Тип: Заметка | Раздел: О людях | Автор: Питон | Оценка: 5 | Баллы: 4 | Читатели: 1114 +2 | Дата: 10:36 28.08.2019 |
| |
Предисловие: «Чтобы найти свое будущее, нам нельзя рассчитаться со своим прошлым.
В противном случае мы останемся ни с чем».
«Бороться и искать, найти и не сдаваться».
КТО ВЫ, КАПИТАН ИВАН ТАТАРИНОВ?..
Светлой памяти Олега Продана
«Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну и со мной тринадцать человек команды...
… «Святая Мария» замерзла еще в Карском море и с октября 1913 года беспрерывно движется на Север вместе с полярными льдами…»
Это строки письма, написанного штурманом дальнего плавания Иваном Климовым, и найденного мальчиком из города Энска Сашей Григорьевым в сумке утонувшего почтальона.
Вот с этого самого письма и начинается удивительная история, которая, видимо, никогда и не закончится.
Кто в детстве не зачитывался романом «Два капитана», написанным одним из выдающихся писателей двадцатого века Вениамином Кавериным, и в душе не мечтал пройти по маршруту Ивана Львовича Татаринова и его шхуны «Святая Мария»? Я думаю, что и вряд ли найдется такой человек, который не задавался бы вопросом – «А правда ли все это? И капитан Татаринов, и шхуна «Святая Мария», и «… земля, которую я назвал твоим именем «Земля Марии»?.. И я уверен, что прав.
Хотя, если быть более точным с исторической точки зрения, то надо сказать, что эта история берет свое начало в 1810 году.
Стоя на скалистом берегу острова Беннета, расположенного в Восточно-Сибирском море, русский зверобой и добытчик мамонтовой кости Яков Санников увидел с северной стороны острова туманное марево. Он предположил, что это марево являет собой наличие неизвестной земли. С тех пор, эта земля, вошедшая в историю, как «Земля Санникова», лишила многих географов, моряков, а порой и просто авантюристов покоя и сна.
Но ее, эту землю, как ни пытались найти, так никто и не видел.
Многие годы ходили различные слухи о «Земле Санникова» - кто-то видел птиц, летящих в северном направлении, кто-то видел на горизонте скопление облаков и горы…. Но это были только слухи. Фактов, указывающих на наличие в районе, указанном Яковом Санниковым, земли не было.
А девятнадцатый век жил своей жизнью. Россия выигрывала и проигрывала войны, отменяла крепостное право, теряла своих царей и министров. Она строила новые города, прокладывала железные дороги и новые торговые пути, учреждала государственные банки. Россия расцветала и процветала.
2.
Блистательный в своих событиях девятнадцатый век заканчивался. И вот на одном из выпускных балов в Морском кадетском корпусе (в последующем этот корпус стал знаменитым Высшим военно-морским училищем имени М.В.Фрунзе) Государь-император Александр-Третий обронил фразу:
- Кто откроет эту землю, того она и будет. Дерзайте, мичмана!
И было не очень понятно – то ли это шутка, то ли эту фразу
Государь-император произнес вполне серьезно. Но слово было сказано, и это слово было воспринято, как приказ.
Тем более, что к тому времени Арктика начала усиленно занимать умы ученых и мореходов. Там уже побывал Норденшельд.
Сам Дмитрий Менделеев предрекал Арктике большое экономическое и стратегическое будущее.И мичмана, ставшие впоследствии лейтенантами и старшими лейтенантами, Седов, Коломейцев, Матисен, Колчак и Брусилов стали дерзать.
Новый, двадцатый, век открывался походом в Восточно-Сибирское море шхуны «Заря» под командованием командора Эдуарда Толля.
Шхуна направлялась к острову Беннета на поиски угля и… «Земли Санникова».
Однако из этой экспедиции командор Толль не вернулся. Он пропал во льдах острова Беннета. Шхуну домой привели Николай Коломейцев и Федор Матисен.
Прошло совсем немного времени и в 1905 году лейтенанты Брусилов, Коломейцев, Колчак и Седов оказываются на тихоокеанском театре военных действий в Русско-Японской войне.
Гибель в Цусимском сражении 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала
З.Рождественского укрепила этих офицеров в мысли о скорейшей необходимости освоения Северного морского пути – пути из Архангельска и Александровска-на-Мурмане во Владивосток, с организацией баз снабжения на северных островах, там, где нашли уголь, и на северном побережье России. В этом случае не требовалось бы гнать корабли и суда вокруг Африки и азиатского побережья, которое заканчивалось перед Россией Цусимским проливом.
Россия тяжело пережила поражение в войне и декабрьские 1905 года волнения, закончившиеся расстрелом баррикад на улицах Москвы.
Но пройдя эти испытания, она стала укрепляться, в первую очередь, приняв программу строительства военно-морского флота.
Вторая половина первого десятилетия двадцатого века стала началом
«больших арктических гонок».
В 1909 году, сначала Роберт Пири, а затем и Кук, «достигли» Вершины Земли – Северного Полюса.
Слово «ДОСТИГЛИ» не просто так взято в кавычки. Дело в том, мошенничество Кука было доказано сразу. Да и Роберт Пири не смог предоставить убедительных доказательств своего пребывания на Полюсе.
3.
Его пребывание на Полюсе, в первую очередь, оспаривал Амундсен. Оспаривают его и сегодня.
А в это же время «дерзающий» лейтенант Александр Колчак прокладывает Северный морской путь из Санкт-Петербурга во Владивосток. И он же, во время своей экспедиции на остров Беннета, указывает на то, что «земля Санникова» является мифом. Здесь же, на острове, ему удается отыскать следы своего учителя – следы экспедиции командора Эдуарда Толля. Надо заметить, что еще в 1901 году лейтенанты Коломейцев и Колчак ходили северными морскими путями, производя научные изыскания и гидрографические промеры в Таймырском заливе.
Интересно, а чем занят еще один «дерзающий» лейтенант – Георгий Львович Брусилов? На личности этого человека остановимся отдельно.
«Служение России» – вот девиз всего рода Брусиловых.
Отец Георгия Брусилова, Лев Алексеевич Брусилов, являлся одним из организаторов и, одновременно, первым начальником Морского Генерального штаба России. Братом Льва Алексеевича был знаменитый генерал Алексей Брусилов, отличившийся в Первую Мировую войну. А Борис Алексеевич Брусилов, дядя Георгия, служил действительным статским советником. Он принял в свою семью детей Льва Алексеевича после его смерти.
В 1905 году Георгий Львович с отличием заканчивает Морской корпус и сразу попадает на Тихоокеанский флот, став участником боевых действий на море. Сначала он выходит в море на миноносце, а через некоторое время на крейсере «Богатырь».
После русско-японской кампании на Дальнем Востоке он служит на миноносцах Балтийского флота, где «заболевает» Севером. Несмотря на свою дисциплинированность и исполнительность, лейтенант Георгий Брусилов, в душе, все же, был личностью увлеченной и романтичной.
В 1909 году он добивается перевода в Гидрографическое управление и сразу же принимает участие в экспедиции генерал-майора Сергеева.
В 1910-1911 годах на ледокольном пароходе «Вайгач», в проектировании которого не последнюю роль сыграл А.В.Колчак, Брусилов ходил в Восточно-Сибирское и Чукотское моря. И ходил в должности помощника начальника экспедиции. Экспедицией были составлены подробные карты Чукотского моря и побережья Чукотского полуострова. Побывал Брусилов и в устье реки Колымы.
Участие в экспедиции Сергеева, приводит Георгия Львовича к мысли об организации собственной экспедиции.
Юру, как его называли порой близкие и друзья, не интересуют ни быстрое обогащение за счет промысла морского зверя, ни рекорды в открытиях неизвестных земель. Его, скорее всего, волновала жажда приключений. Его манили неизведанные полярные воды и возможность самостоятельного плавания в этих водах, водах«Полярного Эльдорадо».
4.
Но, прежде всего, его манили ПОЛЮС и проход Северным морским путем из Петербурга во Владивосток за одну навигацию или с одной зимовкой. Но не одного лейтенанта Брусилова занимала идея похода к Полюсу.
«Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор.
Амундсен желает во чтобы-то ни стало оставить честь открытия Северного Полюса за Норвегией. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что русские способны на этот подвиг».
Это выписка из доклада старшего лейтенанта Георгия Седова Совету министров Российского правительства с просьбой о принятии законопроекта «О выделении ассигнований на организацию полярной экспедиции».
Однако законопроект был отклонен. Начался сбор средств путем «доброхотных подаяний». Сам Николай 2-й пожертвовал 10 тысяч рублей.
Шел 1912 год. В этот год из Александровска-на-Мурмане для поиска прохода по Северному морскому пути ушел на судне «Геркулес» известный гидролог Русанов, и… пропал.
15 августа 1912 года парусно-моторное судно «Святой великомученик Фока» ушел в свое плавание. Русская Гордость повела старшего лейтенанта Георгия Седова к Северному Полюсу.
Теперь можно обратиться к страницам романа В.Каверина.
Вы помните слова Саши Григорьева после прочтения им книг капитана Татаринова?
- «Стало быть, вот куда метил Катин отец! Он хотел, как Нансен, пройти, возможно, дальше на север с дрейфующими льдами, а потом добраться до полюса на собаках».
Получается, что прототипом капитана Татаринова стал Георгий Яковлевич Седов? Ведь он, как и Татаринов, родился на берегу Азовского моря, ходил вместе с рыбаками на баркасах и шхунах по его водам. Это его перу принадлежит книга-брошюра «Женщина на море».
Давайте подождем с ответом на этот вопрос. Дело в том, что в 1912 году и тоже в августе, курсом из Санкт-Петербурга на Север, ушел еще один корабль – парусно-моторная шхуна «Святая Анна». Этим судном командовал, упомянутый выше, Георгий Львович Брусилов.
По замыслу Брусилова, его экспедиция должна была пройти по Северному ледовитому океану из Александровска-на-Мурмане во Владивосток, обогнув мыс Челюскина. Этим походом он хотел доказать возможность судоходства по арктическим водам.
5.
Одновременно, Георгий Львович планировал произвести научные изыскания и организацию, выгодных для российского государства, баз для добычи пушного и морского зверя (с этой целью было учреждено акционерное общество) в полярных водах.
Одним из акционеров становится помощник Брусилова лейтенант Николай Андреев.
Огромную помощь в организации экспедиции Брусилова сыграли жена его дяди – баронесса Анна Николаевна Брусилова и сам дядя – Борис Алексеевич. Анна Николаевна выкупила для моряков судно.
Это была английская паровая шхуна (яхта) «Бленкатра». Судно, хоть и было постройки 19-го века, но Брусилов нашел его надежным и в хорошем состоянии.
Шхуна имела крепкий стоячий такелаж, способный нести паруса большой площади, прочный «ледовый» корпус, гарпунные пушки, наблюдательную бочку на грот-мачте.
Вот характеристика, данная судну журналом «Русское судоходство: «Шхуна производит отменно благоприятное впечатление в смысле основательности всех деталей корпуса. Материал первоклассный, обшивка тройная, дубовая. Подводная
|