Писать о защитниках правопорядка одновременно и сложно, и интересно. Сложно – потому что работа у тех, кто надел погоны и пришёл работать в милицию (до сих пор не могу переключиться на западный вариант этого слова) действительно непростая. Интересно – потому что работа эта связана с людьми (пусть даже и оступившимися), а работать с людьми – это всегда интереснее, чем общаться с тем же компьютером, к которому мы уже настолько привыкли, что не мыслим ни одного дня без «железного друга», который снабжён помимо всего прочего ещё и монитором.
Как правило, такие произведения погружают читателей в мрачный и крайне напряженный мир действительности жизни тех, кто встал на защиту таких понятий как «правда», «честь», «совесть». Непростое это занятие – вести борьбу за правое дело, постоянно рискуя жизнью и постоянно попадая в компании тех, кто привык жить по законам, отличным от законов, которыми живёт большинство законопослушных граждан. «Рабочий день милиционера Лемешева» - не исключение.
Что предстает читателям буквально с первых строк? Яркий атмосферный фон, нестерпимо удушающий, что сразу говорит о том, что произведение будет ярким, динамичным. Автор в деталях вырисовывает квартиру, в которую попадает главный герой рассказа – это грязь как в обычном смысле этого слова, так и в моральном. Даже запахи – и те удаются автору: «дым дешёвых сигарет и продуктов сгорания», «перегар и варево ширки» - что это на самом деле? Это - метафоры жизни, которая погрязла в безнадёжности и безысходности. Ассоциальное поведение – словно добавка к уже нарисованному сюжету: хорошего здесь не жди. Дополнение это наполнено остротой и экспрессивностью, и даже такие детали, как «туберкулезные палочки», которые витали в воздухе, кажутся более, чем уместными. Вроде бы мелочь – но мелочь показательная.
Конечно же, все до единого персонажи изображены (лучше бы подошло «прорисованы», но поскольку пользуюсь этим словом достаточно часто, пусть сегодня на нас поработает более спокойный глагол - «изображать») с большой глубиной. Примечательно описание деталей. Бандит по фамилии Медведев, более «мелкая сошка» - всгего-навсего «Крючок» (этакая полуласкательная – полупрезрительная кликуха). Сам Медведев обрисован как «морда человекообразной обезьяны». Автор сразу даёт понять, что человек этот лишён даже самого мало-мальски элементарного интеллекта, что создает сильный визуальный и эмоциональный эффект. Чувство вторжения в его мир, когда он нападает на героя, а затем становится лишь призраком во сне, подчеркивает глубину внутреннего конфликта.
Ну, и наконец, переключение на личные проблемы главного героя после столкновения с преступником создаёт весьма интересный контраст. Уход Ани, тяжёлые переживания о разрушившихся отношениях словно обостряют внутреннюю борьбу героя, делая лейтмотив произведения более многослойным и подчёркивающим буквально каждый шаг, каждое действие.
Сцены, в которых главный герой вспоминает о ссорах, заставляют читателя задуматься о любви, взаимоотношениях, об ошибках, которые неизбежно случаются при этом… Использование рефлексии придает рассказу эмоциональную силу. Противопоставление обычной и преступной жизни как бы обретает общий смысл: проблема взаимоотношений между людьми так же актуальна, как и насилие в обществе. Каким бы необычным этот ход ни казался – но это действительно так.
Сам язык повествования разнообразен: от резких лаконичных фраз, когда действие разворачивается с высокой скоростью, до лиричных рассуждений о жизни и потере любимой и близкой женщины, создающих ощущение глубины и – опять же! – контраста. Неудивительно, что язык пропитан специфичным меланхоличным юмором, характерным для людей, работающих на передовой линии борьбы с преступностью.
Небольшое отступление: можно было бы ещё поработать над излишними описаниями. В частности, некоторые отрывки (например, сцены, описывающие внутренние переживания героя) выглядят немного перегруженными, что чуть-чуть отвлекает от общей линии повествования.
Сцена, где речь идет об убитой собаке, опять погружает читателей в мрачный мир действительности, отображая как социальные проблемы, так и внутренний мир героев, их переживания. Сцена актуальна? Безусловно, да. Безысходность, описанная в ней, и мысли о том, что по одним и тем же улицам ходят и преступники, и совершенно обычные люди – всё это фрагменты наших дней, нашей действительности.
И снова автор мастерски вырисовывает образ главного героя, работника милиции, который оказывается в центре трагических событий. Столкновение с пьяным, неадекватным соседом, убившим собаку, становится не только катализатором насилия, но и столкновением двух человеческих судеб. В одно мгновение происходит изменение двух жизней, двух судеб: Пискарёва, который не смотря на свои хулиганские выходки, был обычным человеком, и главного героя, который в рамках своей профессии обязан применить оружие.
Сквозь всё произведение (даже когда Лемешев падает, теряя сознание, и ощущает, что на него наваливается тело Медведева) красной линией идет ход мышления главного героя: его профессия не защищает, а лишает жизни. Такой глубокий подход придаёт тексту особую глубину: он заставляет задуматься о трудностях выбора, с которым сталкиваются правоохранители.
Вернёмся к эпизоду с убитой собакой: жизнь вроде только-только начинает рассветать – и тут же прекращается. И не просто прекращается, а отнимается! И, конечно же, переход к личной жизни героя на фоне происходящих событий также интересен. Контраст между насилием на улице и пусть относительным, но всё же уютом дома, служит предупреждением того, как легко можно потерять всё, даже не успев оценить радости жизни.
Что ещё можно добавить? Может показаться, что недостатком текста может стать излишняя жестокость, которая, хотя и подчеркивает остроту проблем, может отпугнуть часть читателей. Однако речь идет о реалиях жизни, где насилие все еще является неотъемлемой частью стереотипов о безопасности.
Очень к месту пришлось описание вечернего возвращения домой главного героя, где автор использует поэтические образы, создавая контраст между красотой природы и тёмными событиями, произошедшими ранее. Это делает текст по-разному многослойным, заставляя читателя увидеть не только жестокость, но и хрупкость человеческой жизни.
Грамматических ошибок не выявлено. С точки зрения стилистики и лексикологии текст соответствует выбранной для рассказа теме.
В целом, отрывок демонстрирует высокое мастерство автора в создании сложных, противоречивых образов, что никак не может оставить читателя равнодушным. Выбор очень значимых тем, таких как насилие, жизнь и смерть, привязанность и разлука, заставляет задуматься о многих аспектах современного общества. Произведение стоит читать, чтобы увидеть конфликт как внутренний, так и внешний, в его полном объеме, заставить задуматься о месте человека в мире, в котором порой не место человеческому.
На основании вышеизложенного, считаю, что рассказ заслуживает высокой оценки.


















Но у меня получилась при этом немного детективная история.
Дело в том, что я читала в телефоне, а в нём ограничения полей и я не увидела кто автор.
Странно,- подумала я, но не стала этого выяснять. - Потом разберусь.
И чем дальше я читала, тем больше знакомых ноток узнавала.
А в конце рецензии я уже точно знала кто автор.
Замечательная рецензия и рассказ автора Алексея Борисовича получились ко дню праздника Дня сотрудника
внутренних дел!