Произведение « Неизвестный композитор, которого вы знаете!»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 68 +3
Дата:

Неизвестный композитор, которого вы знаете!

  5 мая, в  день православной Пасхи,  исполнится 99 лет со дня рождения Владимира Федоровича Вавилова.
 
Кто это, вы подумали Вавилов - ботаник и генетик?  Нет, генетик -  это Николай Иванович!
 
 А Владимир  Федорович - композитор!  

И  вы все   точно знаете одно его произведение, а более продвинутые меломаны  знают два.
  
С чего начать: рассказать о композиторе или  о его очень интересной и трагической  жизни?


 Послушайте то, что вы все слышали сто раз!
 


 Вы тоже думали, что это песня Гребенщикова? 

 Для меня она была его "визиткой".   Никогда не была поклонницей БГ, не изучала его творчество, а  потому верила, что он - автор этой прекрасной песни! Никогда не слышала, чтобы называли имя композитора и поэта.

 Всё "авторство"  БГ в этой песне  в двух первых словах: в оригинале, написанном Анри Волохонским, написано: "Над небом голубым...", а БГ пел "Под небом  голубым ...".
 Всё. 

 Музыку  написал  Владимир Федорович Вавилов.

 Давайте познакомимся с этим удивительным человеком.
 О нем известно мало. 

 Родился  5 мая 1925 года в Ленинграде. Воевал,  был демобилизован по ранению. Окончил ленинградскую Музыкальную школу для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова по классу гитары . Параллельно изучал теорию музыки и композицию в народном кружке при Союзе композиторов у И. Г. Адмони.

В 1949 году образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и шестиструнной гитар. Выступали дуэтом, а также аккомпанировали вокалистам. При этом аранжировки писал Вавилов.

 В 1970 году Вавилов выпускает пластинку «Лютневая музыка XVI—XVII веков» .  По легенде он, якобы,  нашел неизвестную музыку композитора   Франческо Канова да Милано и других итальянских композиторов.
 
Первая часть композиции «Канцона и танец» (Канцона) позже стала музыкой известной песни на слова Анри Волохонского «Рай» (известной также под названиями «Город золотой»).

На той же пластинке была композиция  «Павана и гальярда», автором которой был указан Винченцо Галилей.

 "Павана и гальярда"  стала мелодией ещё одной песни на слова Анри Волохонского, «Конь унёс любимого».

 Можете найти эту песню в ютубе.
 
И самой исполняемой стала  композиция "Аве Мария", приписанная  Джулио Каччини (1551-1618 г.г.)

 11 марта 1973 года  Вавилов умер после заболевания раком поджелудочной железы. И только после его смерти стала анализироваться  музыка с записанной им пластинки.
 
 Практически,  никто не знал, что он был композитором.

"Открытия начались после исследования текстов и мелодий с грампластинки «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ни одного похожего на то, что исполнял Вавилов. Известно, что произведения да Милано внесены в ватиканские протоколы, а список его произведений был обнародован. Ещё больше неясного было с «Ave Maria» Джулио Каччини. Стилистический анализ показал: «…септаккорды по „золотой секвенции“, синкопы в басу, седьмая повышенная ступень в миноре, двойная доминанта… Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад». Музыковеды подтвердили невозможность создания этих композиций ни в XVI, ни в XVII веке." (с) 


 Когда выяснилось, что автором  музыки пластинки был сам Владимир Вавилов, стали расспрашивать  родственников и  близких ему людей.
 Близкие знали, что он писал музыку.

 Его дочь Тамара Владимировна сказала: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…»

 Говорили, что Вавилов писал много музыки для мультфильмов, но "Союзмультфилм" никогда не ставил его  имя в титры. Вавилов не был официально признанным композитором.

 Нужно было получить  "композиторское" образование, иметь диплом, чтобы претендовать на звание композитора,  такие были правила в СССР.  Если нет звания,  значит его имя и не указывали.

 Вот такой удивительный и гениальный композитор жил в СССР.

 Согласитесь: мы все знакомы с плагиатом, с приписываением  себе  того, что не создавали. Но чтобы добровольно  подписать под своими произведениями имена других композиторов - я такого еще не слышала.

 Послушайте  "Аве Мария", до сих пор еще можно встретить авторство  Каччини или Каччини/Вавилов,  хотя это музыка нашего с вами  бывшего согражданина, Владимира Федоровича Вавилова.

 Исполняет известная российская  оперная певица Хибла  Герзмава,  абхазка по национальности.

 Да будет светлой и вечной память об этом удивительном человеке и композиторе Владимире Федоровиче Вавилове!




 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:34 29.04.2024 (1)
Да, любопытная история 📜 мистификации! Учтём, что Владимир Вавилов был не только гитаристом, но и лютнистом. И потому, собственно, "попал" в проект "Лютневая музыка XVI-XVII века". Было бы интересно узнать, как технически проходила запись – кто-нибудь из "кураторов" выяснял наличие нот композиторов прошлого, время создания той же Канцоны или, как пишет Александр ("Колись, брат..."), все всё понимали и дали возможность хорошим музыкантам сделать запись. Музыка Вавилова была стилизованной (хотя её гармонический язык был уже из XX века), специфической, запись пластинки позволила ему включать свои пьесы в программы концертов, а чудесная "Аве Мария" обрела своих поклонников и исполнителей. Или наоборот. В общем, это тот случай, когда слушатель постиг ценность и красоту Музыки, не слишком задумываясь об авторе. 
     11:42 29.04.2024
1
 Мне тоже сложно поверить, что без возражений СПЕЦИАЛИСТАМИ грамзаписи была принята версия "находки" неизвестной музыки.
 Всё очень странно. И необъяснимо.
 Но осталась Музыка, мы знаем ее автора  и это прекрасно!
 Спасибо, Марта!
     19:13 26.04.2024 (1)
"Аве Мария" была записана и Ириной Архиповой...
     19:17 26.04.2024 (1)
 Да, слушала  Архипову и много певиц. Дети исполняют как хоровое произведение. 
 У Вас тоже есть версия, что БГ приписывал песню себе, или это мое извращенное мнение?
     11:15 27.04.2024 (1)

По-моему, Борис Гребенщиков её себе не приписывал, как-то уклончиво называя то ли "Народная (какая-то) песня", то ли просто без авторства... 
     12:06 27.04.2024 (1)
 Да, что-то такое!  
 А  несведущий народ принимал  это за авторское произведение.

 Хотя БГ  НЕ МОГ не знать что это, и откуда.
 Ссылался хотя бы на  итальянского композитора, если не знал о Вавилове.

 Это я к образам народных "героев". 
 Уж куда как  почитаем либеральной российской публикой. )
 Беда, что люди, вне зависимости от идеологии,  "западают" на  музыку легко воспринимаемую. 
 На песенки.
 Как-то пару раз послушала что поет наша публика. 
 Это невыносимо.
 ЗАРЕКЛАСЬ страшными клятвами еще хоть раз открыть запись. 
     13:31 28.04.2024 (1)
В судьбе Вавилова меня всегда немножко огорчало именно вот это - какая-то... ну, неуверенность, что ли, в собственном таланте.
Не думаю, что он побоялся раскрыть собственное авторство из-за "банальности" фамилии. В конце концов, в российской истории фамилия Вавилов как раз отнюдь не банальна (всё-таки были два брата-академика, один из которых - Президент АН СССР!). И звучит она не менее внушительно, чем, скажем, Щедрин, у которого было тоже как минимум два именитых предшественника. Мне кажется, что Вавилов решил "укрыться" за чужим именем всё-таки больше из-за того, чтоб не получить нелицеприятные отзывы. Примерно так, как поступают наши "свободные переводчики" (помните, были у нас такие?), которые  берут текст известного зарубежного автора, с помощью онлайн-переводчиков переводят его, из образовавшейся "каши" слагают нечто неудобоваримое, а далее публикуют с заглавием, в котором стоит имя известного поэта, которого якобы они "перевели". Таким образом ореол известного поэта распространяет своё сияние и на них. Ну, допустим, наш Крюков, который "перевёл" сонеты Неруды. Опубликуй он их без указания имени Пабло Неруды (а к Неруде они имеют весьма малое отношение) - кто бы обратил на них внимание? Впрочем, и так мало кто обратил. Но тем не менее.
То есть Вавилов, приписывая свою музыку Каччини, немножко "подстраховывался" от возможной критики.
     13:43 28.04.2024 (1)
 Версия вполне реальная.
  Но в биографии слишком многого не знаем. Кто были родители? Не было ли репрессированных.  В таких семьях люди растут в страхе и ожидании гадостей от власти. А потому лучше не высовываться.

 В молодости как-то мне пришлось познакомиться с одной дамой, которая закончила литературный институт им. Горького и работала  каким-то чиновником от литературы, чуть ли не в цензуре.
 Я тогда писала только свои бюрократические бумажки, а потому спросила чему их учат и можно ли писать без лит.образования.

 Дама свысока объяснила мне мою примитивность и полное ничтожество в понимании создания литературного творчества.
 На робкий вопрос: как же  писали Пушкин, Толстой и все прочие русские и не русские классики, дама сообщила, что им деваться было некуда! Лит.институт еще не создали!

 Вы бы видели торжество дамы от  приведенного ею аргумента!

 Вот такие же тыквы могли встретить сочинения Вавилова. Люди разные, может быть оробел, не умел сражаться с гос.машиной.

 То, что не верил в свой талант - точно...
     14:31 28.04.2024 (1)
Но я не случайно упомянул об Ирине Архиповой. И речь идёт именно о той самой записи, ролик которой Вы привели в комментариях. (Впервые эту запись увидел по телевизору ещё в юности - его показывали в программе "Музыкальная сокровищница" - был такой цикл на советском телевидении) 
Ну, Ирина Архипова, Герой Соцтруда, народная артистка СССР, прима и так далее - ей ещё извинительно. В том плане, что всё-таки музыкальное образование певцов - это не бог весть какое образование. Равно как и инструменталистов (Тимофей Докшицер). Они, как правило, сосредоточены на своей специальности. Будь то голос или инструмент. Но Олег Янченко!.. Он, ведь получил композиторское образование! (Судьба, к сожалению, тоже не самая счастливая - известен он был прежде всего как органист, а композиторское творчество его не получило должного признания). А ведь композиторы-то изучают и гармонию, и полифонию, и анализ формы, и историю музыки в полной мере! И не уступят в этом отношении музыковедам. Он-то как мог не заметить того, что они (музыковеды) позже заметили?.. Вот и думаю: а не было ли у них перед записью, перед тем, как ноты попали в руки Олегу Янченко, разговора с Владимиром Вавиловым такого плана: "Колись, брат!.. Ведь никакого не Каччини это произведение, а?". Может быть, они - и Архипова, и Докшицер, и Янченко, - догадывались или даже знали, кто настоящий автор?.. Как бы то ни было, прекрасно, что эта запись состоялась и теперь навсегда останется в истории искусства.
     14:50 28.04.2024 (1)
 Да, таинственная личность Владимир Федорович Вавилов.

 Помните Черубину де Габриак?  Тоже мистификация, но более понятная, земная. 
 И тоже  трагичная.  Елизавета Дмитриева умерла в 41 год!
 
  И она была возлюбленной Гумилева. 
 Похоже, что и Волошина тоже. Нравы тогда были свободными. Хотя может и не так.

А знаете, что из-за нее  Волошин стрелялся с Гумилевым?

 И  не где-нибудь, а на Черной речке?
 
     15:00 28.04.2024 (1)
Да, об этом много где рассказано.
     15:01 28.04.2024
 Развлекались господа,  правда? Маяковский чуть с ума не сошел от любви к незнакомке! ))
     20:19 26.04.2024 (1)
Удивительная история об удивительном человеке.
Хорошо, что нашлись люди, которые провели расследование.
"Аве Мария" переворачивает душу, потрясающая вещь.
Спасибо, Галина, за эту заметку.

     20:37 26.04.2024 (2)
1
  Да. Вот еще  в исполнении  Ирины Архиповой.
     13:01 28.04.2024 (1)
     13:11 28.04.2024
2
 Спасибо  за портрет Вавилова.
 Удивительный человек.
     12:59 28.04.2024
Комментарий удален автором комментария
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама