Произведение «Инь Ян. Оттенки прошлого. Наперекор судьбе ч.4» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 507 +1
Дата:
«Александр Грибоедов»

Инь Ян. Оттенки прошлого. Наперекор судьбе ч.4

Горе, но не от ума


Цвет любимый? Отвечаю: белый!
Мне его по сердцу чистота,
Суета цветная надоела...
(Студенкин С.)

Сердцу горе суждено,
Сердце надвое не делится,
Разрывается оно.
(Александр Одоевский)

  Александр Чавчавадзе и Александр Грибоедов. Два Александра. Два друга. Первый старше на 9 лет, второй прожил всего 34 года.  Тесть и зять. Жизнь связала прочно двух людей разных национальностей, грузина и русского поляка.(1) Но у них было нечто общее, не только дружба, но и любовь. Любовь к Грузии и любовь к Нино. Нино была дочерью Александра Чавчавадзе, стала женой Александра Грибоедова.
 Хайме вспомнил, как Хорхе участвовал в школьной постановке  пьесы Грибоедова "Горе от ума".  Чацкий у него получился отменный!
- Что говорил ХорхЧацкий?
 Тут Хайме  внезапно повело и он оказался в школеуме на вечере Грибоедова. В постановке он не участвовал. Нельзя сказать, что Хайме не интересовался театром. Вот исторические реконструкции рыцарских и других сражений - это да!  И не только на компьютере, но и в живую, в клубе "Матрица истории".
 Хайме сидел в первом ряду. Но он был не тем юношей, а уже взрослым. И попал в тот,  самый интересный  момент в пьесе, когда Хорхе/Чацкий вопрошает:
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима.
Сужденья черпают из забытых газет
Времён очаковских и покорения Крыма.
 Голос Хорхе звучал страстно и проникновенно. Только сейчас Хайме понял суть вопроса:" А судьи кто?" Так и хотелось задать его членам правительства Фаренгейта,  когда по их приказам начали сжигать книги.
Пока отвлекался на рассуждения, как Хорхе уже читал последний монолог Чацкого:
Не образумлюсь,...виноват!
И слушаю, не понимаю,
Как будто всё ещё мне объяснить хотят,
Растерян мыслями, чего-то ожидаю.
Голос Хорхе разносился по всему залу.
- Как это подходит к моему настоящему положению, - думал Хайме. -Только я ни в чём не виноват...Сколько времени я буду в прошлом?
Ему показалось, что слышит Хроноса, повторяющего уже в который раз:
"Столько, сколько нужно"!"
Хайме даже замотал головой, отбрасывая наваждение. Последовал ехидный смешок.
- Не буду отвечать!
На что услышал:
- И не надо!
- Дай послушать!
- Вспомни!
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил! Летел! Дрожал! Вот счастье, думал близко.
Вы правы: из огня тот выйдет невридим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.
- "Из огня тот выйдет невридим", - повторил Хайме. - Надо же! Грибоедов, словно предвосхищает события в Эленеуме. Интересненько! Надо же было попасть в прошлое, чтобы это осознать.
А вот эта фраза Фамусова, которого играл их общий друг Рон Эмберли - коренастый рыжий здоровяк:
Уж коли зло пресечь,
Собрать все книги бы да сжечь!
- Да...так вот откуда черпали свои идеи члены правительства Фаренгейта! - наконец-то понял Хайме. -  Из прошлого! Фарли, Ренгольф и Гейт - эта тройка бывших пожарных смогла увлечь своими бредовыми идеями общество и чуть не привела его к гибели.
 Хайме хотелось  воскликнуть:
- Ба! Знакомые всё лица!
Что говорит? И говорит, как пишет!
 Хорхе  держался настолько артистично, что мог дать фору любому актёру театра и кино. Учитель литературы и руководитель драматического кружка "Образ"  Меган Контрэл предлагала Хорхе поступать в театральную академию. Но Хорхе был категоричен:
- Мы с братом будем заниматься компьютерными технологиями и баста!
 А как же иначе? Ведь Хайме и Хорхе - близнецы, куда один, туда другой.  А представление подходило к концу.
Чацкий/Хорхе заявляет с воодушевлением:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок...
 Потом вдруг, меняя тон, с упрёком говорит:
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок...
Идёт к стоящему у двери швейцару и спокойно обращается к нему:
Карету мне! Карету!
- Вот и  моё оскорблённое чувство после шутки Тумбулата забросило меня в невиданные дали, - Хайме вздохнул. - Вот уж действительно, горе от ума.
 "Судьба проказница-шалунья
Определила так сама:
Всем глупым счастье от безумия,
Всем умным - горе от ума".(2)

 Горе, но не от ума

 Александр Сергеевич Грибоедов  известен как homo unius libri - писатель одной книги -  пьесы «Горе от ума», которую  особенно в XX веке часто ставили на  театральных подмостках. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз.(3)
 Из самых популярных:  "Герой не моего романа"; " Счастливые часов не наблюдают"; "Служить бы рад, прислуживаться тошно"; " И дым Отечества нам сладок и приятен"; "Блажен, кто верует, легко ему на свете", "На свете дивные бывают приключенья!"
- Да хоть кого смутят
    Вопросы быстрые и любопытный взгляд... (4)
 Школьники наизусть заучивали монологи Чацкого и каждый с вызовом произносил:
" А судьи кто?"
- Кто? Кто?
 Непроизвольно произнёс Хайме и тут же ответ возник в его голове:
- Лю-ди! - на эти два слога он сделал упор. - Сами люди оценивают свои поступки. Нет, даже не так. Совесть внутри каждого человека является мерилом его поступков. Совесть - чувство, поступок - ум.
"Самое ценное свойство совести то, что она всегда на твоей стороне. Она никогда не тревожит тебя, пока тебе хорошо".(5)
  На первый взгляд, сама мысль, что от ума могут быть неприятности, тем более, горе, может показаться абсурдной. Ведь умный человек и знает много, и многого может добиться. Он обязательно получит хорошее образование, сделает карьер и будет пользоваться уважением в обществе. В русском языке есть пословицы, поговорки, воздающие хвалу уму: «С умным разговориться – что мёду напиться», «По одежде встречают, по уму провожают».
  Но  умный человек в обществе посредственных или даже откровенно глупых людей всегда будет на положении «белой вороны». Его ум вызывает неприязнь и зависть окружающих, служит предметом насмешек. Это бывает и в школе, и на работе. Например, отличника нередко дразнят менее умные одноклассники, а высококвалифицированный специалист  становится объектом нападок со стороны не столь способных коллег. Перенести это непросто, особенно для ранимых, впечатлительных людей.
 Умный человек часто отличается независимым, свободолюбивым характером и поэтому говорит правду, даже если она неприятна для окружающих. Поэтому он нередко считается возмутителем спокойствия, слывет неуживчивым, скандальным, хотя в большинстве случаев это вовсе не так. Хотя его норов приводит к проблемам, конфликтам при общении с другими людьми.
  Наконец, умные люди часто вызывают раздражение окружающих, потому что не хотят или просто не могут быть такими, как все. Их слова, поведение могут не вписываться в привычные рамки. У остальных людей  это вызывает инстинктивную неприязнь, отторжение. Вот тогда и говорят:
«Ему что, особое отношение нужно?»(6)

Стихия судьбы

"Существует ряд стихий, которые потом разрушительно или спасительно действуют на нас же, именно эти стихии я называю судьбой"
(Иван Тургенев)
 Драматург, поэт, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 года в Москве в  дворянской семье. В  окончил .  Во время учёбы в  Московском  университете  Александр  сблизился со многими будущими декабристами, среди которых были братья Муравьёвы и Чаадаев. В последствие его будут подозревать в полготовке  декабрьского  восстания 1825 года.
 Университет Грибоедов  окончил, когда ему было  пятнадцать лет. Для того времени он получил  солидное юридическое образование. Но  поприще юриста  не привлекало молодого чловека. К тому же шёл роковой двенадцатый год, самый разгар борьбы с Наполеоном, когда всё молодое поколение стремилось встать под знамёна Отечества.    
   Грибоедов не мог оставаться равнодушным зрителем грозных событий и последовал общему примеру. Он поступил корнетом в Иркутский гусарский полк. Но полк оказался в резерве, – и Грибоедову так и не пришлось участвовать в кровавых битвах Отечественной войны  1812 года. (7)
   Два года  прослужил корнет  Грибоедов в кавалерийском полку, но и военная служба его не заинтересовала. Он подал  в отставку, обосновавшись в северной столице, в Санкт-Петербурге.  Здесь Грибоедов начинает активно  сотрудничать с журналами "Сын Отечества" и "Вестник Европы".
 В июне 1817 года он  поступает на службу в коллегию иностранных дел, получив должность губернского секретаря, а затем - переводчика.  Ещё в  6-летнем возрасте Александр свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью,  в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

Поворот судьбы

"… если твоя жизнь - игра, играй, но знай, это случайность, а не судьба, за каждым событиям стоят чьи-то имена - это люди меняют времена…" (8)
 В Петербурге  происходит  знакомство Грибоедова с А. С. Пушкиным. Выходят в свет его первые литературные творения.
Faber est suae quisque fortun/Каждый сам кузнец своей судьбы
(Гай Саллюстий Крисп)
 Петербургский период Грибоедова закончился вынужденно: в 1817 году он присутствовал в качестве секунданта на дуэли Завадовского и Шереметева, которая закончилась гибелью последнего. В Грибоедову предложили место чиновника русской миссии в Америке, от которого он отказался. Судьба? А если бы он принял это предложение?  
- Это произошло  благодаря незнанию судьбы, незнанию своего будущего!
 В этом Хорхе был уверен на 100%. Жизнь Грибоедова промелькнула перед ним на большом экране, как  кинофильм, что заставило задуматься молодого человека будущего.
-  Когда выбираешь действия, то ты выбираешь и последствия этого действия, - рассуждал Хайме. - Независимо от того увидел ли ты  последствия, хочешь ты их или нет...ничто и никто не может сделать за тебя твой выбор. Повлиять на принятие решения может всё что угодно, но выбор то всё равно останется твоим.
 Хайме горько вздохнул. Судьба с Грибоедовым поступила очень жестоко, но подарила ему большую любовь. Как гром среди ясного неба раздался голос Хроноса:
- Сколько путей тебе дает одна дорога?
Немного: туда и оттуда. Выбирай.
Куда не иди, - ты всё равно звено её цепи…(9)
 Хайме вздронул от неожиданности. Ему показалось, что прошло уже много времени  после кофейной церемонии,  как Хронос исчез. Исчез также неожиданно, как появился сейчас.
- Оставил меня одного! Что вернулся? - заговорил Хайме немного грубовато.
 Он считал, что имеет на это право, много общались, да и Хронос вёл себя дружелюбно.
Но повелитель времени нисколько не обиделся. Он появился перед Хайме и выглядел   безупречено: белый костюм, хорошо причёсанные волосы, аккуратная тёмная  борода. На голове, что было очень удивительно, спортивная шапочка с красной полосой по краям.
 Глаза   Хроноса  прикрывали  тёмные очки, но он  улыбался. Чувствовалось, что рад видеть Хайме.  
- Можно ли верить, что всё  предопределено? Если бы было так, то ваша жизнь была бы утопична и идеальна. Просто Грибоедов не захотел надолго расставаться с Россией.
- Но,  ведь его  всё равно не оставят в России, он же дипломат!  - покачал головой Хайме. - Мне кажется, что Грибоедов посчитал, что Америка - это совсем другой континент... далековато от России! Нужно переплыть океан...
   Не загадывай надолго, будь в надеждах осторожен:
 


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:31 27.01.2019 (1)
Выбор  есть, но не всегда срабатывает в жизни, иногда судьба не уступает. Интересные исторические факты.
Спасибо, Анна!
     23:38 27.01.2019
Это фатум...от судьбы не зря говорят, не уйти
     01:23 20.04.2016 (1)
Очень интересно читать!!!
     01:52 20.04.2016
Благодарствую, Оленька!
     21:17 17.04.2016 (1)
Сколько путей тебе дает одна дорога?
Немного: туда и оттуда.
  да уж... Спасибо, Анечка, ты  каждой главой удивляешь.
     21:52 17.04.2016
1
Сама порой удивляюсь...будто это не я пишу...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама