Заметка «Размышления о "сетературе"»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 43
Читатели: 580 +3
Дата:
Заметка «Размышления о "сетературе"» самая оцениваемая(13) работа за сутки
24.10.2020
Заметка «Размышления о "сетературе"» самая читаемая(41) работа за сутки
24.10.2020
Заметка «Размышления о "сетературе"» самая комментируемая(41) работа за сутки
24.10.2020
Предисловие:
Основой для заметки послужили комментарии на различных сайтах.

Размышления о "сетературе"

Давным-давно, в одной далёкой галактике жила-была избранная каста. Корифеи получали квартиры, машины, дачи, госпремии и публиковались стотысячными и даже миллионными тиражами. Остальные поменьше, но тоже не бедствовали. Но тогда это зависело не только и не столько от таланта, сколько от связей, интриг и админресурса. И на этом пути стояло много фильтров. Но в цензуре был и плюс (отвлечёмся от её идеологической составляющей и вспомним о художественной). Всё-таки откровенно графоманские произведения в большинстве своём в печать не попадали. А сейчас благодать! Пиши что хочешь! И количество читателей у любого сетевого автора такое, что все фадеевы и шолоховы и рядом не стояли.  А хорошо это или плохо? Полагаю, что очень хорошо! На самом деле осталась литература, которая востребована и продаётся (профессиональная). И та, которая нашла экологическую нишу в сети на "литературных" сайтах (любительская). Кстати, талантливые авторы встречаются и там, и там. А в чём разница? Профессионалы с этого живут, а любители развлекаются. Профессионалов (за редким исключением) продвигают менеджеры и превращают их творчество в коммерцию, реже их кормит госзаказ.
А сайты с открытой публикацией содержат 99 % графомании (те, что пытались ввести премодерацию или конкурсный отбор, оказались нежизнеспособными). Поэтому меня удивляет, что многие относятся к "сетературе" неоправданно серьёзно. Я имею в виду даже не членов того, лауреатов сего, дипломантов этого. А если они ещё и председатели всяческих жюри и члены каких-то редколлегий, то и близко не подходи. Но ревнители Русского Языка и блюстители Чистоты Поэзии встречаются не только среди небожителей, обременённых разными заслугами и регалиями (опять же понарошечными). Такие есть и среди неискушенных новичков и непуганых самоучек.
Если бы я относился к "сетературе" как к Алтарю Высокого Искусства, меня надо было бы срочно показывать психиатрам. Считаю эти сайты (а я давно присутствую на нескольких) инструментом для создания хорошего настроения для здоровых, и элементом психотерапии для остальных. Я их рассматриваю больше с медицинской точки зрения, чем с позиции литературы, поскольку они являются литературными только отчасти. И не потому, что не дотягивают до "планки", а просто это концептуально иное явление. Это некая социалка для относительно образованных людей, в большинстве своём вышедших "в тираж", и имеющих право поделиться своим хобби. А для некоторых это вообще последнее окно в мир. И я не считаю себя в праве здесь кого-нибудь судить и выносить вердикты. А ещё меня умиляет, когда с учёным видом знатока местные корифеи снисходительно похлопывают по щёчке: расти, мальчик, авось что-то и выйдет из тебя. И при этом даже не догадываются, кто перед ними. А ругань и скандалы здесь - вообще смехотворны. Правда, могут привести к настоящим инфарктам. Отсюда вывод: юмор, юмор, и ещё раз юмор.

Послесловие:
P.S. Есть мнение, что от любительской литературы всё-таки какая-то польза для авторов есть. Некие менеджеры могут заметить талант и помочь ему стать профессионалом (с соответствующими гонорарами, правда, не сразу). Но что-то я давно таких случаев не помню. Может быть, кто-то был свидетелем чуда?


Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:25 23.10.2020 (2)
2
Интересно, что имел в виду администратор, назвав сайт литературным?
     02:17 23.10.2020 (1)
1
Полагаю, что ничего плохого. Любительская литература тоже имеет право на существование. Вопрос, как к этому относиться? Я отношусь снисходительно и терпеливо, в том числе и к своему собственному творчеству.
     11:09 23.10.2020 (2)
2
Легко относиться к своему творчеству снисходительно и терпеливо, если оно на высоком уровне.
И автор высокого уровня не может этого не понимать.
Следуя же вашей логике, читатель должен равно высоко оценивать и хвалить добротное стихотворение и опус,
 где автор два слова не может увязать между собой. Лицемерие, неискренность зашкаливают 
в этом случае. Зато все счастливы. У автора корявого опуса (допускаю, что таковой написала я)
завышенная самооценка. Он уже помышляет издать книгу на бумажном носителе.
Один такой автор, уверенный что создал шедевр, попросил рецензировать его книгу. На первой странице я раз пять 
споткнулась на синтаксисе, но добросовестно дочитала до конца и высказала все замечания
по тексту и содержанию. Оскорблённый автор перестал со мной разговаривать.

Толковые замечания всегда на пользу. Вопрос лишь в том, КАК их высказать. Хамство и высокомерие,
конечно, недопустимы. А юморить, прикалываться, болтать на разные темы на сайте не запрещено.
Ежедневно мы видим длинные ленты развлекательных бесед.

Но если уж требуется сайт сделать исключительно развлекательно-приятным и полезным для здоровья,
то необходимо его реорганизовать.
Первое: определение литературный заменить на психотерапевтический или психопрофилактический.
Далее убрать к такой-то матери рецензентов, поскольку в рецензиях присутствует критика и рекомендации,
а это бьёт по нервам автору.
В-третьих, на Главной ни в коем случае не выставлять лучших произведений недели, дабы
авторы, чьи опусы обошли вниманием, не чувствовали себя униженными.
     12:21 23.10.2020 (1)
Может быть, не надо так радикально. При таком названии они уже сразу почувствуют себя ущербными. Лучше, пусть это ощущение придёт позже, и не так остро. А критика вообще должна быть только по запросу, как проинформированное согласие в медицине. У меня где-то была статья о любительской поэзии и любительской критике. Не могу её найти, но смысл в том, что первой -да, а второй - решительное нет! Любительская критика, это как любительская хирургия. А зависть никто не отменял. Поэтому я тоже не одобряю произведения недели. Это чистая вкусовщина. Поэтому и призываю не принимать это близко к сердцу.
     12:27 23.10.2020
Ну, психотерапевтический я применила в ироническом смысле))
А об остальном  ниже написала, в другом коменте.
     11:31 23.10.2020 (2)
Ну, почему же сразу лицемерие? Вообще я стараюсь быть осторожным с оценками. Мы не в ломбарде. Многое зависит от личности автора. Если он адекватный и доброжелательный, а в произведении (с моей точки зрения) есть пусть даже серьёзные недостатки, и я знаю как помочь, я напишу в личку. А публично позорить кого-то, даже в самых вежливых выражениях, считаю дурным тоном. Тем более, не факт, что ты сам прав. А если автор - хам, да ещё с манией величия, то отойди от греха и сотвори благо (я сейчас не говорю о тех, кто сам к тебе лезет). А если бабушка лучше уже не напишет, но хочет внимания, и может быть, это её единственное развлечение, то её и похвалить не грех. От тебя не отвалится, а ей (ему) приятно будет. В большинстве своём поэты - существа ранимые. Не надо их обижать без крайней необходимости.

     16:57 23.10.2020 (1)
1

А публично позорить кого-то, даже в самых вежливых выражениях, считаю дурным тоном.

почему же обязательно позорить?.. допустим, я укажу вам на какую-то объективную неточность

в тексте... это вас опозорит?.. 


     17:16 23.10.2020
1
Да не вопрос! Опечатки и сбои логического ударения у всех бывают. Главное, не начинать с чего-нибудь вроде: "Потрудитесь заглянуть в учебник за 5-й класс".
     12:12 23.10.2020 (1)
Я тоже бабушка и тоже ранима, но не патологически. Вполне терпима к публичной критике,
если при этом не хамят, не высмеивают. Литературный сайт - это виртуальное собрание
авторов, где идёт открытое обсуждение. Убери всю критику в личку - и сайт превратится
в развесёлое шоу. Само по себе это замечательно, но причём тут - литературный?
Да, есть случаи, когда я пишу замечания через личку и даже правлю отдельные
вещи, если авторы о том просят.
 Есть случаи, когда я оказываю внимание автору, хвалю авансом. К некоторым вообще  не захожу, 
поскольку они наступает на одни и те же грабли,
и тратить себе и им нервы бессмысленно.

Но самое опасное в необоснованном восхвалении то, что достойные произведения
обезличатся, затеряются, а сильные авторы, у которых можно многому научиться и даже вдохновиться,
 просто-напросто уйдут с сайта.
И сайт утратит статус литературного и станет одним из десятков виртуальных "болталок". 

     13:00 23.10.2020 (1)
Процесс превращения в болталку надолго не остановить, как Ниагарский водопад. Я раньше тоже был против флуда (на некоторых сайтах администрация с этим даже боролась, но без особого успеха).
Что касается хороших произведений, они никуда не затеряются. Этот процесс уже давно вышел на плато. Коэффициент полезный сигнал/шум уже давно 1/99. Разные авторы используют разные приёмы, чтобы его отфильтровать. Самый неудачный, это по рейтингам и оценкам. Есть куча невинных приёмчиков, как их накрутить при желании. Некоторые читают только избранных, некоторые руководствуются лентой обсуждения. Другие просматривают новинки и т.д.  В каждом есть плюсы и минусы. А если автор уйдёт с сайта от того, что ему не уделили исключительное внимание (больше, чем всем другим), то и скатертью дорога. Несоразмерное честолюбие редко сочетается с талантом, хотя бывают исключения.
     13:20 23.10.2020 (1)
Дело не в честолюбии.
Сильные авторы, полагаю, ищут что-то интересное для себя, необходимое для вдохновения.
А это найдёшь в добротных вещах. 
Один наш литератор мягко советовал начинающим авторам: "Читайте хорошие стихи хотя
 бы минут 20 в день".
Действительно, после прочтения достойных вещей более критически
смотришь на свои и правишь их. И они получаются лучше.
Творчество сильных авторов находится в постоянной динамике, развитии.
А поболтать можно и в "Одноклассниках", "В контакте" и т.д
     13:36 23.10.2020
Я же не говорил, что рассматриваю эти площадки только как психотерапию, я сказал: больше с медицинской точки зрения, чем с позиции литературы, но каждый ищет для себя своё. Я тоже прихожу на сайт в первую очередь других посмотреть, и себя показать, что-то обсудить. А искать хорошие стихи приходится самому, или с подачи друзей. И это труд, учитывая вышеизложенное. У меня тоже есть своя технология обогащения словесной руды. Например, когда я знакомлюсь с новым для себя автором, я обычно смотрю что-то из раннего (если вещи не выложены в один день) и из последнего, отследить динамику развития. Но если три вещи подряд мне не нравятся, я к нему больше не хожу.
     01:20 23.10.2020 (1)
что каждый, сюда пришедший, будет стремиться... 
     03:43 23.10.2020
И стремятся, правда только в меру сил и разумения.
     04:08 23.10.2020 (1)
Вы всё верно сказали, пан Ковальски! Подписываюсь под Вашим текстом без оговорок! Добавлю только одно: попытки некоторых литсайтовских "грандов" судить и карать, далеко не всегда носят чисто альтруистический характер. Когда я только прописался на этом сайте, то наблюдал подлинную войну, организованную бывшими членами Редколлегии, которых из-за их хамства и попыток построить всех авторов сайта под себя, Админ изгнал с их позиций. Эти ребятки под соусом борьбы за "чистоту великой русской словесности" пытались элементарно вернуть потерянное. Кто-то скажет, что, мол, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Но всё было довольно печально - на сайте царила крайне напряжённая и не комфортная атмосфера. А бузило-то всего с пяток пенсионеров! Пока Админ не принял жёсткие решения, покоя не было и люди на стороне говорили о "Фабуле": "Ой, ну их к чертям! Там такой бардак!" То есть, речь уже шла о самом существовании этой интернет-платформы. Таким образом, деятельность "корифеев" литслова порой может быть крайне деструктивна и даже опасна. Мне кажется, что тем, кто полагает, что вокруг него/неё - невежды и "чайники", лучше с головой уйти в активность в рамках местного лито. Там подают чай и печеньки, там можно(если хватит воли) громить коллег, восседающих в читальном зале райбиблиотеки и там можно показать свой уровень во всей его красе и величии. А ещё можно попытаться получить должность в местном отделении Союза писателей. За это ещё и денежку какую-то будут платить. Вот и всё, и не будет нервов, банов и валокордина.




     11:48 23.10.2020 (1)
Согласен с Вами, но здесь я серьёзно не касался интриг, зависти, сутяжничества и вредительства. Это тема для отдельного разговора.
     15:19 23.10.2020 (1)
Так всё это, в общем-то, взаимосвязано. Просто открыто никто о своих мотивах не говорит. Приличный и реально интеллигентный человек никогда не будет грубо и публично тыкать явно начинающего автора в его промахи - найдёт возможность что-то подсказать в "личке". А человек с клокочущими неудовлетворёнными амбициями и хамским нутром непременно будет самоутверждаться за счёт бедолаги, пишущего неумело и кострубато. А спроси этого "гиганта": "Ты зачем унижаешь слабого?",- так он моментально начнёт гнать что-то о невозможности смотреть спокойно, как гибнет литературный сайт из-за засилья графоманов. Ещё и найдёт возможность лишний раз потрясти своими заслугами на литпоприще.
     15:23 23.10.2020 (1)
"Надейся на критика", – мудрый совет.
Но главное в этой идее:
Сам критик быть должен умней, чем поэт.
По крайности, хоть не глупее.
     17:01 23.10.2020 (1)
Тут не в уме деле - во внутренней культуре.
     17:12 23.10.2020
И в ней тоже.
     02:48 23.10.2020 (2)
1
Печататься на бумажных носителях скоро станет столь де нелепо, сколь записывать музыку на грамофонных пластинках. Останется только сетература. Разница в раскрутке будет только в заказе и промоушене. 
     14:11 23.10.2020 (1)
Кстати, до сих пор есть ценители, которым винил нравится больше, чем цифровая запись. И ещё ламповые усилители. Но мой вкус не настолько изыскан.
     15:32 23.10.2020 (1)
Насчёт винила, соглашусь. Потому и написал именно о грамофонных пластинках. Про ламповые усилители слышал. Но, думаю, что здесь скорее эстетство ) 
     16:24 23.10.2020 (1)
Я тоже не верю, что есть такой слух, что может отличить характеристики лампы и транзистора.
     16:37 23.10.2020
Думаю, дело в антураже. Лампа горячая, она светится, характеристики её меняются, в зависимости от нагрева. Транзистор ни с чем особенным не ассоциируется. 
     03:12 23.10.2020 (1)
2
Скорее всего, так и будет. Но сейчас некоторые авторы всё ещё очень хотят издать бумажную книжку. Похоже, они думают, что скоро тех, кто её ещё не издал, в метро пускать перестанут. Возможно, этот атавизм создаёт иллюзию того, что автор - солидный литератор, сотрудничающий с художником, корректором, издателем, продумывающий макет, компоновку, дизайн. Неплохо сделать презентацию, снять зал, пригласить гостей, организовать фуршет и музыкальные паузы. Да, и обязательно автографы! Даже если книга издана за свой счёт в 100 экземплярах, всё равно есть повод почувствовать себя настоящим писателем. Я бывал на таких презентациях. В целом, тягостное зрелище, если бы не фуршет.
     09:33 23.10.2020 (1)
2
Все самые глупые дела делаются с самым серьёзным выражением лица. (Аксиома) 
     11:06 23.10.2020 (1)
Вы совершенно правы! Кому только не приписывали этот афоризм! Но это только подтверждает его аксиоматичность.
     11:28 23.10.2020 (1)
Сегодня, когда вся информация оцифрована, гордиться бумажными изданиями... Ещё бы на бересте издались ) А самое смешное, что авторы сии поглядывают на неотметившихся таким образом, свысока. Причём, даже не осознают, сколь они смешны. 
     13:23 23.10.2020 (1)
Да ради бога! Если их это греет. Я ещё забыл о фотосессии и видео на презентации книги. Это как на свадьбе. Потом это всё равно никто не смотрит. Ну, разве что выбрать удачный кадр для некролога (прости, Господи!).
     15:35 23.10.2020
Пациенту кажется, что он греется в лучах славы. Проставился бы бомжам на свалке. Вышло бы и дешевле и полезнее. У тех вся закусь есть. Вплоть до икры и лососины. Дефицит: спиртное, вода и хлеб. 
Одним словом - будущее за сетературой, однозначно! 
     08:26 23.10.2020 (1)
Всё так и есть.
С Днём рождения, Вадим!
Здоровья, счастья, творческих успехов на сетературном поприще.
Не забыть бы о фуршете!

     11:35 23.10.2020
Раньше даже вопрос бы такой не встал. А сейчас, пожалуй, стоит записать в напоминалку. А следующая фаза потребует на видном месте оставить записку, куда положил дневник с напоминаниями.
     08:27 23.10.2020 (1)
С днем рождения Вас, многоуважаемый  Пан!
Долголетия Вам всяческого!
     11:11 23.10.2020
Спасибо! И Вам здоровья и удачи в это безумное время. Надеюсь, этот кошмар когда-то закончится.
     03:15 23.10.2020 (1)
1

А ещё меня умиляет, когда с учёным видом знатока местные корифеи снисходительно похлопывают по щёчке: расти, мальчик, авось что-то и выйдет из тебя. И при этом даже не догадываются, кто перед ними.

В точку.
     03:18 23.10.2020
1
Распространённое явление.
     01:16 23.10.2020 (1)
а как же быть с "величием замысла" и с "чтоб не было мучительно больно"?..
     02:19 23.10.2020
Иллюзия тоже может быть величественна. Может быть, не стоит отнимать её у тех, кому это важно.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама