Произведение «Маленькие сентябрьские размышления» (страница 2 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 51
Читатели: 1238 +1
Дата:

Маленькие сентябрьские размышления

сплетня чистейшей воды. Разве можно вести разговоры о святости и в то же время бурно перемывать кому-то косточки? Пожимают плечами, улыбаются: « Это мы просто так. Просто разговариваем». Непостижимо!!!

Я бы могла говорить долго, действительно, наболело за долгие годы. Но одной из черт культуры, как мне кажется, является и сдержанность, умение вовремя остановиться. В этом тоже уважение к собеседнику и читателю.

Однако, напоследок все же хочется подытожить. В самом начале я оговорилась, что существует некая круговая порука добра, мощная лучезарная энергетика, помогающая нам выстоять в этом мире. Мне кажется, это и есть культура, воспитанная, прежде всего на внутренней подобранности, если так можно выразиться – духовной и душевной элегантности, уважающей права и самого человека и других людей.

Совсем не литературное эссе у меня получилось в этот раз. И все же! Как же я могу не вспомнить человека, которому история обязана рождением моего любимого жанра – эссе?! Я говорю о Мишеле Монтене, память которого мы чтим в сентябре (он умер в сентябре 1592 года) и который в своем знаменитом философском труде «Опыты» высказал потрясающую и такую созвучную моим раздумьям мысль, которой я и хочу закончить своё эссе:

«Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её. Знания – обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться... Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы её использовали
 




 


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     07:10 29.10.2017
Пороки человеческие неискоренимы к сожалению.
Но поднимать эту тему надо, иначе болото и вовсе затянет тиной.
С теплом, Ляман!
     23:17 06.09.2016 (1)
У тебя получилось очень чувственное эссе.
 Что ещё раз меня кое-в чём убеждает.
  Я имею в виду Новый Год, а шо такое...


  Как всегда, блестящая работа!
  Как всегда, я опять буду спать неспокойно.
  Как всегда, хрен я высплюсь.
     14:28 07.09.2016 (1)
Как всегда, спасибо огромное!
     15:42 14.09.2016
Ты ОЧЕНЬ красивая!   И славная!
Гость      16:55 06.09.2016 (1)
Комментарий удален
     20:56 06.09.2016
Совершенно точно вы сказали!
Если ребенок в год просто так оторвал крылья бабочке, наступил на жука, повторяю просто так, не обороняясь, не защищаясь, а ради забавы или интереса (но ведь не каждый интерес надо поддерживать!!!) а родители не обращают на это внимания, то не надо удивляться тому, что потом он будет жесток и к людям...
Гость      05:58 28.08.2016 (1)
Комментарий удален
     10:06 28.08.2016
Спасибо вам, Маргарита, за отклик и прочтение.
Вот например, у нас говорят: "Девочку в родительском доме надо все же больше лелеять, Бог его знает, как ей придется замужем. А мальчика надо растить мужчиной"
Но у кого как...
Что касается великой Марины Цветаевой и ее сына...
Дневники Г.Эфрона я читала, но, увы, урывками. В библиотеку пришла эта книга,пока я ее обрабатывала, успела что-то прочитать, но потом ее взяли в архив, и уже на руки не выдавали, так как 1 экземпляр.
Да, признаюсь, меня тоже шокировали его записи, те, что я прочитала. Так же как шокировала когда-то книга Л.Пантелеева "Наша Маша". Впоследствии я узнала, что именно эта милая героиня книги стала в какой-то степени жертвой воспитания своих родителей.
Маргарита, мне кажется, Георгия тяготила мать...
Она была именно безмерна, велика. Она поглощала собой все. Ему не оставалось места. Если дочь, Ариадна, возможно, по женской природной мягкости своей могла быть адептом матери, то Георгия эта миссия угнетала.
Помните, в старом фильме "Развод по итальянски", когда герой Марчелло Масстрояни подстраивает якобы измену своей жены, а потом ее убивает, типа в праведном гневе, и все это для того, чтобы стать свободным, то отом когда он вспоминает свою жену, он говорит: "Возможно, я и любил тебя, Розита! Но ты слишком часто требовала от меня подтверждения и демонстрации этой любви "Скажи, ну как ты меня любишь? Ну как? Ну как?!!"Это меня раздражало и я был вынужден убить тебя!"
Это конечно, комедийный фильм, там многое утрировано. Но подтекст, увы, верный.
Как мне кажется(основываясь на творчестве М.Ц. и на воспоминания о ней), она была великой и очень беззащитной. Ей постоянно нужно было, чтобы ее любили, она питалась этим чувством, черпала в нем силы, причем любили так(это очень важно!!!) как она сама понимает любовь. А ее понятие о любви, было как море - огромным, разным, безмерным.
Ариадна возможно могла ей дать это. Она была женщиной в настоящем смысле этого слова. Она могла следовать за более сильным, могла подчиняться.
Марина -нет. Слишком много страсти, мужской страсти и силы в женском теле. Это страшно. Это убивает.
Но мир знает счастье. У него был такой поэт!!! Марина Цветаева. Именно - поэт!
А Георгий не мог и не хотел следовать за матерью слепо. Он - мужчина. Ему нужна была свобода. Мать все же подавляла его.
И плюс подросток. Прекрасно образованный, но дурно воспитанный. Желание самости особенно ярко выраженное в этом возрасте.
Кто знает, что заставило его сказать ту страшную фразу, шокировавшую (и справедливо!) Оксану Синякову-Асееву: "Марина Ивановна поступила правильно. У нее не было другого выхода".
В общем, светлая им память...
Но действительно, очень трудно, и хрупка грань деликатности и бережного отношения к человеку. Так чтобы любить, но при этом не душить своей любовью...
Знаете, у нас есть такая поговорка. Жестокая, но увы, за нею вековые житейские наблюдения.
"Плохо, когда мать в одиночку воспитывает ребенка. Если мальчик - она его залюбит до такой степени, что отнимет мужское естество (выхолостит), т.е. в знач. - сделает маменькиным сыночком, потому что всю свою нерастраченную женскую энергию вместе с материнской любовью будет вкладывать в него. Это плохо.
А если мать в одиночку растит девочку, то такую девочку букв. - пойди-верни. То есть из нее никогда не будет хорошей жены, умеющей слушать и слушаться мужа. Потому что мать подсознательно свою боль и обиду на жизнь и мужчин будет переносить и в девочку. Она вырастет с мыслью, что все мужики - сво...А какая из такой получится жена?"..
     20:24 26.08.2016 (1)
Эта страничка достойна восхищения!
     20:45 26.08.2016
1
Спасибо вам, друг мой! Я не стою этих слов, но верю в искренность вашу и сердечно благодарю вас!!!
     13:44 24.08.2016 (1)
Присоединяюсь к Монтеню - великая мудрость. Что касается нас - всё, что будет заложено с детства, то и получим.
     13:53 24.08.2016 (2)
Несомненно, Леночка! Мы получаем в конце концов то, что сами и взращиваем.
Спасибо!
     16:08 24.08.2016 (1)
И это естественно, и начинается с первых дней жизни. Сейчас всё это напоминает снежный ком, который разрастается. К чему придём? 
     16:14 24.08.2016 (1)
Помните у Багрицкого:
"Чей путь мы собою сейчас устилаем..."
Он писал это в 30-х годах прошлого века.
Ничего не меняется...
     16:18 24.08.2016 (1)
Нет, меняется, но очень незаметно, но в какую сторону - это важный вопрос!
     16:19 24.08.2016 (1)
Да...
Вот я рассказала вам эпизод о мальчике из автобуса. А сколько таких еще...
     19:02 24.08.2016 (1)
Много! И таких бабушек и мам,  они и раньше были, теперь их намного больше.
     19:09 24.08.2016 (1)
Да, увы...
     19:26 24.08.2016 (1)
Это передаётся по наследству - как мама воспитала, так и дальше будет. И это заразительно и  соответствует человеческой природе - не постигшей озы морали до конца.
     19:36 24.08.2016 (1)
Точно!
Только единицы, такие как Чехов, выросший в отнюдь не интеллигентной обстановке ( правда, отец заботился об образовании детей), смог создать из себя совсем другого человека.
О чем писал к в широко известном письме к Суворину:
«…Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош… лицемеривший и Богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в жилах его течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». 
Но это бывает, увы редко. И нужна для этого титаническая работа души, а это под силу не всякому.
     20:12 24.08.2016 (1)
Какое-то время люди желали перестать быть рабами. Кто-то сумел - вопреки всему. Но сущность мещанства сильна. Вот и тянется ниточка из поколения в поколение. Псевдоаристократизм, бахвальство, стремление к удовлетворению своих желаний, которым и конца нет и прочее - усиливается. Какая может быть культура и этика?
     20:33 24.08.2016 (1)
Да, вы совершенно правы.
Как-то я узнала этимологию слова "сноб"
Оказывается,до Кромвеля, в Англии была какая-то древняя школа, в которую принимали только отпрысков знатных родов королевства.
Но после Кромвеля, дела школы пришли в частичный упадок и в нее стали принимать детей среднего класса и мещан.
Так вот, чтобы как-то различить детей, против фамилии знатных в журнале писали - nobe -родовитый
А против фамилии незнатных- s.nobe - неродовитый
И неродовитые делали все возможное, чтобы это различие стереть, чтобы их тоже считали нобами.
Но у некоторых это бессмысленное подражание манерам, поведению, принимало уродливые формы. Вместо изысканности, благородства  и горделивости у них получалось заносчивость, спесь и чванство.
Как в кривом зеркале отражение.
Вот с некоторыми современными нуворишами - князьями и графьями, похоже та же история!
     23:14 24.08.2016 (1)
Парадокс: Мир развивается и совершенствуется, а человек так и не выходит на настоящий уровень развития, который обеспечивают ему мозги.
     11:23 25.08.2016
     14:14 24.08.2016
Это еще малая толика наблюдений. Иногда просто зла не хватает.
Понимаете, когда вот такое "теплокровие", радушие, видишь в кино, или его воспевают в книгах - это умилительно и прекрасно.
А когда это сопровождаепочти тся попиранием прав других и ты постоянно с этим сталкиваешься? Умилительного мало.
Вот несколько месяцев назад. Эпизод.
Еду на работу в автобусе. Сижу у окна, Моя остановка конечная, автобус приходит почти пустой, и естественно, пытаешься сесть подальше, чтобы тебя не дергали беспрестанно. Тем более в тот день я была с большим грузом. Ехать мне далеко.
Заходит на какой-то остановке бабушка с 3летним внуком. Садится рядом со мной. Внука на колени. Все нормально.
Внук сразу же начинает орать, крутиться, пихаться, кусаться, щипаться. Видите ли он у окна хотел сидеть, а тут какая-то тетя. А у меня на коленях тяжелая большая сумка, в общем, вставать неудобно.
Он кусает бабушку, щипает, орет. Та его увещевает, все без толку. Уже кто-то уступает место у окна с другой сторон, но мальчик включил "каприз". Ему хочется именно это окно!
Бабушка по-прежнему: Тюти-пути, подожди, мой хороший, скоро приедем, я тебе игрушку куплю!!! Бесполезно. Ор и визг!!!
Наконец, какая-то женщина сказала: Пожалуйста, успокойте как-нибудь ребенка, голова болит очень.А еще работать целый день.
Что я бы сделала, будь на месте этой бабушки? Раз, уж такое дело, вышла бы из автобуса, утихомирила бы ребенка и дождалась бы следующего автобуса. Ну, что теперь делать?
Реакция бабушки: "Рустамчик, не плачь, не кричи, мое солнышко! Видишь, у тети голова болит! У тети наверно своих детей нет, она не знает, что такое дети.
Через минуту в автобусе начался скандал.К счастью, уже была моя остановка, я вышла,и до сихпор не знаю, успокоился ли мятежный Рустамчик.
К слову сказать, все мои ноги, туфли, юбка были отдавлены ребристыми отпечатками подошв кроссовок Рустамчика!
     06:33 25.08.2016 (1)
Интересное эссе,интересное обсуждение.Трудно воспитывать себя всю жизнь,а все начинается именно с тебя самого,трудно не поддаваться на соблазны общества потребления,трудно понять,а что действительно важно для тебя? Глубоко уважаю людей до конца последовательных своим идеалам.
Спасибо,Ляман!
     11:19 25.08.2016
Вот именно!!! Помните поговорку: Пройти огонь, воду, медные трубы, чертовы зубы, Крым и Рым.
Огонь, вода- трудности мы как-топроходим.
Чертовы зубы - болезни - к сожалению в той или иной степени не минуют никого.
Крым (В Крыму был самый крупный невольничий рынок)- то есть рабство и Рым - так называли цепи, которыми привязывали рабов - то есть лишение свободы  - не дай Бог этого!
А вот медные трубы - испытание славой, достатком, к сожалению, проходят не многие.
Спасибо вам, Ниночка!
     08:21 25.08.2016 (1)
Очень актуально! Статья заставляет задуматься о многом, об отношении ко всем и ко всему, о том, как воспитываем детей. И я может повторюсь, испытание сытостью, которое мы сейчас проходим, это тяжкое испытание.
Спасибо, Ляман!
     11:14 25.08.2016
Спасибо вам, Анночка, за понимание!
     21:22 24.08.2016 (1)
Очень интересную тему затронула Ляман.
Все начинается с детства. Воспитание, заложенное родителями, формирует характер, поведение человека.
Интеллигентные люди (я не говорю об образованности, уме), а именно внутреннем благородстве, которое не зависит от знаний, которыми человек обладает, всегда думают об окружающих; не приносят ли они какого-либо неудобства другим, готовы переступить через личный комфорт, чтобы не стеснять людей. Но, к сожалению, такие люди часто бывают  и в прямом и переносном  смысле растоптаны толпой.
И кто знает, может быть даже скромно стоящий в сторонке человек мешает,  ограничивает жизненное пространство кого-либо, даже не ведая об этом. Ведь талант может мешать завистникам, которые делают все, чтобы человек не выделялся, не высовывался из серой массы. И скольких великих недосчитались именно из-за их скромности, интеллигентности, боязни ущемить чью-либо свободу, занять чужое место, которого они, как им кажется, недостойны.
"Жизнь - способ существования белковых тел". Наверное, так и есть.  Изношенная материя тлеет, уступая место новым формам жизни. Но было бы слишком грустно, если бы жизнь не была ещё и "способом существования  души,  творчества, произведений искусства, научных открытий", которые остаются с нами даже после разложения плоти.
     21:31 24.08.2016 (1)
Ах, Наташенька. Вы правы, несомненно!
Есть великолепное наставление легендарного короля Кормака:
"Не будь слишком суровым - от тебя отвернутся.
Не будь слишком добрым - тебя растопчут"
Грустно, но это действительно так.
А по поводу изречения Энгельса,..
Но так и есть у нас человеческая душа, которая остается в памяти людей на этой земле...
Какой будет эта память, зависит от нас.
Помните слова из фильма "Не горюй"? Герой Закариадзе говорит:
"Нет, ложь, что человека можно помнить вечно. Тому, кто идет дорогой жизни, Бог дарует способность забвения. Оно медленно следует по пути за смертью и стирает оставляемые ею следы"
Тогда герой Кикабидзе говорит:
Он оставляет на этой земле друзей, которые долго будут помнить его"
И слышит в ответ:
"В добрый час"
Как долго помнят и помнят хорошо - значит человек был хороший...
     21:34 24.08.2016 (1)
А по поводу первой части вашего комментария - как же она перекликается с любимыми мною словами Леонида Андреева о Чехове:
«О Чехове поспорим. По-моему, он был полон желания жизни, а не самой жизни. Оттого он остался до конца таким нежным, благородным и умным - настоящие обладатели жизни, как все законные мужья, плоски и грубы. Жизнь никогда не отдавалась ему;… его дача стояла ровно в двух кварталах от того места, где ему хотелось, чтобы она стояла: вероятно, каждый раз во время прогулки он смотрел на это место и думал: вот если бы сюда перенести дачу. Ему даже из деликатности было неловко жить, как другому неловко за табльдотом (столом) взять второй кусок мяса или выйти без галстука; но, вернувшись в свой номер, он писал великолепный голодный рассказ или письмо. Он никогда не лез в наполненный трамвай; он из вежливости образованного и понимающего человека не сопротивлялся смерти: раз бациллы, то какое же право сопротивляться и даже дискредитировать науку имею я, сам окончивший по медицине. На том свете он, вероятно, в аду — по какому-нибудь недоразумению; и притом не в страшном с огнями, а в каком-нибудь очень неприютном, голом, пыльном и сухом месте; но сам бог, раздающий праведникам жизнь, не так понимает всю тонкость и красоту жизни, как этот скромный, пыльный, забытый грешник».
     00:12 25.08.2016
Интеллигент в самом точном смысле этого слова!
     19:19 24.08.2016 (1)
Я тобой восхищаюсь. Скромница, добрая душа. Умница и мудрая. Мой тебе поклон.
     19:21 24.08.2016 (1)
1
Танечка, ну, что ты...
Мне неловко.Я этих слов не заслуживаю.
Но, правда, очень хочу к ним приблизиться!!!
Спасибо тебе, дорогая моя!
     19:22 24.08.2016 (1)
 Не стесняйся . Тебя читать- праздник души.
     19:32 24.08.2016 (1)
1
     19:32 24.08.2016
Да- да.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама