Стихотворение «ОСКОЛОК БОЯ»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 143 +1
Дата:
Предисловие:
По рассказу деда, который в 58 лет был ополченцем под Москвой.

ОСКОЛОК БОЯ

                   Посвящается деду – ополченцу.
Атаки яростней, но реже,
от трупов снег рябой кругом,
сгорел, развален, искорежен,
но не сдается старый дом.
В пыли кирпичной мертвых лица,
остались дед и старшина,
там – за спиной стоит столица,
а в сердце – ярость и страна.
Рубеж последний дышит гарью,
нутром подвального гнилья,
кровавой раскаленной сталью
и прахом бывшего жилья.
Из груды кирпичей от печки
торчит трехногий табурет.
раздробленным стеклом расчерчен,
валяется в пыли портрет.
На фотографии улыбка - 
заснул ребенок в люльке рук,
как гроб раскрыт футляр от скрипки,
раздавлен балкой скрипки труп.
Пролом в стене, как амбразура,
не умолкает автомат,
весь в копоти – зрачки да зубы,
меж выстрелов матерый мат.
Давно оглох дед от снарядов,
в крови других, пока живой,
друг трудно умирает рядом,
зажав ладонями живот.
Бинты – последняя обнова –
навылет в грудь, осколок в пах,
глаза кричат, но вязнет слово
на окровавленных губах.
И, мстя за раненого друга,
дрожит от выстрелов боец,
а гильзы звякают об угол
и плачет в небо нежилец…
Эпоха жертв, эпоха боли,
бессмертной славы и вины…
Застрял в глазах осколок боя,
щемит на сердце лед войны.
Послесловие:
Послесловия нет - некому говорить.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:01 26.04.2024 (1)
Хороший стих...Знаешь, Игорь, У Вас неплохо получилось... Вы там не были,  а я был... Я по другому , конечно писал.... Сегодня подам, почитайте, при случае...
     19:56 26.04.2024 (1)
Стас, я этот рассказ слушал, когда мне было лет 11, разумеется я не расспрашивал о деталях и подробностях, однако сильно врезалось в память, что умирающий просил пить, а дед просил патроны, но никого вокруг не было - он и старшина, остальные были мертвы. Если честно, то я даже не спросил конкретно место, знаю только, что это было зимой дед сильно обморозился, заболел и его комиссовали и по возрасту и по здоровью. Он прожил еще 5 лет, работая в деревне кузнецом. Это было где-то на западе недалеко от Москвы. А немцев я видел в живую, они стояли в той же коммуналке, где и мы с братом и мать. Немец чуть не застрелил младшего брата 1,5 года, так как он болел и постоянно плакал, мешал немцу спать. У меня про это есть стих, кажется "ПАМЯТЬ ДЕТСТВА", мне тогда было где-то 3,5 г. Помню. как они пришли, помню, как они бежали. Мало кто из поэтов, участников войны описывает детали сражений. В этом плане мне нравится Давид Самойлов. С уважением.
     21:17 26.04.2024
Добро! Принято и понято!
     11:52 25.11.2023 (1)
Достойные стихи!
     15:00 25.11.2023 (1)
Рыбак рыбака - балуете старика.
     15:04 25.11.2023 (1)
Мне очень понравилось, как Вы, Игорь, пишите.
     15:49 25.11.2023 (1)
Тата, Поэзия, не только высшая форма философии, это ещё и любимая до гроба женщина. Её надо не только понимать, но еще и ублажать. по тому что с нею всегда на должном уровне.
     16:51 25.11.2023 (1)
Я согласна с каждым Вашим словам, Игорь. 
Плюс: я считаю, что поэзия есть и высшая форма языка.
     18:38 25.11.2023 (1)
Молодец! Садитесь - отлично.
     19:40 25.11.2023 (1)
Спасибо Вам, Игорь!
     20:11 25.11.2023 (1)
Тата, коротко по этому вопросу. Я по профессии авиаинженер, разработчик технологий эксплуатации и обслуживания самолетов и вертолетов. Занимался этим 50 лет, был автором и основным ведущим вертолетам конструктора Миля: типа  Ми-2, Ми-8, Ми-6. Так вот, все наши отечественные самолеты типа Туполева, Ильюшина, Яковлева, Антонова - канули в лета, а перечисленные вертолеты, которые и сейчас работают по разработанной мною документации, летают, как в гражданской авиации, так и в военной. А причина в том, что одновременно с разработкой техдокументации. я серьёзно занимался и поэзией, которая требовала от меня, кроме логичности изложения материала, ещё краткости и точности изложения действий, отсутствия лишних слов, отсутствия двойственности понятий, обязательности наличия элементов предвидения тех или иных действий. И как раз это тоже требовалось и при разработке технологий, по тому что в авиации неправильные действия технического или летного состава (который работает по  правилам и документам  написанным разработчиком и утвержденным в Министерстве) всегда влекут к катастрофам. Вот это и есть "ВЫСШАЯ ФОРМА ЯЗЫКА", доказанная мною на практике в моей профессии. Будьте здоровы.
     20:26 25.11.2023 (1)
Игорь, я искренне уважаю Ваше мнение, 
Таких людей, как Вы, мало. 
Если они где-то сегодня ещё есть 
(я горорю это с грустью).
     21:55 25.11.2023 (1)
Тата, такие как я, в жизни всегда не успешны, по тому что таким требуется всегда говорить правду, а это не уважают. У нас уважают только: "Что изволите?". Вся моя поэзия отражает то время в котором я жил и это одна из главных задач поэзии. Чем велик О. Мандельштам, а тем, что читая его и душой, и телом чувствуешь трагедию того времени, а вот "нобелевский лауреат" Пастернак, который возможно и выдал Осипа, живший в то же время, писал про пейзажи и свечки на столе, и не одного стиха о ВОВ, хотя и жил в то время, и был военным корреспондентом, и получавший за это зарплату. В дальнейшем, если буду здоров я выложу здесь много стихов о времени в котором прошла моя жизнь. Будьте здоровы.
     15:38 05.12.2023 (1)
А можно вступиться за Пастернака? Очень актуально и в наше время.
Страшная сказка
Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.
1941 г.
     16:38 05.12.2023 (1)
Ишь ты, чего написал, сидя у себя в подаренной даче в Переделкино. а что же не написал ничего конкретного о войне. он ее непосредственный свидетель? Вон Д. Самойлов, отвоевавший всю войну непосредственно в окопах, а не на даче. написал много чего и не одну книгу. Да. ничего не скажешь, от был большой талант, но тем хуже для него. Богом данный дар потратил на пейзажные побрякушки, Живаг, баб и холуйство.
     17:02 05.12.2023 (1)
Смерть сапера
Мы время по часам заметили
И кверху поползли по склону.
Вот и обрыв. Мы без свидетелей
У края вражьей обороны.
Вот там она, и там, и тут она —
Везде, везде, до самой кручи.
Как паутиною опутана
Вся проволкою колючей.
Он наших мыслей не подслушивал
И не заглядывал нам в душу.
Он из конюшни вниз обрушивал
Свой бешеный огонь по Зуше.
Прожекторы, как ножки циркуля,
Лучом вонзались в коновязи.
Прямые поподанья фыркали
Фонтанами земли и грязи.
Но чем обстрел дымил багровее,
Тем равнодушнее к осколкам,
В спокойствии и хладнокровии
Работали мы тихомолком.
Со мною были люди смелые.
Я знал, что в проволочной чаще
Проходы нужные проделаю
Для битвы завтра предстоящей.
Вдруг одного сапера ранило.
Он отползал от вражьих линий,
Привстал, и дух от боли заняло,
И он упал в густой полыни.
Он приходил в себя урывками,
Осматривался на пригорке
И щупал место под нашивками
На почерневшей гимнастерке.
И думал: глупость, оцарапали,
И он отвалит от Казани,
К жене и детям вверх к Сарапулю,
И вновь и вновь терял сознанье.
Все в жизни может быть издержано,
Изведаны все положенья,
Следы любви самоотверженной
Не подлежат уничтоженью.
Хоть землю грыз от боли раненый,
Но стонами не выдал братьев,
Врожденной стойкости крестьянина
И в обмороке не утратив.
Его живым успели вынести.
Час продышал он через силу.
Хотя за речкой почва глинистей,
Там вырыли ему могилу.
Когда, убитые потерею,
К нему сошлись мы на прощанье,
Заговорила артиллерия
В две тысячи своих гортаней.
В часах задвигались колесики.
Проснулись рычаги и шкивы.
К проделанной покойным просеке
Шагнула армия прорыва.
Сраженье хлынуло в пробоину
И выкатилось на равнину,
Как входит море в край застроенный,
С разбега проломив плотину.
Пехота шла вперед маршрутами,
Как их располагал умерший.
Поздней немногими минутами
Противник дрогнул у Завершья.
Он оставлял снарядов штабели,
Котлы дымящегося супа,
Все, что обозные награбили,
Палатки, ящики и трупы.
Потом дорогою завещанной
Прошло с победами все войско.
Края расширившейся трещины
У Криворожья и Пропойска.
Мы оттого теперь у Гомеля,
Что на поляне в полнолунье
Своей души не экономили
B пластунском деле накануне.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
1943 г.
     20:47 05.12.2023 (1)
Уважаемая Галина, в этом стихе полно ошибок, пейзажных, сюжетных, сразу видно. что в этом деле он просто профан. Вот конкретно по словам этого  творения никогда не напишешь сценарий, потому что здесь свалено всё в одну кучу. Ползли вверх и вдруг очутились над обрывом, а что дальше? Сплошная колючка, где, на обрыве что ли? И почему, вдруг, "Он наши мысли не подслушивал?" Что они так ползли ночью, что их засекли аж из каких-то конюшен? Тогда так и скажи, что по какой-то причине их засекли и стали освещать прожекторами, тогда прим здесь на склоне обрыва какие-то коновязи, автор. что не знает что-ли что это такое? Далее, что такое Зуше? (если это река, то о ней тексте ни слова.)  Далее, что у него такое - прямые попадания, во что прямые попадания. если после этого летела только грязь и земля? (что прямые попадания в землю?). Вообще - бред сивой кобылы. ну и дальше всё общими плакатными словами. Но сразу видно, что в этом он слабак. Галина, у меня много военных стихов, и хотя у меня нет ни Нобелевки, ни дачи в Переделкино, одним словом ничего нет, но мои военные стихи значительно сильнее его. Я сразу так не могу выложить все стихи, их у меня около тысячи, но при случае прочтите. там значительно все правдивее и точнее, хотя я писал их только по документальным материалам и воспоминаниям ветеранов. С уважением. Вот сейчас, специально для Вас выложу стих - "Незабудки войны", а стих "Последний шаг" уже есть так вот сравните реальность события и точность деталей.
     21:14 05.12.2023 (1)
Ваше стихотворение мне понравилось.

Но стихи Пастернака обсуждать не хочется, писалось стихотворение в 1943 году, а сейчас с него не спросишь, как рождались образы. Нобелевку он получил за прозу, которая в то время была востребованной. А "свеча горела" - это уже классика. Выложила их здесь только потому, что Вы написали: и ни одного стиха о ВОВ, хотя стихи о войне у него есть, чтобы не вводить авторов фабулы в заблуждение.
     22:30 05.12.2023 (1)
А чего спрашивать, как рождались образы, если они в стихе и фальшивые. В сюжет стиха нужно входить и жить в нем и ты сразу понимаешь фальшивый он или правдивый. А что такое классика - "свеча горела на столе", как от свечи, стоящей на столе и явно выше уровня кровати, возникают тени скрещенных ног на потолке? Элементарная физика, ведь такого просто не должно быть. Что  субъекты специально с кровати поднимали ноги над столом и скрещивали их? У него в стихах много такого ляпа. 
     22:42 05.12.2023 (1)
Позвольте с Вами не согласиться. Тени от свечи, скрещенье через запятую, а не через двоеточие - основная мысль этого катрена - судьбы скрещенье. Стихотворение музыкально, напевно, и каждый образ удачно вписывается в канву. К тому же замечательные олицетворения. Я не очень люблю стихи про любовь (извините за тавтологию), но здесь больше философский смысл любви.
     00:43 06.12.2023 (1)
В стихе, если он описывает сюжет, действие или явление, все должно быть, как в жизни, а не как автор предполагает по своему хотению. Вот смотрите, как вы цепляетесь, за какие-то запятые и двоеточие, хотя тут все элементарно - нарушен закон физики. А по какой причине? А все просто "элементарно Ватсон", или он просто неуч, (что мало вероятно), или ему было лень искать рифму к слову "на стене" (я пробовал - это действительно трудно), а на "столе" - элементарно - "феврале". И при глубоком изучении Пастернака находишь массу таких фактов. "Пипл - схавает", вот он и хавает, придумывая разное - музыкальную напевность и канву, и разные олицетворения. И самое последнее, как только в обсуждении чего-то. мы с вопроса смыла и сути переходим на запятые и двоеточия или не так поставленную букву, это значит просто уход от темы, т. е. Фабулы.
     00:59 06.12.2023 (1)
Знаки препинания - это тоже инструмент, а не какие-то запятые и двоеточия. Знаки препинания отражают смысл. Поэтому не воспринимаю, когда в стихах этих знаков нет, и даже не хочу их читать. Есть законы физики, а есть законы синтаксиса. А также есть художественные средства: сравнения, эпитеты, олицетворения, литоты, гиперболы и много чего ещё.

Сравните:
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

 Это перечисление, а не тени скрещенья. Лучше бы, конечно, стояла точка. Тогда мысль закончена, а дальше перечисление (хотя надо бы в книге посмотреть, точка или запятая стоит).

А вот если так:
На озаренный потолок
Ложились тени:
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

Тогда перечисление относилось бы к теням.
     17:34 06.12.2023 (1)
Конечно, я всегда приветствую таких дотошных людей, пока они не переходят в разряд Фомы Неверующего. И сколько я не экспериментировал со свечкой, столом и кроватью - никогда на "озарённый (свечкой) потолок" не "ложились ни какие тени", по тому. что (повторюсь десятый раз) свеча горела не на кровати, а в сторон на столе, уровень которого выше уровня кровати. И не каких предметов (типа ног, рук, запятых, двоеточий, особливо - "скрещение судеб") между свечой и потолком не было. Ну чего искать там где этого не может быть, потому что "не может быть никогда". Кстати, повторюсь у Пастернака таких ляпов полно, начиная от "косяка на подмостках", (кажется в Судьбе) и кончая (стручком гороха и Моцарта) в его "Соловье. И не смотря на "раздрязганность" по сравнению с ним О. Мандельштама, последний на голову выше талантом этого приспособленца. А самое главное, что он будучи и талантливым и чтимым и богатым поэтом, ( если бы в наше время столько бы платили за стихи, сколько платили тогда, сейчас за стихи или обдирают, как липку или "мочат в ваннах") даже в стол не писал о том времени, в котором он жил, а это и является основной задачей и предназначением поэта.
     14:09 07.12.2023 (1)
Думаю, на этот пост Вам ответит сам Пастернак:

«Но кто мы и откуда,
Когда от этих лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет…»
  
     15:35 07.12.2023
Глубокоуважаемая Галина, этот (приведенный Вами текст) можно перевести по другому и более мудро - "А после нас - хоть потоп." Мандельштам пошел по другому и он показал ДУХ ВРЕМЕНИ, и возможно был самым РУССКИМ - Евреем, а этот (талантливый проныра) - просто показал лицо своей нации. Но это только мой личное мнение и отношение к этим двум гениальным поэтам. Вам всех благ.
     12:30 25.11.2023 (1)
Игорь, моё уважение и благодарность за каждую строчку. Читала и  дыхание сбивалось... 
     15:12 25.11.2023
Спасибо за понимание, сейчас про ВОВ по настоящему почти никто не пишет, а на груз двести запад санкции не накладывает. Когда-то и сам участвовал в погрузке  оного. Читайте про это следующий стих.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама