Произведение «Аланы и скифы или иранские мифы» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: скифыаланыиранцыиндоевропейцыясыосетины
Автор:
Читатели: 1469 +1
Дата:
Предисловие:
Тысячелетиями на Русской равнине обитали как бы ираноязычные племена (скифы, сарматы, аланы). Но, оказывается, к Ирану они не имеют никакого отношения. Наоборот, еще 4000-3500 лет назад Иранское нагорье, Передняя Азия, север Индостана заселяется арийскими племенами именно с территории Восточной Европы. Учебники пора пересматривать.

Аланы и скифы или иранские мифы

А.Овчинников
АЛАНЫ И СКИФЫ. ЕЩЁ ОДНО ФЭНТЕЗИ.
Аланы
Для начала несколько цитат об аланах из статей Википедии. 1) аланы – ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения; 2) в 1-2 веках н.э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда он совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию; 3) крупные племенные объединения алан были разгромлены гуннами в 4 веке н.э.; 4) часть аланов участвовала, начиная с конца 4 века н.э., в Великом переселении народов, дойдя вместе с вандалами до Северной Африки, образовав там в 6 веке королевство, просуществовавшее более ста лет; 5) с 7 по 10 век средневековая Алания входила в Хазарский канат; 6) в 4-6 веках н.э. аланы образовывали самостоятельно и со своими союзниками княжества и королевства на территории современных Франции, Испании, Португалии, Швейцарии, Румынии, Венгрии, оставив по себе память в Европе в виде около 300 топонимов – мест с аланскими корнями – (Каталония, Алансон и др.); 7) «через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации».
Племенное образование восточных алан пало только в 13 веке под ударами татаро-монгол Батыя, и современные осетины считаются последним осколком великого аланского этноса. Таковы основные положения официальной науки, которая состоит, увы, опять-таки из нестыковок и противоречий. Нам же аланы интересны, прежде всего, в контексте взаимоотношений их со славянами Придонья, а отношения эти не всегда складывались безоблачно. Что же это за аланы такие, «откуда есть пошли», чем закончили и куда подевались. Наша версия во многом отличается от общеупотребительной. Итак...
Первые упоминания об аланах появляются в самом начале 1 века н.э. в римских источниках. То есть, надо полагать, с момента первого контакта римлян (поначалу торговцев, купцов, разведчиков) с неизвестными им доселе племенами Причерноморья. Alani – это прозвище незнакомого римлянам народа - с той поры навсегда вошло в обозначение «кочевых племен скифо-сарматского происхождения». Почему именно скифо-сарматского? – да просто потому, что обитали аланы в тех же границах, что и известные до той поры всему миру скифы и, затем, сарматы. При этом аланскому языку приписывают то же иранское происхождение, что и скифскому. Откуда же известно, что киммерийцы, скифы, сарматы, а, стало быть, и аланы были «ираноязычными»?
Скифы и их мнимая «ираноязычность»
Учтём, что письменных источников нет. Правда, имеется небольшое исследование [1 ], где доказывается старославянское происхождение обнаруженных археологами неотчетливых и маловразумительных как бы скифских знаков. Далее мы увидим, что подобное предположение вполне имеет право на существование, причем с вероятностью не меньшей, чем у общепризнанных гипотез. Хотя и непонятно, как не могло быть письменности у высокоразвитой скифской цивилизации, достигшей непревзойденных вершин в искусстве, культуре и военном деле ещё в эпоху бронзы, что сопоставимо по времени с появлением первых творений древнегреческих мастеров. В том, что это действительно так легко убедится, взглянув на образцы произведений  искусства скифов – см. рис.1. Этнос, сумевший создать подобные шедевры, не мог не иметь собственного письма. Письменность ариев, скифов, славян, славян-русов – это отдельная большая тема, которой мы посвятим отдельную главу. Здесь же предварительно отметим, что помимо потерь образцов материальной культуры дохристианского периода во время войн и нашествий, свою роль сыграла эпоха насильственной христианизации Руси, длившаяся два с половиной столетия, за которые было уничтожено практически все культурно-историческое наследие наших предков, так называемых язычников.
На сегодня во всех источниках принято считать язык скифов (сарматов, алан) относящимся к иранской группе индоевропейских языков – и точка! Определено же это только по записанным древними греками и римлянами именам вождей и царей этих племен. Всего их несколько десятков, например (тут надо учесть греческое написание, а именно пристрастие греков к окончаниям ос-ас): Олкас, Матасий, Скилур, Палак, Коландак, Скивлиас, Пардокас, Дитилас, Зарива- Царева (жен.), Сколоний, Тевтома, Тевтар, Шпако, Орпата, Аданфирс, Скопас, Тапсакас, Атей (царь) [ 2]. Попробуем очистить эти имена от греческих наносов, получим: Олк, Мата, Скилур, Палак, Коландак, Скивл, Пардак, Дит, Царева, Скол, Тевт, Орпат, Азанфир, Тапсак, Атей. Приведу с десяток наиболее распространенных немусульманских имен современной Персии (там за тысячи лет мало что изменилось в культурном плане, разве что ядерный реактор заработал): Ардашир, Бараз, Джавед, Михран, Парваз, Сохраб, Шахрияр, Шер. И для сравнения несколько старинных русских имен: Ярослав, Велимир, Доброгост, Добрыня, Будимир, Всеслав, Добран, Услад, Светомир, Радислав, Ратибор (а, имена-то какие, говорящие, прямо нравственно-ратная характеристика наших предков). По мне так последнее более созвучно скифским именам, чем иранские имена тому же, не правда ли?
Существует даже словарь скифского языка [3 ] на 200 слов, где автор, известный историк, филолог, лингвист и ирановед В.И. Абаев – осетин по национальности – опять же из ничего, из воздуха, только ради доказательства причастности современных осетин к тем аланам, «притягивает за уши» некоторые современные осетинские слова и понятия, как бы созвучные, нет, скорее, могущих быть подобными каким-то аланским (скифским) аналогам. Если посвятить жизнь подобным доказательствам, то можно составить и скифско-гондурасский словарь. Подобные изыскания проводятся из ошибочного предположения, будто Русская равнина, Кавказ, Прикаспий заселялись мигрантами именно с Иранского нагорья, чему доказательств практически нет. То есть, имеется в виду, что все гигантские пространства Евразии от Эльбы до Урала и от Валдая до Кавказа и Каспия были населены тысячи лет какими-то протоиранскими, при этом, естественно,  ираноязычными, племенами. И это утверждение упорно, несмотря на последние открытия в биологии и генетике, продолжает присутствовать практически во всех учебных и популярных изданиях, в том числе интернетовских и в Википедии.
При этом вся «иранскость» этих миллионных, похоже, самых многочисленных тогда (и теперь) племён Европы держится помимо ссылок на несколько имен скифских вождей ещё и на созвучии гидронимов Дон-Днепр-Днестр-Дунай-Донец осетинскому <don>(вода, река). Но к этому вопросу мы ещё вернемся. Цепь рассуждений такова: осетины (реально иранской группы языков) – потомки средневековых алан, аланы – это скифо-сарматское племя, скифы – ираноязычны, ergo, на основе современного осетинского языка можно составлять скифский словарь. Что и было сделано вышеупомянутым Абаевым. В частности, в учебнике истории Северной Осетии [ 4 ] приводятся следующие примеры связи современных осетинских слов с алано-скифскими (по работам Абаева): мад (мать), фыд (отец), рвад (брат), хуэрхэ (сестра), хур (солнце), мэй (месяц), магъз (мозг), зэрдэ (сердце), сырх (красный), эз-аз (я), ды (ты), мах (мы), тайын (таять), бэттын (вязать). Последнее очень тянет на «батон», связанный шпагатом, и я не уверен, что это всего лишь шутка. Если учесть, что хур (солнце) весьма созвучно древнерусскому Яр-Ярило, то почти во всех этих классических примерах можно услышать отнюдь не иранские, а наши родные, древнерусские корни, языка наших с вами предков – скифов. Восточную часть общего древа индоевропейских языков теперь можно представить в такой последовательности: праиндоевропейский язык – язык ариев – скифо-ариев. Далее скифо-арийская общая ветвь разделяется на иранскую (и отсюда уже осетинскую) и скифо-славяно-русскую. Иранская группа языков вторична относительно древнего скифо-арийского.
Генетика алан и скифов
Здесь нельзя не привести еще один, но «убойный» аргумент. По последним данным исследований генетиков осетины к скифам и аланам никакого отношения не имеют. Факт, что скифы относились по мужской Y-хромосоме к гаплогруппе R1a, никем не оспаривается и признаётся всем ученым мировым сообществом. Но пока еще это обстоятельство еще мало впечаталось в мозг рядового потомка скифского племени – а это мы с вами, уважаемый читатель, восточные славяне. На две трети (на территориях южнее Москвы) мы относимся к этой «скифской» гаплогруппе, а вот осетины – нет. Среди осетин процент R1a ничтожно мал. Но об этом подробней далее.
Вернемся к аланам, рассмотрим их «скифо-сарматское» происхождение, ибо прочие гипотезы на сегодня малоубедительны и всерьез не рассматриваются. По сию пору, почему-то, и в школьных учебниках истории, как и в вузовских, при рассмотрении цепочки народов: арии-киммерийцы-скифы-сарматы-славяне - сменяющих друг друга на огромных пространствах Восточной и Центральной Европы - совершенно упускаются из виду, уже упомянутые выше, достижения молекулярной генетики последнего двадцатилетия. В предыдущих главах было показано, что появившиеся порядка 4800-4500 лет назад на данной территории племена ариев (культура боевых топоров, она же ямная, она же срубная и катакомбная, она же культура шнуровой керамики) относились по мужской Y-хромосоме, по первопредку, к гаплогруппе R1a. О том, что это были именно арии, упоминается в академических изданиях, но стыдливо умалчивается в более массовых тиражах. Само название племени, термин «арий», ариец, арийцы было необоснованно замарано идеологами гитлеровской Германии и с той поры является едва ли не ругательным и в веках проклятым. Восстанавливая историческую справедливость, еще раз подчеркнем: в самой Германии всего-то до 15 % тех, кого можно отнести к ариям, к гаплогруппе R1a, остальные немцы в массе своей относятся или к западноевропейской группе R1b или палеоевропейским группам I1 и I2 [5]. Без реабилитации самого понятия, термина «арий» не обойтись при дальнейшем развитии и переосмыслении всей истории Европы, да и мира.
Точно неизвестно, каков был состав доарийскогоо населения рассматриваемых территорий – Восточная и Центральная Европа, Русская равнина, степи Причерноморья, Приазовья,  Прикаспия и Южного Урала). Скорее всего, это было автохтонное палеоевропейское население гаплогруппы I, сохранившееся и выжившее после ледникового периода. На сегодня на территории северной России отчетливо просматриваются на генокартах – см. рис.2. - следы этих племен: в Архангельской и Вологодской областях до 18% населения относится к гаплогруппе I1, русские поморы в массе своей также принадлежат к этой группе. Очевидно, что колонизация ариями Русской равнины мало затронула в свое время русский север, иначе бы этих следов не сохранилось. В южной России и на Украине потомки древнеевропейских аборигенов из гаплогруппы I2a составляют до 12-15%. Но пока точно неизвестно, возможно, это следы миграций населения Балкан уже в более поздние эпохи. По мере накопления статистических данных по исследованиям ДНК картина мира будет все более проясняться, раскроются многие тайны и загадки, доселе недоступные.
Сам же термин «арий» известен с 19 века, благодаря расшифровке и переводу древнеиранского эпоса «Зенд-Авеста». Современные исследования останков ариев


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама