Под общим названием "Цунами". Оказавшись под воздействием настоящего цунами из стихов, постараюсь уделить внимание каждой волне, дошедшей до берега.
Для начала скажу, что, если судить по первому стихотворению, техника на достойном уровне: мысль высказана вполне прозрачно, как дождь на стекле, красивый финал, лаконичная, но очень выразительная образность. Только "прогалины окна" немножко смутили, прогалины - это обычно тёмные места полян, где растаял снег. Это свобода от белого, светлого, тёмные пятна. Какие могут быть тёмные пятна на стекле, особенно во время дождя, я себе, к сожалению, так и не представила. Зато представила, как, чеканя шаг (иногда шлёпая по лужам), выходят из тумана новые образы и рифмы и сплетаются в стихотворения. Это очень красиво и задаёт некий лейтмотив всему стихотворению. А вот этот образ просто покоряет:
Вечер, лапой прикрывая нос,
Жалобно скулит в объятьях сна.
(ну не прелесть ли?)
Так что в целом "Новые стихи" хороши. Читаем дальше.
И, опять-таки, хорошая техника, хорошие образы и некоторая закольцованность по смыслу. Я говорю - "некоторая", поскольку первое четверостишие перекликается с третьим, словно бы переосмысливает его, подчёркивает новые оттенки, а всё действие стихотворения происходит, вернее, не происходит во втором. Действие стихотворения - это попытка лирического героя понять, что же, собственно говоря, произошло, и чего же не будет в его жизни, несмотря на некую встречу, обещавшую стать судьбой.
В душе, взрываясь, гасли звёзды,
А в сердце солнце восходило.
(красивый и даже вселенский, но противоречивый образ. Взрывались звёзды, всходило солнце - всё это хорошо, но почему "гасли"? Гаснущие звёзды - это ложная надежда, символ закрытия некоторых перспектив. На это, собственно, указывает фактически повтор первого четверостишия в третьем, но с вопросительным знаком - зачем они взрывались и зачем всходило солнце? Характерно, что всё это герой определил сам, не обращаясь к лирической героине, но не исключая, впрочем, некоторой надежды, отсюда в финале и вопросительная интонация)
Это стихотворение - "Анна" - из всей подборки понравилось больше всего. Я имею в виду себя, злобного критика, читатели вправе определять свои приоритеты. Но меня впечатлило. Точнее, даже не столько всё стихотворение, сколько его первые же строки:
В моей руке твоя рука,
Вокруг плывут галактик тени,
Ты Анна Снегина слегка,
А я чуть-чуть Сергей Есенин.
(очень романтично, согласитесь. Как раз тот случай, когда классика - в помощь влюблённому поэту, ненавязчивая образность)
Любовь - это всегда высокое чувство, вращающиеся галактики, взрывающиеся светила, восходящее солнце. Во всяком случае, так Автор видит и описывает пережитое, даже если его лирический герой держит в своих руках вполне земную ладошку своей спутницы. Любовь - это чувство, создающее и уничтожающее миры, и ни на одну крупицу звёздной пыли не меньше, считает Автор. Вот и здесь для описания чувств своего лирического героя он прибегнул не только к образам поэзии Серебряного века, но и к космическим величинам. Что ж, почему нет?
Конечно же, "твои небесные черты" и "мечтою дивной окрылённый" восходят скорее уж к веку Золотому, когда чувство к женщине возводилось в абсолют. Но вот ради этих строк, дышащих искренностью, я охотно бы согласилась на некий символизм остальных образов:
Я пять минут, хоть пять минут
Счастливый буду и влюбленный.
(собственно говоря, даже добавить нечего, настолько исчерпывающе и зримо, потому что любовь - это не только вращающиеся галактики и стихи классиков, но и некая иллюзия, в которой, впрочем, всегда рад потеряться)
Ещё одно стихотворение, зрелое и мудрое, без излишнего романтизма - мы словно бы стоим на том мосту с лирическим героем лицом к лицу с этой осенью, этими листьями и этим кораблём, увозящим юность.
Очень удачное отраженный мотив "смены времён года" в жизни человека. Веришь в это, печалуешься вместе с лирическим героем, но вместе с ним же надеешься, что и эта осень принесёт свою крупицу счастья. Почему нет?
А и лаконично и хорошо... Что ещё добавить? Всё сказано - да здравствует стихия.
Точнее, храни Господь от цунами, но пусть приходит цунами любви, хоть каждый день. А ещё говорят, что поэт интересен и продуктивен тогда, когда его чувства остаются без ответа... Автор опровергает это спорное утверждение. Здесь прекрасная выразительность в поэтических стихах - и полная взаимность между лирическими героями.
А здесь снова приём Автора, который я уже определяю как излюбленный - обрамляющий мотив, мысль, повторяющаяся в начале и в конце стихотворения, на которой Автор делает смысловой акцент. Образ, помогающий выстраивать всё стихотворение, почему бы и не повторить (особенно это хорошо для тех, кто в школе учил немецкий, они прочтут). Впрочем, в чтении Deutsch гораздо легче английского и ближе к латинскому.
Итак, всё стихотворение - под знаком "Москвы и Анны". Но здесь Автор уже не упоминает ни Есенина, ни Блока, он и сам способен "ответить за свою любовь")))
С технической точки зрения снова не вижу нареканий. Очень понравилась рифма "столетние липы" - "боги Олимпа". В этом есть некоторое возвышенное изящество и глубокий смысл.
Я прошу не о многом, лишь самую малость:
Чтобы счастье моё никогда не кончалось.
(да, дайте же ему эту "самую малость", ну что вам стоит?)
В общем и целом, в "Автопародии" я не вижу ни особых поэтических находок, ни особых технических проблем, с точки зрения техники всё ровненько, на уровне. Словом Автор владеет, и это очевидно. Все претензии - исключительно к смысловому наполнению. Да и претензиями их тоже трудно назвать - так, лёгкое удивление от прочитанного.
Эх, ну и зачем было в такую романтичную подборку включать такую "прозу жизни"? А впрочем, в этом тоже есть некоторый возвышенный замысел: от галактик, взрывающихся солнц и восходящих светил мы спустились на московские бульвары, а потом нам как читателям открылась не просто "проза", а "изнанка" жизни, которая скрывается за некоторыми (не всеми, не пугайтесь!) романтичными поворотами.
Мне приснилось, что я Аль Пачино,
А проснулся — всего лишь Брэд Питт.
(...)
Что и ты не певица Мадонна,
А всего лишь Патриция Каас.
(не знаю, за что так Брэда Питта и Патрисию Каас, ведь для многих они - образец мужской и женской красоты. Вообще беда с этим "эталоном красоты", у каждого он свой, и, безусловно, армия поклонников Каас и Питта может здесь обидеться на "всего лишь". Но мысль о том, что "казалось" одно, "оказалось" другое, очевидна. Хотя, повторюсь, способы выразить её "оказались" вызывающими вопросики. Вот я, например бы, по моему вкусу, певицу Мадонну и Патрисию Каас переставила бы местами. Только тс-с-с, не говорите армии поклонников певицы Мадонны!)
В общем, романтика закончилась, если мы от есенинской Анны Снегиной перешли к западным знаменитостям, которые ассоциируются в чем угодно - миллионными гонорарами, "успешным успехом", "развратным развратом", скромным обаянием буржуазии - только не с тем, что мы привыкли считать романтикой.
Но, впрочем, я вру и преувеличиваю и вообще рано запаниковала о кончине романтики. Вот же она - во всей красе, в заключительном четверостишии!
Жизнь с тобою свела нас не даром,
Хоть причину я понял с трудом
Лишь когда подлецы санитары
Нас связали и тащат в дурдом.
(куда бы ни тащили и кто бы ни тащил, но главное - вместе! Хотя находиться в этом заведении, конечно же, будут в разных палатах)
Нет, романтика всё же умерла. Несмотря за исполненные буквально до запятой запросы, посылаемые в космос.
Объясню почему.
Хотя начинается заключительное стихотворение вполне "в тренде" общей подборки - с "запросов в космос", оно антиромантично. Да, это уже не романтические галактики, а уже утилитарные запросы, но, тем не менее, всё-таки космос же, отчего же романтика умерла, спросите вы?
Правильно сказать: "от чего". От "ни хрена". Вот это "ни хрена" в конце, в качестве финальной точки и "запоминающейся последней фразы" (вспоминаем Штирлица, ага, да) убивает весь романтизЬм на корню. В моём лично понимании. И мы окончательно утверждаемся на земле, крепко на неё становимся всеми ногами, сколько их там есть, и затягиваемся папироской.
Да, волшебное созвездие Золотая Рыбка дало любовь и миллион, но в исполнении желаний есть подвох, а "сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Вот теперь я стал миллионером,
Рядышком прекрасная жена.
И зачем я вымечтал мегеру?
Счастья в этом нету ни хрена.
(да, вот так выглядит современное разбитое корыто - с шестью нулями и при этом почему-то набивными папиросками. Но в утешение скажу, что, возможно, он-то "вымечтал" себе не мегеру, изначально исполненное желание вполне могло быть качественным. Но почему-то хрупкие томные барышни со временем проживания рядом с любимым человеком иногда действительно становятся "вымечтанными мегерами". Правда, всё относительно в этом лучшем из миров - трансформацию лирического героя Автор скромно оставляет за скобками этого стихотворения)
Автор, чьи стихи мы сейчас читали, больше увлекается прозой - это я точно знаю. Тем более хочется отметить качественную работу со словом и в поэзии - всё, что хотел сказать, сказал.
Но я бы назвала всю подборку несколько иначе: не "Цунами", хотя это действительно сходно с нашествием волны цунами, а скорее "Цунами, навеянное классикой". В одном из стихотворений мы встречаем прямые аллюзии к "Незнакомке" и "Анне Снегиной", в других - менее явные, но, безусловно, узнаваемые, уже из советских хитов, на сегодняшний день ставших киноклассикой: "Почему же ты мне встретилась лишь теперь" и "А я иду, шагаю по Москве". Но Автор предлагает свои вариации и своё прочтение, отталкиваясь от них как от лейтмотива и выстраивая свою историю. Мы верим и в эту "Анну Снегину", и в Москву, и в цунами чувств.
...А заканчиваем в больнице, в смысле, в дурдоме, где "счастья нету ни хрена". Поэтому, если рассматривать подборку как нечто целостное, то "лодка любви" у нас опять "разбилась о быт", и, как зима в России, совершенно внезапно и неожиданно. Не совсем понятно, почему в этой подборке Автор решил "запречь в повозку" сразу же "коня и трепетную лань".
Но если читать каждое стихотворение по отдельности, то они, конечно же, очаровательны. Запряжены и исправно тащат. А сквозной персонаж - та самая "Анна" - говорит нам о том, что данная подборка всё же чем-то, да объединяется. Правда, в финале "Анна" немножко подвела, но зато какие стихи получились...
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь:
9
- за техническую точность и выразительность,
- за лирическое и юмористическое разнообразие.




