Произведение «О пеласгах.» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 581 +1
Дата:
Предисловие:
Во многих трудах античных авторов пеласги предстают не только как наиболее древний, довольно многочисленный и продвинутый (в частности, как строители и земледельцы) этнос Эллады, но и как люди весьма «благочестивые и добродушные», а также и как предприимчивые, мобильные, довольно воинственные и агрессивные (племена пеласгов с острова Лемнос нападали на Афины (по Геродоту)). При захвате новых земель пеласги часто вытесняли местное население; однако и их самих нередко изгоняли с обжитых мест.

О пеласгах.

                                                                    М.И. Зильберман
                                                                          О пеласгах.


Предисловие.
Во многих трудах античных авторов пеласги предстают не только как наиболее древний, довольно многочисленный и продвинутый (в частности, как строители и земледельцы) этнос Эллады, но и как люди весьма «благочестивые и добродушные», а также и как предприимчивые, мобильные, довольно воинственные и агрессивные (племена пеласгов с острова Лемнос нападали на Афины (по Геродоту)). При захвате новых земель пеласги часто вытесняли местное население; однако и их самих нередко изгоняли с обжитых мест.

Содержание.
1. Античные авторы о пеласгах.
1.1. Пеласг и его народ.
1.2. Ареал обитания пеласгов.
2. Сведения из археологии.
2.1. Палеолит.
2.2. Мезолит и позднее.
Заключение.

1. Античные авторы о пеласгах.
1.1. Пеласг и его народ.
«Пеласги» (др.-греч. «Πελασγοί» («пеласгои»)), как исстари известно, не самоназвание, но наименование, данное древними греками этому этносу (некой совокупности кровнородственных племён; по Геродоту - «всё пеласгическое племя»), населявшему Грецию ещё до прихода в страну протогреков-ариев (ахейцев, а затем и дорийцев (фригийско-фракийские племена)).
«Исследование гео¬графического распределения и хронологии следов» миграций праариев показывает, что их переселение [через Подунавье и Балканы в Грецию] проходило двумя волнами (ахейцы), первая из которых, дат. ок. 2100 г. до н.э., «затронула неко¬торые приморские поселения на полуостровах Эллады, тогда как «вторая распространилась из Македонии по суше ок. 1900 г. до н.э.» («История человечества». Под ред. З.Я. Де Лаата. 2003). Принято полагать, что на рубеже XIII-XII вв. до н.э. в страну вторглись племена дорийцев. Так (Ш.Д. Инал-Ипа. 1976) «Ещё Геродот указы¬вал, что ядро эллинского народа составляли первоначально до¬рийцы… (которые) они затем вобрали в себя много… различного… (и) прежде всего (от) пелас¬гов».
И как повествует Геродот Галикарнасский (V в. до н.э.), вся страна (Эллада) ранее называлась Пеласгией (ср. Пелопоннес), а её население происходило от пеласгов. Однако языка этих пеласгов «Отец истории» не понимал (I. 58): «На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам (в V в. до н.э.), что живут севернее тирсенов/тирренов (римляне называли их этрусками) в городе Крестоне на полуострове Акта («они (педасги) некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида» (по Гекатею Милетскому (550-490 гг. до н.э.) - Фессалия Пеласгиотидская)), и затем, (судя) по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте (пролив Дарданеллы), оказались соседями афинян, а также и (судя) по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке (т.е. не на индоевропейском языке эллинов). Если, стало быть, и всё пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ (в Аттике), будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь ещё и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей (эллинов). Это доказывает, что они ещё и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения» (из Малой Азии, см. ниже).
Впервые пеласги упоминаются в «Илиаде» Гомера (VIII в. до н.э.) как союзники Трои. Согласно Гесиоду (VIII-VII вв. до н.э.), в изложении Страбона (I в. до н.э. - I в. н.э.), легендарный Пеласг (Πελασγός), эпонимный праотец пеласгов (древнейшего населения Греции), был рождён Матерью-землёй в Аркадии.
Так, в пьесе «Просительницы» Эсхила (525-456 гг. до н.э.) Пеласг говорит о себе:
                                            Пелехтона я сын, Землёю рожденный,
                                                  И сей земли владыка. Имя мне Пеласг;
                                                  И племя, что поля сии возделало,
                                                  Пеласгами зовется по царю (сей) земли.
                                                  Я всей землей на запад от священных струй
                                                  Стримона правлю, и Перробов области
                                                  В своих держу пределах, и за Пиндом край,
                                                  Пэонам смежный, и Додону горную;
                                                  А за горою царства грань - волна морей.
                                                  И все земли и далее - под моей рукой.
Поэт Асий Самосский (ок.700 г. до н.э.) и географ Павсаний (I в. до н.э.; «Описание Эллады») повествуют о Пеласге как о первом человеке, рождённом богиней матерью-Землёй:     
                                            Богоподобный Пеласг на горах высоколесистых
                                            Чёрной землею рождён, да живёт здесь племя людское.
Во фрагменте же «Генеалогий» Гекатея Милетского (VI - нач. V в. до н.э.), а также и у Аполлодора Афинского (II в. до н.э.,) говорится (одна из версий), что Пеласг являлся сыном бога Зевса и Ниобы, которая, согласно Акусилаю (VI век до н.э.), была дочерью царя Форонея, сына аргосского Инаха (первая смертная женщина, которую возлюбил великий Зевс). И у Пеласга и дочери Океана Мелибеи родился сын Ликаон, основавший династию царей Аркадии. Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) же, цитируя Ферекида Леросского (V век до н.э.), сообщает, что Энотр и Певкетия, потомки Ликаона от брака с наядой (нимфой)  Килленой (известна гора Киллена), - эпонимы народов Южной Италии. А в одном фрагменте Гелланика Лесбосского (V век до н.э.) говорится, что город «Лариса» в Фессалии основал аргосский царь Акрисий, назвавший город по имени дочери Пеласга (именем нимфы Ларисы (по одной из версий - супруги Посейдона) названы (как минимум) два города в Фессалии (один - у моря, другой - у реки Пеней (город «Лариса» упоминаетс и в «Илиаде»); а также и Акрополь пелопонесского города Аргоса, основанного примерно в 2000 г. до н.э. и находящегося в 96 км к юго-западу от Афин; и ряд др. городов). Софокл (496 - 406 гг. до н.э.) же говорит о Ларисе, как о «матери предков-пеласгидов» (фрагмент утраченной пьесы «Инах» (царь в Аргосе). Так, в трагедии «Орест» Еврипида (480-406 гг. до н.э.) упоминаются «пеласги Аргоса», «земля пеласгов», «град пеласгов», «пеласгов трон».
Так, Павсаний в своём «Описании Эллады»  пишет, что, по мнению аркадян, Пеласг и его спутники были первыми обитателями Аркадии. Пеласг же (как культурный герой), став царём (Пеласг упоминается в родословных мифических царей Аркадии и Арголиды, начиная с Гесида (VIII-VII вв. до н.э.)), ввёл в обиход строительство хижин, накидки из овечьих шкур и «отучил людей от употребления в пищу зеленых листьев деревьев, травы и кореньев… взамен этого в пищу он дал им плоды дубов… желуди» (Гесиод). Когда же царём стал Аркад (сын Зевса и Каллисто, единственной дочери Ликаона), Пеласгию переименовали в Аркадию, а её обитатели, пеласги, стали именоваться «аркадянами». По сообщению же Диодора Сицилийского (I в. до н.э.) уже после Троянской войны Антиф, сын Фессала, прибыл к пеласгам, захватил страну и назвал её Фессалией. Так, Гомер ещё в Илиаде (ХVI, 233) называет фессалийский Аргос пеласгическим. А в поэме Апполония Родосского (III в. до н.э.) этнос «пеласги» - синоним фессалийцев. Примечательно, что, согласно Геродоту (VII, 94), первоначально Пеласгией называлась даже вся Эллада.
Принято полагать, что «суровый климат (самая засушливая долина Греции) и скупая (растительностью),  земля Аркадии» (центральная область Пелопоннеса) не прельщавшие завоевателей-дорийцев (номадов), являлись причиной того, что Аркадия оставалась единственным регионом Пелопоннеса, поначалу не оккупированном ими (позднее же Мегары, древний город аргосских пеласгов, расположенный на берегу Саронического залива, был захвачен дорийцами). И, как пишет Полибий (II тыс. до н.э.), жившие в Аркадии пеласги, «долунные» люди (придумавшие, как полагали греки, лунный календарь) пользовались у эллинов, «доброй славой не только за гостеприимство и добродушие, но более всего за свое благочестие»; т.е. за свойства характера и моральные качества, основанные на богопочитании и выполнении религиозных предписаний и обрядов. По словам же Страбона, «пеласги были племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным».
Рассмотрим этноним «пеласгои» (по всей вероятности, - теофорное название, инициированное некой не типичной для соседей-протогреков характерной особенностью веры пеласгов) в свете шум.-акк. и анатол. лексики. Представим выражение «пеласгои» в виде «пе-(э)лас-гои», где аккадское слово  «пе» значит «уста» и акк. «(э)лас» («эли(с/ш)») - «вверху, верх»; а слово «г(о/у)и», если воспринять его как шумерское «гу(д)», означает «бык», как и адыгское (прахато-хурритское (анатолийское)) «гу(у)» (один из синонимов понятия «бык» (Anzor Varoka)). И тогда термин «пеласг» может быть интерпретирован как «уста высокого быка» (он  (бык) вверху), т.е. речь может идти о громе и боге-громовике (к примеру, о «диком быке ярости» Адду, Хаддаде). И тогда вполне возможно, что у пеласгов главой пантеона являлся не Зевс (Сатурн), но некий ещё анатолийский бог-громовик (бог Грозы (как у хеттов); или, вероятно, Тешшуб).
Если же этноним «пеласгои» представить как «пел-ас-гои», где шум.-акк. «(п/б)ел» - «Владыка» (заметим, что термин «Бел» - синоним верховных богов Энлиля, Мардука и даже Ашшура), и где акк. «а(с/ш)» - «огонь, а оконечную часть исходного термина «гои», сопоставив её с окончаниями таких греческих слов как «pelar-gos» (аист) и «aner-gos» (безработный), воспринимать как некое окончание, то термин «пеласг» может быть истолкован как «Владыка огня, Огненный владыка», т.е. божество, связанное с небесным огнём, - либо молниями (бог Грозы), либо Солнцем (семит. «Шемеш» означает «Имя - огонь», а шум, «Ут» на др.-тюрк. - «Огонь»). И как представляется, для эпохи почитания эллинами громовержца Зевса (божество, заимствованное у прахатто-хурритов Ханаана, - (В/Б)аал-Зебуб), и «возмужавшее» на минойском Крите у этноса, того же происхождения («Минойцы и их верования»)) более вероятен громовик (Бог Грозы), хотя пеласги и весьма почитали бога Солнца.
Как известно, на иврите одно из значений термина «гои (goi)» - «народ» (не верующий в Господа Бога), а это слово на языке шумеров - «ùĝ» (древние евреи - потомки «народа черноголовых» («Отцы Авраама»)), а по-шумерски «соседи» - «ùĝ-da-ga». И если соотнести пеласгский термин «гои» с понятием «народ» (живущий в Аркадии в добрососедстве с эллинами (по Полибию)), то этноним раннеэлладского периода «пеласгои» может означать  «Народ Владыки (небесного) огня».
Античные источники сохранили некоторую информацию и о богах пеласгов. Так, Геродот (1. 52) пишет: «В прежние времена, как я узнал в (городе) Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы». Здесь, в Додоне, находился Додонский оракул, посвящённый Зевсу (или первоначально иному громовику), который, по сообщению Эфора, был учрежден пеласгами. Додонского Зевса и Гомер называет пеласгическим (Ил. 16. 233):  «Зевс пеласгийский, владыка Додонский, далеко живущий владыка».
Эллинистический историк


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама