Произведение «Русско-японская война 1904-1905 гг. Реабилитация» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 1173 +1
Дата:
Предисловие:
Не всё так однозначно было в той войне. Считается, что Россия проиграла, по другому, наверное, и не могло быть. Но есть некоторые моменты, которые можно трактовать и иначе...

Русско-японская война 1904-1905 гг. Реабилитация

РУССКО – ЯПОНСКАЯ ВОЙНА. ВЗГЛЯД ИЗ 21 ВЕКА
Аннотация. События русско-японской войны окрашены  в нашей памяти исключительно в черно-серые тона. Мы знаем о позорных поражениях, бездарном и чуть ли не  продажном командовании и прогнившем царизме, о напрасных жертвах и материальных потерях. В данной статье предпринята попытка реабилитировать не только ни в чём не повинный рядовой и офицерский состав армии и, главное, погибшего флота, выполнившие свой воинский долг до конца, но и высшее командование крепости Порт-Артур и обеих Тихоокеанских эскадр.
1. Предыстория конфликта
         1890-е годы характерны бурным экономическим ростом России с ежегодным ростом ВВП до 10 процентов при одновременном непрекращающемся естественном приросте населения. Успехи и достижения страны того периода неразрывно связаны с именем министра финансов (ключевая фигура в правительстве) С.Ю.Витте, как сегодня бы сказали – «отцом русского экономического чуда» - да, было и такое на нашем веку! Витте проводит протекционистскую политику (защита собственного рынка), вводит винную монополию государства, осуществляет финансовую реформу, введя в обращение золотой рубль, который сразу и вплоть до 1917  года становится конвертируемым и, мало того, самой крепкой валютой в Европе (когда такое было!); бурно развивается промышленность и сельское хозяйство, несмотря на ряд сдерживающих факторов.
         Вступивший на русский престол в 1896 году молодой царь, подталкиваемый советниками, особенно Витте, обращает державное внимание на восток, на Дальний Восток. По настоянию именно Витте с 1892 года начинается строительство Великого Транссибирского железнодорожного пути из центра России до Владивостока через Маньчжурию (Северный Китай). Первый поезд пошел уже в 1901 году. Транссиб был вообще подвиг и отдельная песня, действует этот путь, соединяющий Атлантический океан с Тихим, до сих пор и, кстати, большинство используемых нами в настоящее время железных дорог построено именно при «кровавом царизме». Вот так-то! Современные РЖД должны отстёгивать проценты потомкам Романовых за эксплуатацию их «ноу-хау». Расширение империи и экономическая экспансия России оказались возможны только в восточном направлении. С запада мы упирались в Германию - Австро-Венгрию, будущих противников в Великой войне; с юга была перспектива разобраться в ближайшем будущим с наследием догнивающей Турции (но чуть позже, плод ещё не дозрел); в Персии и Афганистане началась скрытая борьба с вездесущими англичанами, крайне ревниво относящимися к продвижению России на дальние подступы к «жемчужине Британской короны» - Индии; в северном направлении нас сдерживали только белые медведи. Большевики приписывают себе открытие и освоение Северного морского пути – так вот, уже в 1891 году существовал морской порт Романов-на-Мурмане, из которого были проведены по Северному морскому пути к устью Енисея первые 20 кораблей с грузами для начала строительства Транссиба. За 40 лет до Папанина и челюскинцев. Вот так-то, славяне!..
         Только на Дальнем Востоке манили возможностями рыхлый на ту пору и застрявший в средневековом самосозерцании Китай и примкнувшая к нему Корея. России удалось прибрать к рукам почти всю Маньчжурию, проложив там на определённых условиях КВЖД – Китайскую Восточную железную дорогу - от Читы на Владивосток с ответвлением на Порт-Артур в Корее. Корея была фактически под протекторатом России, быстро отстраивались порты и крепость Порт-Артур и Дальний, формировалась мощная броненосная порт-артурская эскадра молодого Тихоокеанского флота России. Взгляните на карту  - как глубоко вонзил когти двуглавый орёл, чуть ли не на пол-Китая! Это дело, естественно, не понравилось другому молодому хищнику Японии. Та тоже развивалась стремительно и требовала себе места под солнцем, и этим местом оказались уже занятые Россией территории. Война была неизбежна и она разразилась в январе 1904 года  с внезапным нападением японского флота на русские корабли, часть из которых была надолго выведена из строя, что повлияло на весь дальнейший ход боевых действий. У нас принято героизировать знаменитых «Варяга» и «Корейца», но их потеря не была так болезненна как вывод из боевых действий двух новейших броненосцев и броненосного крейсера, что сразу значительно изменило соотношение сторон в пользу противника  – этот фактор стал решающим в начальном периоде войны на море и, безусловно, сказался в дальнейшем.

2. Тактические и стратегические особенности
         Как всегда великие и на ту пору Англия и Франция были тайно или явно на стороне Японии и, почему-то, как всегда, против России (эта привычка остаётся у них до сих пор). Германия в лице молодого кайзера Вильгельма II также подталкивала Россию идти на Восток, тем самым отвлекая её от европейского театра, где у немцев уже тогда намечался интересный пасьянс в недалёком будущем. США на словах были «ни нашим, ни вашим», но фактически поддерживали японцев, в том числе кредитами. И опять Россия – против всего остального мира. Отметим себе это обстоятельство, пригодится в дальнейшем.
         Транссибирская магистраль к началу войны имела пропускную способность всего 3 пары эшелонов в сутки, что, безусловно, было совершенно недостаточно для полноценного снабжения и пополнения войск из центральной России. Япония же была рядом и фактор расстояний, по моему убеждению, сыграл ключевую и роковую для России роль. В 1904 году ещё не было Круглобайкальской железной дороги в обход  Байкала, поезда через Байкал переправлялись на специальном железнодорожном пароме, что, естественно, также не способствовало скорости воинских перевозок. А вот зимой – неожиданное решение – рельсы укладывались прямо на лед и состав с паровозом медленно продвигался по такой импровизированной «насыпи». Когда же толщина льда внушала опасения, по рельсам пускали одиночные вагоны на ... конной тяге, совсем как городская конка. Чем не «Дорога жизни»? Интересно, на Ладоге в 1941-м в Блокаду что мешало проложить временный рельсовый путь прямо по льду и тянуть хотя бы одиночные вагоны, каждый их которых брал бы груз 20 тонн, а не 2, как фронтовая полуторка? Опыт военных перевозок по льду в русско-японскую войну был известен, но что-то помешало, может, недостаточная толщина льда?
          Нас все время учили, что поражение потерпела не Россия, а царизм «прогнивший и кровавый», а я вкратце остановлюсь на следующих соображениях. Японцев вооружали европейские державы и США, в том числе строили им флот, и имели японцы, в основном, новейшие образцы кораблей, орудий, пулемётов, оптики и вспомогательных механизмов. У нас же, помимо заказов за границей, вовсю работало собственное оборонное производство, в том числе и современные корабельные верфи. Традиционно русская артиллерия доказала свое превосходство и в боях на сопках Маньчжурии, кавалерия – это просто нельзя сопоставлять – где вы видели японца на коне, кроме как в кино про семь самураев (впрочем, имелось несколько полков кавалерии); пехота – да: стойкость русского солдата столкнулась с фанатичным упорством азиатов, но на уровне подразделений русские части, как правило, брали верх. Вот только высшее русское армейское командование подкачало. Японские генералы оказались не то, чтобы более удачливыми, но, понаглее что ли, я бы сказал с болеем маневренным и рисковым мышлением, а что ещё вернее – перед ним не стояло задачи сбережения людского ресурса:  не зря, несмотря на поражение, потери русских войск по итогам всей войны оказались в полтора-два раза ниже японских. Командование противника не стеснялось применять тактические обходы и охваты в масштабах корпусов и даже армий, чего наше штабы не практиковали. Вот и получалось, что в относительно небольших стычках русские, как правило, брали верх, а уже в массовых сражениях на уровне армий – увы – приходилось отступать. Но ни «котлов», ни разгромов русская армия не познала.
         Хотя, надо признать, стратегическая инициатива на протяжении всей войны принадлежала противнику. Инициатива в войне предполагает выбор атакующей стороной места и времени решительного наступления. Непрекращающиеся, непрерывные, неожиданные удары заставляют обороняющуюся сторону распылять силы по всему фронту, или, хотя бы, сосредотачивать их в предполагаемом, только лишь предполагаемом месте удара противника. Наступающая сторона может позволить себе импровизацию, экспромт, фантазию, в то время как обороняющаяся только может рассчитывать предугадать ход противника и парировать его, и не всегда даже внушительное превосходство в силах спасает пассивную сторону от разгрома. Аналогию мы можем найти  в таких далёких от военного искусства занятиях, как шахматы и ... футбол, где постоянно и умело атакующий игрок (команда) имеют заведомое преимущество и где тоже очень важно  перехватить инициативу.
         Русскому командованию ни в 1904, ни в 1905 году это не удалось, в отличие от действий японского, которое предвосхитило немецкие «клещи» и «котлы» второй мировой войны. Во всех известных сражениях русско-японской войны японцы стремились наносить фланговые удары с продвижением в тыл противостоящих сил и нанесением рассекающего удара с фронта. И эта тактика срабатывала непременно, хотя, как указывалось выше, ни разу японцам не удалось устроить русской армии ни котла, ни полноценного окружения и даже охвата: русские успевали вовремя отходить, нанеся при этом чувствительные потери наступающей стороне. Но поле боя оставалось за японцами.
3. Где была русская разведка
         Теперь ещё об одном аспекте русско-японской войны, на который особо не принято обращать внимание при оценках влияния различных факторов на ход военных действий. Как указывалось, война началась с внезапного нападения японского флота на наши корабли, при котором русские понесли первые и очень чувствительные потери. А именно: уже через день после уведомления о разрыве дипотношений с Россией японская миноносная флотилия в количестве всего 10 вымпелов атаковала порт-артурскую эскадру, стоящую на внешнем рейде, нанеся тяжелые повреждения двум эскадренным броненосцам и одному крейсеру, которые надолго выбыли из боевого состава. Броненосцев в строю осталось всего 5 против 6 на тот момент у японцев. Ещё один крейсер через три дня подорвался на мине и затонул. Это всё, помимо, всем известного «Варяга» и «Корейца». Вот так начиналась война на море. Чем не Пирл-Харбор?
         Но и беспечность русского командования поражает. Слухи о грядущем столкновении с Японией ходили давно, получено известие о разрыве дипотношений, а эскадра выстроилась у входа в гавань, высматривая главные силы японского флота в надежде на благородное рыцарское столкновение. Вместо броненосцев в атаку пошли небольшие юркие судёнышки – миноносцы, водоизмещением всего до 200 тонн, по сути, крытые железом шаланды, но несущие новое и как оказалось страшное оружие морской войны – торпеды (или мины Уайтхеда, как их тогда называли). Я так понимаю, не было ни должным образом организованной разведки морских сил противника (дозорными крейсерами), ни боевого охранения своими


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама