Произведение «Вертоград (цикл "Друзья мои")» (страница 2 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 34
Читатели: 897 +6
Дата:

Вертоград (цикл "Друзья мои")

казались нелепыми и жалкими.

- Дачи? –Каримыч посмотрел на меня так, словно видел впервые. – Да, конечно. У каждого за закрытыми воротами. А так двор был бы как игрушка, загляденье…

Он умолк и постукивал по чашке с гжельской росписью. Узор на ней казался совсем темным. Лист ватмана валялся под столом.

- Я пойду, поздно уже. Спасибо Вам.

- Вам спасибо – бесцветно отозвался Каримыч и я поняла, что чудесный вертоград закрылся для меня.

Весь вечер мои мысли возвращались ко двору-саду.  Он даже приснился мне ночью. По дорожкам, вымощенным плиткой бегали дети, матери сидели на скамейках возле длинных рабаток с белыми и синими гиацинтами. В центре была разбита огромная клумба-радуга, где чередовались бордовые стелющиеся розы, оранжевая календула, желтые фиалки, зеленая звездовка, голубые анемоны, синие гелиотропы и фиолетовые вербены. И всем было радостно, потому что не может быть плохо среди такого чуда. А, когда на землю падал последний солнечный луч, то один за другим начинали мерцать цветы лунного сада, чтобы и ночью красота не покидала людей.

- Ну, как? – поинтересовалась подруга через несколько дней. – Разговорились? Видела его комнату?

- Да, видела. А кстати, почему соседи отказались помогать ему со двором?
- Шутишь что ли? У него фантазии завиральные, это сколько денег надо, сил, а еще рабочих нанимать, в земле копаться. Да еще неизвестно, прижились бы его насаждения. Я лично с лопатой во двор не собираюсь. И муж мой тоже. У каждого свои дела. И никому это не нужно.  Нудился-нудился, да слава Богу отстал. А, что, он и тебе рассказал про двор-сад?

- Так, в общих чертах.

- Он всем рассказывает поначалу, не обращай внимания. Если не реагировать, то отстает сам.Одинокий старик – что возьмешь…Их хлебом не корми -  дай с идеями поноситься…

Мы заговорили о другом и вскоре попрощались. Я отчетливо поняла, что буду приходить в ее уютный дом как можно реже. Что-то надломилось во мне. Так бывает, когда некого винить, и все же становилось мучительно жаль всего отживающего и деликатно уходящего в небытие.

К счастью, жизнь завертелась с утроенной силой. Времени даже на звонки не оставалось, не то, что на чинные походы в гости.

Встретились мы с подругой почти через год.

- Бессовестная, - накинулась она на меня. – Где пропадала? Приходи в воскресенье непременно! Столько новостей! Все расскажу! Мы, кстати, обои обновили, оценишь! Ах, да. помнишь Каримыча, старика – соседа моего. Перебрался он к одной из дочерей, слава Богу. А квартиру его дочь сдает. Ну, и правильно! И квартира не пустует и он под присмотром, и мозг своим садом-двором больше никому выносить не будет. В общем, я жду. 
Придешь?.. Что молчишь? Придешь?

- Постараюсь, - выдавила я.

- До встречи. Жду! - отрапортовала она и повесила трубку.

Я выглянула в окно. Свинцовое небо взбухло дождем. Сиротливо дрожали голые ветки деревьев, отчаянно каркали вороны - видно, и им было холодно. И весь двор моей типовой городской многоэтажки был сирым и  бесприютным. Было грустно, будто на мне лежала вина за что-то. Странная вина, непонятная. Неизбывная…



























































Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:16 11.03.2018 (1)
1
Я не о содержании сейчас. Это лишнее в случае с Ляман - обсуждать необсуждаемое.

 Я о мелочи, которая выдаёт именно незаурядное чувство слова.

Итак:  "Сиротливо дрожали голые ветки деревьев, отчаянно каркали вороны - видно, и им было холодно."

99 из ста написали бы - "...им тоже было холодно".

Слово "тоже" здесь явно выпадает из стилистики - поэтому, идёт, якобы, неправильное "...и  им".  Без "тоже".

 Моё почтение, Ляман!
     18:35 11.03.2018 (1)
1
УМНИЦА!!!! 
МОЛОДЕЦ, ОЛЕГ, БРАВО!!!
А я все думаю - кто-то заметит или нет.
Олег, соврешенно прав. Тоже - здесь совсем не годится.
И им - если произнести быстро сообщает фразе некоторую музыкальность.
Есть такой прием звукописи - хиатус (зияние) - несколько гласных идущих подряд или на стыке слов.
В слове фиалка например, хиатус внутри слова - звуки иа
В имени Феодор, Симеон - тоже.
А в например в сочетании имен Анастасии и Ирины - настыке слов.
У меня тоже.
В небольших дозах это придает фразе музыкальность.
Но злоупотреблять этим нельзя - получится мяукающая речь. А то что приличествует кошке не приличествует человеку, да еще филологу, етс!
Спасибо, Олег! УМНИЦА!!!
     18:43 11.03.2018
     22:05 20.02.2018 (1)
А ведь на таких людях красота и держится. Но не у всех есть возможность возродить не только в душе, но и наяву. Спасибо. Виктор.
     22:11 20.02.2018
Вот именно! Вертоград- это в первую очередь, сад души. Сначала надо душу свою возделать, тогда руки сами потянутся создавать красоту вокруг...
Спасибо, Виктор, дорогой.
     21:22 18.02.2018 (1)
Мне увиделось, что этот рассказ о душе человеческой и ещё, о времени, которого всем людям катастрофически не хватает. Сейчас, невозможно купить вещь, чтобы навсегда или хотя бы надолго и может, чтобы детям осталась. Люди зарабатывают, чтобы купить нужное и через время, купить опять необходимую вещь и так, всю жизнь. Какой тут садик во дворе? Для этого, нужно время и не раз, и не два, а регулярный труд, как и душа, которая требует своего времени регулярно; любви, правды, милосердия, доброты и понимания и много, чего ещё.  Спасибо Ляман, за рассказ.
     22:15 18.02.2018 (1)
1
Спасибо, Варенька, дорогая!
как давно я Вас не видела!
Рада Вам очень.
Да, Вы правильно поняли. Садик - это просто садик.
А Вертоград - это прекрасный виноградник. Виноградник, сад души, который надо возделывать, работать над ним.
Обнимаю Вас. Как я Вам рада!
     22:45 18.02.2018 (1)
Спасибо, за теплоту и ведь, не просто теплоту, а как раз, теплоту души.
     22:46 18.02.2018
     21:24 13.02.2018 (1)
2
Лямашенька!
Стыдно признаться, но пока весь в делах и заботах,
то и не особенно замечаешь то, что тебя окружает.
А если и замечаешь, то времени нет оглянуться, задуматься:
что можно сделать?
Едва хватает времени на дом и семью.
Вот видишь, Каримыч мечтал о саде, когда время свободное
появилось, но не когда его дочери были маленькими.
Конечно. Идея Каримыча замечательная!
И нам давно пора задуматься, что красивым должно быть
не только личное, но и общее: дворы, улицы, подъезды..
     22:01 13.02.2018 (1)
2
Авивочка, родная!
Тк ведь дело не только во дворе.
Вертоград - слово многозначное.
Прекрасно возделанный сад, в котором исцелялась бы душа. Вертоград души моей.
Вертоград - сад духовнойи душевной гармонии.
Помнишь проф. Преображенского: Разруха начинается в головах.
Так вот, люди сами стремя тся к ра-ладу, разрухе, потому что тогда легче все на нее свалить.
Жаловаться, ныть на разруху, неприспособленность всегда легче, чем сотворить гармонию, потому что над последнейнадо работать.
А разруха легче: ломать-не строить.
Вначале надо собственный виноградник души возделать, тогда легче будет и вертоград во дворе сотворить.
     23:30 13.02.2018 (1)
1
Да, да, Лямашенька! Согласна с тобой!
"Вначале собственный виноградник души возделать" - согласна, дорогая!
Но эта мудрость приходит с возрастом, с годами,
когда есть время подумать и осмыслить. Понять это.
Возможно, пройдёт ещё лет 20 и соседка-подруга из твоего
рассказа воплотит фантазию Каримыча.
Понимаешь? Сегодня для неё это не важно.
К этому приходят.
Я верю. Я тоже, лет 30 назад, не думала о Вертограде.
Сегодня думаю. И ты думаешь.
Мы пришли. 
     15:30 15.02.2018
2
Да, Авива. Мы пришли.
Но нам и в детстве внушали, что все должно быть прекрасно.
Мы старались жить с этим ощущением в душе, знали, что так должно быть. Даже если это недостижимо, но так должно быть.
А сейчас...Нет, я не ворчу, упаси Бог.
Мне просто становится больно, когда вижу, что почти все меряют на деньги, на практическую выгоду...
     21:55 13.02.2018 (1)
1
Я давно задумываюсь вот над какими вещами. Ведь ещё со школы нам знакомы слова Чехова: "В человеке должно быть всё прекрасно, и  лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так почему же, если у человека прекрасная душа, да и мысли далеко не самые плохие (в данном случае - разбить сад во дворе) ему сразу начинают приписывать какие-то странности? Это что же, выходит, человек, имеющий чистую душу, искренние помыслы и хорошие намерения, сразу обесценивается? И КЕМ обесценивается? Лежебоками, которые ради посаженного во дворе цветка с дивана не встанут? Теми, кто зовёт в гости ради того, чтобы новые обои показать? Мы живём в каком-то диком мире, Ляман. Вот от этого-то и появляется чувство вины. Вины за этот мир...
Спасибо тебе за рассказ. Всё ты правильно написала.
     22:04 13.02.2018
Магдалина, дорогаямоя!
Ты совершенно точно все поняла.
Я написала уже ответ Авиве Таль. Копирую его сюда, потому что этими словами я и хочу все выразить:

 Дело не только во дворе.
Вертоград - слово многозначное.
Прекрасно возделанный сад, в котором исцелялась бы душа. Вертоград души моей.
Вертоград - сад духовной и душевной гармонии.
Помнишь проф. Преображенского: Разруха начинается в головах.
Так вот, люди сами стремя тся к ра-ладу, разрухе, потому что тогда легче все на нее свалить.
Жаловаться, ныть на разруху, неприспособленность всегда легче, чем сотворить гармонию, потому что над последней надо работать.
А разруха легче: ломать-не строить.
Вначале надо собственный виноградник души возделать, тогда легче будет и вертоград во дворе сотворить.
     09:36 13.02.2018 (1)
Лямаша! Прочла и задумалась...Твой рассказ об идее Каримыча сделать уютным
дворик простыми, красивыми цветами - очень хорош! Я даже представила его.
Моя племянница на даче посадила такую клумбу, подобрав соответствующие цветы.
Но, кроме этого, был у неё цветок, (не в клумбе он рос) правильное название, не знаю, она называла его лунным.
Он рос высоким и зацветал вечером, таким желто-зеленым цветом, но без запаха.
А утром он закрывался.
Потом я переехала в другой город и здесь перед нашим домом соседка посадила розы.
Только розы. Они красивые, все, кто проходит мимо них, любуются, восхищаются.
Чем льют бальзам на её душу. Ах, сколько она затратила денег, чтобы обустроить этот розарий!
Ах, какие розы!!! Я не возражаю, она любит розы, они красивы. Но получается какая-то вычурность и становится
неприятно. И я заметила, что не только я так думаю. Возле другого подъезда в огороженном палисаднике
посажены совсем другие цветы - Клематис, пионы, ромашки, ирисы (разноцветные) как заборчик, обрамляют участок и цветы
что внутри. На другом участке - хризантемы, у нас их называют дубки, сентябринки. 
Я заметила потом, в общении, что хозяйка роз, на первом месте восхваляет себя. Я, я...
Может быть, я не правильно думаю, но написала как есть...
     14:45 13.02.2018 (1)
Анночка.
Этот цветок скорее всего и есть ипомея крупноцветковая - луноцвет
А розы...
Возможно, что хозяйка розария просто фанат роз.
Когда заболеваешь каким-то цветком, то других не видишь.
Хорошо об этом сказано у К.Чапека в "Годе садовода". Замечательная вещь. Я отдыхаю на ней душой.
Прочитай, если будет у тебя такая возможность.
     16:23 13.02.2018 (1)
Лямаша! А как правильно книга называется "ГОРЕ садовода" или как? "Годе", опечатка?
Это надо поспрашивать в библиотеке, в нашей, центральной.
     18:29 13.02.2018
"Год садовода"
Если не будет в библиотеке, пришлю тебе интернетную ссылку.
     21:52 12.02.2018 (1)
1
 Хорошо, что Каримыч присмотрен. Печально, что двор так и остался без его "завиральных" фантазий...
 Каримыч правильно сказал:
- Чистоты почти не осталось в нашей жизни

Двор- сад- это так красиво!  Жаль...
 Лямаша, спасибо тебе. Эх, как хочется, чтоб не только в душе цвели сады...
     22:11 12.02.2018 (1)
1
Спасибо, дорогая Танечка!
Кстати, чудесная у тебя фотография! Тебе очень идет такая прическа.
Таня...
У нас во дворе жил этот старичок. Так и не осуществилась его мечта...
А если она не осуществилась в советские времена, когда еще была жива традиция субботников, то, что говорить о нынешних... 
     10:40 13.02.2018 (1)
Спасибо, дорогая! Просто отрасли волосы..А они чем длиннее, тем кудрявее)))
     14:42 13.02.2018 (1)
1
Тебе очень идет!
     14:50 13.02.2018
     09:32 13.02.2018 (1)
Спасибо, Ляман. Сколько души в Вашем рассказе...
     14:45 13.02.2018
Спасибо, дорогая моя Алиса!
     00:02 13.02.2018 (1)
1
У меня тоже так бывает. Не хватает силы поддержать нуждающихся в поддержке. Слабохарактерность. Виноватой себя чувствую...
     08:25 13.02.2018 (2)
1
Наташенька, да тут воде бы никто не виноват.
Но, просто нашей жизни вроде бы стали не нужны такие люди, умеющие создавать прекрасное. И тем самым - исцелять душу.
В последний раз я убедилась в этом на прошлой неделе, когда уже сама пыталась сагитировать соседей расчистить двор.
Конечно, я на двор-сад и не претендовала, но хоть бы чистота какая бы ла.
Так нет же...
Отказались...
     14:22 13.02.2018 (1)
Таких людей на Руси называли "блаженными". Светлая душа...
Да зачем далеко ходить. В моей пятиэтажке в России давно уже ступенька бетонная перед входом сломалась. И много лет никому ничего не нужно. И мой муж-француз сказал, что купит всё необходимое и сам отремонтирует, так ведь и ноги немудрено сломать, особенно пожилым. Но оказывается, жильцы сами не имеют права ремонтировать, надо вызывать специальных рабочих из ЖЭКа. Да и садик возле дома тоже не положено делать без разрешения вышестоящих организаций. Хотя, в детстве, как сейчас помню, сосед бабушки - фронтовик  сам посадил в палисадниках возле дома несколько кустиков смородины и саженцы вишни - много. Они долго потом радовали глаз, а мы - малышня собирали ягоды и ели. А теперь уже много лет прошло, как он умер, вишни погибли от старости, а газоны превратились  в обыкновенные мини-пустыри.
     14:42 13.02.2018
Да, вот то-то и у нас...
Пустырь с постоянно разливающейся канализацией...
Гость      08:29 13.02.2018 (1)
Комментарий удален
     08:42 13.02.2018
Увы...
     23:07 12.02.2018 (1)
Лямочка! Побольше бы таких Каримычей и наша жизнь была светлой и многоцветной.
Спасибо тебе за выписанную красивую душу, умеющую летать.
     08:26 13.02.2018
Спасибо, дорогая Клавочка!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама