясь к лирической героине, но не исключая, впрочем, некоторой надежды, отсюда в финале и вопросительная интонация)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

АННА

В моей руке твоя рука,
Вокруг плывут галактик тени,
Ты Анна Снегина слегка,
А я чуть-чуть Сергей Есенин.

Все беды прошлые умрут.
Мечтою дивной окрыленный
Я пять минут, хоть пять минут
Счастливый буду и влюбленный.

Твои небесные черты
Меня в мечты несут высо́ко,
Прекрасна, совершенна ты,
Как будто «Незнакомка» Блока.

Ты мглу ненужных чуждых лиц
Внезапно озарила светом,
Явилась, словно со страниц
Моих любимейших поэтов.

В моей руке твоя рука,
Вокруг плывут галактик тени,
Ты Анна Снегина слегка,
А я чуть-чуть Сергей Есенин.

Это стихотворение - "Анна" - из всей подборки понравилось больше всего. Я имею в виду себя, злобного критика, читатели вправе определять свои приоритеты. Но меня впечатлило. Точнее, даже не столько всё стихотворение, сколько его первые же строки:

В моей руке твоя рука,
Вокруг плывут галактик тени,
Ты Анна Снегина слегка,
А я чуть-чуть Сергей Есенин.

(очень романтично, согласитесь. Как раз тот случай, когда классика - в помощь влюблённому поэту, ненавязчивая образность)

Любовь - это всегда высокое чувство, вращающиеся галактики, взрывающиеся светила, восходящее солнце. Во всяком случае, так Автор видит и описывает пережитое, даже если его лирический герой держит в своих руках вполне земную ладошку своей спутницы. Любовь - это чувство, создающее и уничтожающее миры, и ни на одну крупицу звёздной пыли не меньше, считает Автор. Вот и здесь для описания чувств своего лирического героя он прибегнул не только к образам поэзии Серебряного века, но и к космическим величинам. Что ж, почему нет?
Конечно же, "твои небесные черты" и "мечтою дивной окрылённый" восходят скорее уж к веку Золотому, когда чувство к женщине возводилось в абсолют. Но вот ради этих строк, дышащих искренностью, я охотно бы согласилась на некий символизм остальных образов:

Я пять минут, хоть пять минут
Счастливый буду и влюбленный.

(собственно говоря, даже добавить нечего, настолько исчерпывающе и зримо, потому что любовь - это не только вращающиеся галактики и стихи классиков, но и некая иллюзия, в которой, впрочем, всегда рад потеряться)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Шуршит осенний лист в траве,
Швыряет ветер дней страницы,
А я шагаю по Москве
И улыбаюсь встречным лицам.

Мы чем-то схожи с тем листом,
В мою судьбу стучится осень.
Корабль, идущий под мостом —
Он словно молодость уносит.

Ну что ж, плыви, корабль, плыви,
Глядишь, причалишь в гавань с миром.
Я, преисполненный любви,
Машу рукою пассажирам.

Стихает музыка вдали,
И мнится, в песне этой пелось,
Что, провожая корабли,
Я на мосту встречаю зрелость.

Шуршит осенний лист в траве,
Швыряет ветер дней страницы,
А я шагаю по Москве
И улыбаюсь встречным лицам.

Ещё одно стихотворение, зрелое и мудрое, без излишнего романтизма - мы словно бы стоим на том мосту с лирическим героем лицом к лицу с этой осенью, этими листьями и этим кораблём, увозящим юность. 
Очень удачное отраженный мотив "смены времён года" в жизни человека. Веришь в это, печалуешься вместе с лирическим героем, но вместе с ним же надеешься, что и эта осень принесёт свою крупицу счастья. Почему нет?

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

ЦУНАМИ

Я не могу сопротивляться,
И не желаю, если б мог.
Цунами под названьем «Анна»
Сбивает с ног.

Разбит, снесён мой мир привычный
Волной гигантской высоты.
Всё сметено, и тем я счастлив:
Повсюду ты!

А и лаконично и хорошо... Что ещё добавить? Всё сказано - да здравствует стихия. 
Точнее, храни Господь от цунами, но пусть приходит цунами любви, хоть каждый день. А ещё говорят, что поэт интересен и продуктивен тогда, когда его чувства остаются без ответа... Автор опровергает это спорное утверждение. Здесь прекрасная выразительность в поэтических стихах - и полная взаимность между лирическими героями. 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

МИНУТЫ


Lieblings Moskau und Anna, ach du meine Güte!
Я считаю часы и считаю минуты.
Я немного рассеян и несколько странный,
Опьянён я осенней Москвою и Анной.

Сверху ласково шепчут столетние липы,
Что помогут мне мудрые боги Олимпа.
Я прошу не  о многом, лишь самую малость:
Чтобы счастье моё никогда не кончалось.

Чтоб всегда опьянён был Москвою и Анной,
Был немного рассеянным, несколько странным
И отсчитывал счастья часы и минуты,
Lieblings Moskau und Anna, ach du meine Güte!

А здесь снова приём Автора, который я уже определяю как излюбленный - обрамляющий мотив, мысль, повторяющаяся в начале и в конце стихотворения, на которой Автор делает смысловой акцент. Образ, помогающий выстраивать всё стихотворение, почему бы и не повторить (особенно это хорошо для тех, кто в школе учил немецкий, они прочтут). Впрочем, в чтении Deutsch гораздо легче английского и ближе к латинскому.
Итак, всё стихотворение - под знаком "Москвы и Анны". Но здесь Автор уже не упоминает ни Есенина, ни Блока, он и сам способен "ответить за свою любовь")))

С технической точки зрения снова не вижу нареканий. Очень понравилась рифма "столетние липы" - "боги Олимпа". В этом есть некоторое возвышенное изящество и глубокий смысл. 

Я прошу не  о многом, лишь самую малость:
Чтобы счастье моё никогда не кончалось.

(да, дайте же ему эту "самую малость", ну что вам стоит?)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

АВТОПАРОДИИ

Я грущу, и на то есть причина.
Я раздавлен и сломлен, разбит.
Мне приснилось, что я Аль Пачино,
А проснулся — всего лишь Брэд Питт.

И к тому ж, не промолвлю без стона,
Но опять угадал я не в раз
Что и ты не певица Мадонна,
А всего лишь Патриция Каас.

Жизнь с тобою свела нас не даром,
Хоть причину я понял с трудом
Лишь когда подлецы санитары
Нас связали и тащат в дурдом.

В общем и целом, в "Автопародии" я не вижу ни особых поэтических находок, ни особых технических проблем, с точки зрения техники всё ровненько, на уровне. Словом Автор владеет, и это очевидно. Все претензии - исключительно к смысловому наполнению. Да и претензиями их тоже трудно назвать - так, лёгкое удивление от прочитанного. 
Эх, ну и зачем было в такую романтичную подборку включать такую "прозу жизни"? А впрочем, в этом тоже есть некоторый возвышенный замысел: от галактик, взрывающихся солнц и восходящих светил мы спустились на московские бульвары, а потом нам как читателям открылась не просто "проза", а "изнанка" жизни, которая скрывается за некоторыми (не всеми, не пугайтесь!) романтичными поворотами. 

Мне приснилось, что я Аль Пачино,
А проснулся — всего лишь Брэд Питт.

(...)
Что и ты не певица Мадонна,
А всего лишь Патриция Каас.

(не знаю, за что так Брэда Питта и Патрисию Каас, ведь для многих они - образец мужской и женской красоты. Вообще беда с этим "эталоном красоты", у каждого он свой, и, безусловно, армия поклонников Каас и Питта может здесь обидеться на "всего лишь". Но мысль о том, что "казалось" одно, "оказалось" другое, очевидна. Хотя, повторюсь, способы выразить её "оказались" вызывающими вопросики. Вот я, например бы, по моему вкусу, певицу Мадонну и Патрисию Каас переставила бы местами. Только тс-с-с, не говорите армии поклонников певицы Мадонны!)

В общем, романтика закончилась, если мы от есенинской Анны Снегиной перешли к западным знаменитостям, которые ассоциируются в чем угодно - миллионными гонорарами, "успешным успехом", "развратным развратом", скромным обаянием буржуазии - только не с тем, что мы привыкли считать романтикой. 
Но, впрочем, я вру и преувеличиваю и вообще рано запаниковала о кончине романтики. Вот же она - во всей красе, в заключительном четверостишии! 

Жизнь с тобою свела нас не даром,
Хоть причину я понял с трудом
Лишь когда подлецы санитары
Нас связали и тащат в дурдом.

(куда бы ни тащили и кто бы ни тащил, но главное - вместе! Хотя находиться в этом заведении, конечно же, будут в разных палатах)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Набивая «драпом» папиросы,
Я мечтал. Так проходили дни.
Если в космос посылать запросы,
То поверь — исполнятся они.

Вот теперь я стал миллионером,
Рядышком прекрасная жена.
И зачем я вымечтал мегеру?
Счастья в этом нету ни хрена.

Нет, романтика всё же умерла. Несмотря за исполненные буквально до запятой запросы, посылаемые в космос.
Объясню почему.
Хотя начинается заключительное стихотворение вполне "в тренде" общей подборки - с "запросов в космос", оно антиромантично. Да, это уже не романтические галактики, а уже утилитарные запросы, но, тем не менее, всё-таки космос же, отчего же романтика умерла, спросите вы?
Правильно сказать: "от чего". От "ни хрена". Вот это "ни хрена" в конце, в качестве финальной точки и "запоминающейся последней фразы" (вспоминаем Штирлица, ага, да) убивает весь романтизЬм на корню. В моём лично понимании. И мы окончательно утверждаемся на земле, крепко на неё становимся всеми ногами, сколько их там есть, и затягиваемся папироской.
Да, волшебное созвездие Золотая Рыбка дало любовь и миллион, но в исполнении желаний есть подвох, а "сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот теперь я стал миллионером,
Рядышком прекрасная жена.
И зачем я вымечтал мегеру?
Счастья в этом нету ни хрена.

(да, вот так выглядит современное разбитое корыто - с шестью нулями и при этом почему-то набивными папиросками. Но в утешение скажу, что, возможно, он-то "вымечтал" себе не мегеру, изначально исполненное желание вполне могло быть качественным. Но почему-то хрупкие томные барышни со временем проживания рядом с любимым человеком иногда действительно становятся "вымечтанными мегерами". Правда, всё относительно в этом лучшем из миров - трансформацию лирического героя Автор скромно оставляет за скобками этого стихотворения)

Автор, чьи стихи мы сейчас читали, больше увлекается прозой - это я точно знаю. Тем более хочется отметить качественную работу со словом и в поэзии - всё, что хотел сказать, сказал.
Но я бы назвала всю подборку несколько иначе: не "Цунами", хотя это действительно сходно с нашествием волны цунами, а скорее "Цунами, навеянное классикой". В одном из стихотворений мы встречаем прямые аллюзии к "Незнакомке" и "Анне Снегиной", в других - менее явные, но, безусловно, узнаваемые, уже из советских хитов, на сегодняшний день ставших киноклассикой: "Почему же ты мне встретилась лишь теперь" и "А я иду, шагаю по Москве". Но Автор предлагает свои вариации и своё прочтение, отталкиваясь от них как от лейтмотива и выстраивая свою историю. Мы верим и в эту "Анну Снегину", и в Москву, и в цунами чувств. 

...А заканчиваем в больнице, в смысле, в дурдоме, где "счастья нету ни хрена". Поэтому, если рассматривать подборку как нечто целостное, то "лодка любви" у нас опять "разбилась о быт", и, как зима в России, совершенно внезапно и неожиданно. Не совсем понятно, почему в этой подборке Автор решил "запречь в повозку" сразу же "коня и трепетную лань".
Но если читать каждое стихотворение по отдельности, то они, конечно же, очаровательны. Запряжены и исправно тащат. А сквозной персонаж - та самая "Анна" - говорит нам о том, что данная подборка всё же чем-то, да объединяется. Правда, в финале "Анна" немножко подвела, но зато какие стихи получились... 

Оценка: 

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

9

- за техническую точность и выразительность,

- за лирическое и юмористическое разнообразие.


Оценка произведения: 9

Обсуждение
09:47 12.10.2025(3)
3
Анна Белецкая
Жаль, что автор неизвестен....
12:22 30.11.2025(1)
Iojik A
"Стихи чеканят шаг" - вам не кажется это ляпом? Где можно услышать шаги стихов? - это чушь.
Да и осень не чеканит шаг... Где такое можно слышать, чтобы осень чеканила шаг? Приведите пример осенних шагов. Это тоже ляп.
Вот дождь может "шагать по крыше" - тут можно согласиться. Дождь слышно, даже, если за окном темно.
Я бы оценил этот стих на "неуд".
14:13 30.11.2025(1)
1
Слово Автора
Подайте заявку администрации, что будете рецензентом, и оценивайте. Здесь исключительно моё мнение.
"Чеканят шаг" - не ляп, а словесный оборот. Автор посчитал его уместным, потому и употребил. Притом стихи есть разные - есть определённые ритмы, которые легко можно ассоциировать то с чеканным шагом, то с шумом дождя, то с шёпотом.
21:26 30.11.2025(1)
Iojik A
Объясните этот оборот: "осень чеканит шаг" и "стихи чеканят шаг". Можно понять например "осень танцует, кружится и т. д." - это можно наблюдать по кружению листвы. А "ОСЕНЬ ЧЕКАНИТ ШАГ" - это откровенный ляп.
Я бы с удовольствием стал рецензором, так как наблюдаю слабый уровень рецензоров на этом сайте.
Но, боюсь, такая ситуация с рецензорами всех устраивает. Поэтому всё так и останется.
22:40 30.11.2025(1)
Слово Автора
Слабые мои рецензии или сильные - в любом случае их все видят.
А ваши таланты мы пока не разглядели. Хоть бы одну опубликовали - для наглядности и устрашения. А то все эти разговоры "да я бы тут, да всех бы разогнал в пять минут" - в пользу бедных, извините. Спасибо за внимание. 
19:24 03.12.2025(1)
Iojik A
У меня около десятка работ уже опубликовано.
Сколько надо? Тыщу?
20:05 03.12.2025(1)
Слово Автора
Я имею в виду рецензии - мы же о рецензиях речь ведём? Напишите парочку для назидания несведущим
20:15 03.12.2025(1)
Iojik A
Насколько я понимаю, надо получить право делать рецензии. Мне такого права не дали еще. Если дадут, то готов дать рецензию на любой стих, в том числе и на ваш какой-нибудь. Если не боитесь.
Я, например, не боюсь и попросил рецензию на один из своих стихов. Рецензию от вас. Я не боюсь низкой оценки, которые от вас ожидаема. Но эту оценку еще надо обосновать...
Слабо? Не слабо?
20:23 03.12.2025(1)
Слово Автора
Рецензию на детские загадки? Слабо или не слабо? Вам это правда надо? 
P.S. Что значит "от вас ожидаема"? Я занижаю оценки авторам или вы ожидаете, что буду предвзята лично к вам? Я посмотрела уже - низкой оценки там не будет, качественные стихи. Но рецензию на детские загадки - оно вам реально надо? 
P.P.S.
Можно приколоться, конечно... 
20:53 03.12.2025(1)
Iojik A
Детские загадки зачастую более образные и в них больше поэзии, чем в стихах какого-нибудь признанного поэта-классика.
Но если не хотите, то отзываю просьбу по рецензии.
Тут ваше право.
21:28 03.12.2025(1)
Слово Автора
Я не говорила, что я не хочу, я уточняла - точно это вам так уж необходимо или нет.
Прислал, отозвал... 
Коротко могу и здесь сказать, без оценки, "раз пошла такая пьянка": загадки действительно очень ёмкие, точные, в лучших традициях, что называется, и даже лучше. Но вот про чайник совершенно не угадывается, только с картинкой. Поскольку задуман совершенно конкретный чайник с цветочком на боку, а не "чайники" как таковые. Это привязывает загадку к рисунку. Если так задумывалось - то это, конечно же, не замечание, а уточнение.
А в целом мне понравилось. Хорошая поэзия для детей, коей сейчас очень мало. 
22:07 03.12.2025
Iojik A
Чайники, как и сковородки бывают разные. Обычно чайник - обливной и практически всегда с цветами на боку.
Эта загадка не сложнее других.
19:27 27.10.2025(1)
1
Валерий Свидерский
Полагаю, что автор - женщина.
14:17 30.11.2025
Татьяна Лоза
Валерий, автор - мужчина, 100%
15:23 12.10.2025
1
Слово Автора
Ну, мне-то он известен, но когда я увидела, что стихи подписаны "Аноним", то как-то вот тормознула... 
Не люблю палить народ, не желающий палиться)))
Спрошу, можно ли указать, и как. 

P.S. 
К сожалению, Автор пожелал... в смысле, остаться неузнанным. Ну, воля Автора
18:26 12.10.2025(2)
1
Татьяна Лоза
И ничего Вы и не злобный критик. Отличная рецензия. Читать одно удовольствие.
Автору - удач и не проходящего юношеского задора)
Автора знаю, но никому не скажу))
19:24 30.11.2025
Валерий Свидерский
Перед лицом двух знакомцев автора-верю, что это мужчина.Хотя для мужчины доля меланхолии  и разачарования зашкаливает. На мой читательский взгляд.
18:28 12.10.2025
1
Слово Автора
Тысссссссссссссс! Тише, товарищи, нас подслушивают. 
А тут злобствовать незачем - Автор грамотный и умный. Правда, его автопародия больше похожа не на юмор, а на иронию, "мудрость жизни", но каждое произведение - завершённая и логичная штука.