«Жизнью следует наслаждаться, как превосходным вином, глоток за глотком с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаём его ценить, если пьём как воду»
Людвиг Фейербах
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=240128
Уважаемые читатели, давайте заново, вместе перечитаем стихотворение Лимпапо «Тело» и не только для того, чтобы насладиться красотой метафор, которыми он наделяет прекрасную женщину, представить себе её восхитительный облик и испытать восторг перед истинной красотой. Автор намеренно отвлекает читателя от главной цели: показать своё личное отношение к чему-то очень важному для него, как и для всех людей вообще.
Автор облекает абстрактное понятие «жизнь» в конкретную телесную форму, канон красоты, сформировавшийся в его сознании.
Со времён античности аллегория рассматривается художниками, музыкантами и литераторами как ключ для проникновения в некую тайну, поэтому прием был взят автором на вооружение.
Само наименование произведения - «Тело» символично и философично. Начиная с Платона не утихают споры о теле. Продукт ли оно души, или душа продукт тела. Вместилище души, или существует вне воли и сознания человека. На мой взгляд . автору ближе «постмодернистское» понимание тела , как сопряжённости мысли и чувства. Всё содержание стихотворения подтверждает это. Возможно, подобная аллегория покажется странной и нам более привычны ассоциации жизни с дорогой, транспортным средством, рекой и.т.д. При необычности, данная аллегория учитывает важное и существенное: реальность, материальность , способность давать наслаждение, быть требовательной и и неукротимой. Рассказывая о своих отношениях с жизнью , автор не привязывает нас к жизненным циклам.
«Я лежал с тобою рядом
и вдыхал чудесный запах,
и смотрел неспешным взглядом,
позабыв о бывших бабах,
на девическое тело,
рядом что со мной лежало,
и пугливо, и несмело
ласки нежной ожидало». Безусловно, это начальный период жизни ребёнка . или молодого человека, впервые осознавшего красоту и чистоту природы. И грубоватое: «позабыв о бывших бабах» может означать всё незначимое и ненастоящее.
В стихотворении много символических образов природы и образов её запахов. Таким способом автор предлагает нам вернуться к детскому восприятию жизни, когда мы постигаем мир с помощью зрения, слуха, обоняния и осязания. Эти анализаторы на всю жизнь сохраняют в нас чувственный образ мира
«Тело, пахнущее лугом,
молоком козы бодливой,
было гибким и упругим,
цвета греческой оливы.»
Всё, о чём сказано в данной строфе не просто имеет отношение к жизни, но выражает её сущностные признаки: цвет греческой оливы тёмно-зелёный. Таким цветом окрашивали изображения своих богов плодородия древние. Коза – тоже символ плодородия, а молоко - первая пища ребёнка и «чистая жертва» приносимая богам.
Две последующие строфы символизируют наслаждение жизнью: любовь вообще: и у к жизни, и к женщине, и к детям, - всё, что делает нас людьми.
«Губы алые целую
и заглядываю в очи.
Заласкаю, забалую…»
А дальше приближение ночи, окончание всего, что связывает нас с жизнью.
У тебя больше нет сил, а жизни нужны здоровые, сильные. Ты осознаёшь это, но жизнь слишком хороша, что бы просто расстаться с ней. Два замечательных возгласа: «Уходи!» и «О нет, не надо» выражают раздвоенное состояние героя. Выбора, на самом деле, не существует
– Уходи скорее! – скажешь.
Встану я… – О нет, не надо…
Слёзы по щекам размажешь…
«Тело, пахнущее морем,
обнажённое лежало.
И, наверно, мне на горе
Ласки нежной ожидало»
Море также один из многозначных символов стихотворения. Это и бесконечность, и образ Времени, глубина и равнодушие, переменчивость и неотвратимость.
Трудно не согласиться с автором, избравшим женское тело в качестве аллегории жизни. Кроме всего вышесказанного, оно само рождает жизнь, делая её бесконечной, а имя первой женщины на земле Евы означает - Жизнь. Автор ни разу не употребил слово душа, но с нами говорит его душа. Человек смертен, поскольку телесен, и его жизнь только часть всеобщей бесконечности жизни.
Стихотворение Юрия мне представляется ироническим, пародийным произведением, высмеивающим образчики "чуйственной поэзьи", продолжающем в этом смысле традиции Алексея Константиновича Толстого, Агнивцева, Саши Чёрного, Николая Олейникова...
Поэтому у меня вызвала полное недоумение рецензия, автор которой вполне серьёзно открывает в рецензируемом тексте какие-то глубины философского осмысления жизни, сообщает о разнообразных аллегориях, плодородных козах и так далее.
С Новым годом, Александр!, Когда я впервые прочитала это стихотворение, то в комментарии написала Юрию именно о таком понимании его произведения. Он согласился, можете посмотреть. Юрий ни одного стихотворения не оставляет без иронической нотки Бесспорно, оно иронично, но в глубине авторской иронии скрыто то, о чём я написала.. Потом, я не ставила своей целью заставить всех размышлять в этом направлении, но задуматься - да. Написав рецензию, я согласовываю её с автором и только потом публикую. Я не рецензент, но покопаться в стихах люблю. Когда я читаю, то вижу разворачивающееся передо мной полотно - драма. Но бывает. что ничего не вижу. тогда не пишу.
С Новым Годом, Татьяна!
Недоуменье однакож не рассеивается...
Хм... Какие глубины можно, например, обнаружить в "Юнкере Шмидте..."?
Горечь неразделённой любви и отчаяние от истощения младых сил героя?
Я не оспариваю того, что есть произведения , предназначенные для похохотать. Это великое мастерство.- писать смешно. Но я, если глубоко задумаюсь, могу извлечь (нахально сказала она) из всего. Первый опыт подобного у меня был над стихотворением Юрия же " Смешно" Это осталось просто комментарием
Написано интересно, но отчасти согласна с Вячеславом и Александром. По смыслу стих "Тело" скорей чувственный, чем возвышенный. В нём явственны иронические нотки.
Наверно, нужно. Ведь беспристрастная рецензия не всегда хвалебная...
Я читала одну замечательную рецензию на рассказ Эмми Звездиной.
Рецензент разобрал рассказ по косточкам. Отметил достоинства и недостатки.
Причём - не без юмора. Такие рецензии делают честь автору, привлекают к нему
читателя и самому автору помогают работать над словом...
И если кому-то нужна моя рецензия - так и спросят. А напрашиваться в рецензенты
желания не испытываю. Может, автор (я говорю здесь не о Юрии, а вообще) ожидает дифирамбы,
а я не оправдаю его ожиданий... И он обидится. Вусмерть.
Юрий очень глубокий и умный человек, иронично относящийся, в том числе, и к своему творчеству, и дифирамб не любит Так, что если проснулось желание написать спросите у него разрешения.
И рецензент, и авторы комментариев под рецензией вроде не замечают, как охарактеризовал свое произведение
поэт:
Жанр: Юмор Тематика: Иронические стихи
Рецензент добросовестно описала, что должно быть в стихотворении, чтобы оно было прекрасным.
Но этого в произведении нет. Есть банальности. Это осознавал и сам поэт, поэтому и дал такую характеристику
своему произведению.
Вся наша жизнь банальность, чёрт возьми!
И что же в этом, чёрт возьми, плохого?
Читатель! Критику свою уйми...
Ведь рецензент и не желал такого,
чтоб рвал власы в отчаянье поэт.
Раз нет прекрасного, так пусть его и нет.
А это, на ваш взгляд про что, при чём, сплошная ирония
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.
Эх, я даже и не мог предполагать, что столько всего оказалось "зарыто" в этом стихотворении...
Спасибо, Татьяна, за то, что открыла мне глаза, за твой труд и талант...
Поэтому у меня вызвала полное недоумение рецензия, автор которой вполне серьёзно открывает в рецензируемом тексте какие-то глубины философского осмысления жизни, сообщает о разнообразных аллегориях, плодородных козах и так далее.