Заметка «Ломоносов против Байера, Миллера и Шлецера»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Баллы: 12
Читатели: 1842 +1
Дата:
Заметка «Ломоносов против Байера, Миллера и Шлецера» самая комментируемая(25) работа за сутки
15.08.2021
Предисловие:
По материалам книги М. Т. Белявского «М. В. Ломоносов и основание Московского университета». Изд-во Московский университет 1955 г.

Ломоносов против Байера, Миллера и Шлецера

В 1749-1750 годах Ломоносов выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой на его глазах Миллером и Байером [215], с.60. Он подверг критике только что появившуюся диссертацию Миллера "О происхождении имени и народа российского". Ломоносов дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории: "Мне кажется, что он немало походит на некоторого идольского жреца, который, окурив себя беленою и дурманом и скорым на одной ноге вертением, закрутив свою голову, дает сумнительные, темные, непонятные и СОВСЕМ ДИКИЕ ОТВЕТЫ" Цит. по [215], с.60.

1750-х годах в центре занятий Ломоносова оказываются гуманитарные науки и в первую очередь история. Ради них он идет даже на то, чтобы отказаться от обязанностей профессора химии... В переписке с Шуваловым он упоминал свои работы "Описание самозванцев и стрелецких бунтов", "О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Федоровича", "Сокращенное описание дел государевых" (Петра Великого - М.Б.), "Записки о трудах монарха".
Однако НИ ЭТИХ ТРУДОВ, НИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ЛОМОНОСОВ НАМЕРЕВАЛСЯ ОПУБЛИКОВАТЬ В ВИДЕ ПРИМЕЧАНИЙ, НИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, НИ РУКОПИСИ II И III ЧАСТИ I ТОМА (имеется в виду труд Ломоносова "Древняя Российская История" - Авт.) ДО НАС НЕ ДОШЛО. ОНИ БЫЛИ КОНФИСКОВАНЫ И ИСЧЕЗЛИ БЕССЛЕДНО» [215], с.63.

Были приложены все усилия, чтобы опорочить Ломоносова перед мировым научным сообществом. При этом в ход были пущены все средства. Всячески старались принизить значение работ Ломоносова не только по истории, но и в области естественных наук, где его авторитет был очень высок. В частности, Ломоносов был членом нескольких иностранных Академий - Шведской Академии с 1756 года, Болонской Академии с 1764 года [215], с.94.

Мало того, Ломоносову ставилось в вину знание русских летописей!
«Шлецер... называл Ломоносова "грубым невеждой, ничего не знавшим, кроме своих летописей"» [215], с.64.

АРХИВ ЛОМОНОСОВА БЫЛ НЕМЕДЛЕННО КОНФИСКОВАН СРАЗУ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ И БЕССЛЕДНО ПРОПАЛ. Цитируем: "НАВСЕГДА УТРАЧЕН КОНФИСКОВАННЫЙ ЕКАТЕРИНОЙ II АРХИВ ЛОМОНОСОВА. НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ БИБЛИОТЕКА И ВСЕ БУМАГИ ЛОМОНОСОВА БЫЛИ ПО ПРИКАЗАНИЮ ЕКАТЕРИНЫ ОПЕЧАТАНЫ ГР.ОРЛОВЫМ, ПЕРЕВЕЗЕНЫ В ЕГО ДВОРЕЦ И ИСЧЕЗЛИ БЕССЛЕДНО" [215], с.20. Сохранилось письмо Тауберта к Миллеру. В этом письме, «не скрывая своей радости, Тауберт сообщает о смерти Ломоносова и добавляет: "НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ граф Орлов велел приложить печати к его кабинету. Без сомнения, в нем должны находиться бумаги, которые не желают выпустить в чужие руки"» [215], с.20.

Таким образом, "творцы русской истории", Миллер и Шлецер, все-таки по-видимому добрались до архива Ломоносова. После чего эти архивы, естественно, исчезли. Зато, ПОСЛЕ СЕМИЛЕТНЕЙ ПРОВОЛОЧКИ был, наконец, издан – и совершенно ясно, что под полным контролем Миллера и Шлецера, – труд Ломоносова по русской истории. И то лишь первый том. Скорее всего, переписанный Миллером в нужном ключе. А остальные тома попросту "исчезли". Наверное, с ними возиться не захотели. Так и получилось, что имеющийся сегодня в нашем распоряжении "труд Ломоносова по истории" странным и удивительным образом согласуется с миллеровской точкой зрения на историю. Даже непонятно - зачем тогда Ломоносов так яростно и столько лет спорил с Миллером? Зачем обвинял Миллера в фальсификации русской истории, [215], с.62


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:53 21.10.2021 (1)
1
Опять же. Каким надо быть ничтожеством, чтобы бояться настоящей, неподдельной истории. Хотя чему тут удивляться, если большинство людей именно так и устроены. Вечные тайны мадридского двора в собственных семьях. А тут целые народы и их государства. Да, Оля, гнильё всегда будет впереди планеты всей.
     10:09 22.10.2021 (1)
1
Таня, оккупанты всегда так поступают.
Екатерина немка, ей подлинная русская история
не нужна.
     12:10 22.10.2021
1
Да это понятно. 
     14:57 16.08.2021 (1)
1
Да, согласна, что в угоду правящей формации, наша история была не раз переписана.)
     17:10 16.08.2021
Благодарю, Сандра!
Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений. (с) Симона Вейль, французская писательница и философ XX века.

     20:49 14.08.2021 (1)




М. Т. Белявский «М. В. Ломоносов и основание Московского университета». Изд-во Московский университет 1955 г.



на 62 странице нет таких выводов

Так и получилось, что имеющийся сегодня в нашем распоряжении "труд Ломоносова по истории" странным и удивительным образом согласуется с миллеровской точкой зрения на историю. Даже непонятно - зачем тогда Ломоносов так яростно и столько лет спорил с Миллером? Зачем обвинял Миллера в фальсификации русской истории, [215], с.62

откуда Вы взяли эти цитаты?)
     21:09 14.08.2021 (2)
Оксана, это выводы на основании того, что написано на стр 62, которая отсылает вас к предмету споров Ломоносова с Миллером.
Смысла нет тупо выкладывать здесь цитаты из книги.
     21:34 14.08.2021 (1)
вообще, после скандала 1749 года Миллер остерегался Ломоносова и в 1761 году у него(Миллера) появилась новая версия в которой говорится, что основатели русского государства были роксолане с Балтийского моря  - т.е. ничего общего с версией Ломоносова
к тому же, вряд ли Миллер участвовал в издании трудов Ломоносова, и тем более не мог их редактировать - Древняя История России опубликована а 1966-му году Императорской Академией наук - в это время Миллер уже получил отставку в Академии наук и художеств, лишён звания историографа и работал главным надзирателем Московского Воспитательного дома,  
     21:44 14.08.2021 (1)
В 1966 году Миллер получил отставку? Долго же он прожил. ))
у него(Миллера) появилась новая версия в которой говорится, что основатели русского государства были роксолане с Балтийского моря  - т.е. ничего общего с версией Ломоносова

ЗАМЕЧАНИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ Г.-Ф. МИЛЛЕРА „ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ И НАРОДА РОССИЙСКОГО“ датированы 16 сентября 1749 г. Именно там Ломоносов говорит о роксоланах, основателях русского государства.

     21:56 14.08.2021
не смейтесь так громко над опечаткой - это не прилично)
Вы прекрасно понимаете что речь идёт о 19 веке)


     21:12 14.08.2021 (1)
Внесла правки в предисловие: по материалам книги М. Т. Белявского «М. В. Ломоносов и основание Московского университета». Так будет точнее.
Вот вам интересная ЦИТАТА от самого Ломоносова о происхождении русских:
... и роксолане были славяне ж и говорили языком славенским. И так понеже народ российский с народом роксоланским есть одного имени, одного места и одного языка, то неспоримо есть, что российский народ имеет свое происхождение и имя от роксолан древних.
     21:56 14.08.2021 (1)

это цитата из 
ЗАМЕЧАНИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ Г.-Ф. МИЛЛЕРА "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ И НАРОДА РОССИЙСКОГО"
составленную между 25 октября и 3 ноября 1749 г.?
     22:00 14.08.2021 (1)
1
Я, когда конспектировала "Замечания", видела только дату 16 сентября 1749 г.
И вовсе я не смеюсь, а токмо улыбаюсь. )) Нельзя что ли. )
     07:56 15.08.2021 (1)
улыбаться можно - даже нужно!)
сама частенько улыбаюсь над своими глупыми ошибками)

дело в том, что я недавно взялась за чтение "Древней Истории России" Ломоносова и мне очень интересны Ваши мнения
в этих трудах своих Ломоносов рассказывает о том, что народ российский произошёл от слияния двух народов - славян и чуди

я думаю, что в цитате "... и роксолане были славяне ж и говорили языком славенским" Ломоносов говорит о том, что роксолане - это одно из племён, входящее в состав большой семьи скифов, а скифами античные писатели называли славян (если я правильно понимаю то, что пишет Ломоносов, то скифы - это славяне, сарматы - чудь)
но весь российский народ не мог произойти от одного этого народа - российский народ гораздо обширнее и многолюднее - об этом пишет Ломоносов в первых главах Древней Истории России, над которой начал работать в 1950-х, т.е. после того, как сделал свои замечания на диссертацию Миллера
     08:45 15.08.2021 (2)
Именно высказывание, что "весь российский народ не мог произойти от одного этого народа - российский народ гораздо обширнее и многолюднее" и то, что "что народ российский произошёл от слияния двух народов - славян и чуди" и ставит под сомнение подлинность труда Ломоносова в книге "Древняя история России". Потому что в "Замечаниях на диссертацию Миллера" он пишет, что
"едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали. (Ломоносов чудью называл чухонцев)
И ещё: "роксолане полагались и назывались именно сарматским народом. А понеже из вышеписанного явствует, что славяне и сарматы был один народ (первым именем сами себя издревле от славных дел называли, а другим именем от греков и латин именовались), то следует, что и роксолане были славяне ж и говорили языком славенским".
Скифы также роксолане:
"Страбон говорит: „за Днепром живут дальнейшие из известных скифов, роксолане..."
И опять у вас 1950 год всплыл. ))
     09:47 15.08.2021 (1)
да в голове сейчас путаница с этими всеми иностранными названиями славян и чуди - цифры в годах-веках путаются уже автоматически)

в этих высказываниях
варягам и славянам имя дали

  речь идёт об имени, т.е. об этимологии названия народа "русский-российский", но не о происхождении самого народа


из Древней Российской Истории 
Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописателей известны. Древние внешние авторы скифов и сармат, на разные поколения разделенных, под разными именованиями в ней полагают. Обои народы одержали великое участие в обширном сем земель пространстве.

так может быть здесь говорится о том, что "...на разные поколения разделенных.." ... "..обои народы..." - на протяжении многих веков скифы и сарматы были соседями, а при их объединении получились славяне, при вливании чудского народа получились уже "русские-россияне"?


     10:03 15.08.2021 (1)
Не люблю гадать, что да как.
Ломоносов конкретно считает, что "имя роксолане переменилось на имя россияне... слово россолане не больше разнится от россиане".
А его "Древней Российской истории" не доверяю.
     10:18 15.08.2021
понятно
     09:08 15.08.2021 (1)
Если интересуетесь происхождением славян и русских, посмотрите мою заметку. Там обозначены некоторые противоречия, думаю, от Миллера образовавшиеся. Или, если точнее, с лживой подачи немцев внедрённые в историю.
https://fabulae.ru/note.php?id=52494
     10:16 15.08.2021 (1)
спасибо - с большим интересом почитала и заметку, и комментарии к ней
я думаю, что многие искажения идут 
во-первых, от неточности перевода, 
а во-вторых, конечно же, от идеологии заложенной в авторов при рождении
немцы явно не славяне(не мы) - этого никто не может оспорить - у них и мировосприятие, а следовательно и мышление совсем другое, так же как и у англо-саксов,
отсюда идёт изначальное их недопонимание наших славянских устоев - понятное дело, что Миллер просто не в состоянии был осмыслить весь объём(широту-глубину) истории российского народа,
 Ломоносов ему "на пальцах показывал", но Миллер(да и все западные историки того времени) в силу закостенелого своего восприятия действительности в узких рамках собственной истории просто физически не могли заглянуть за "собственные горизонты", чтобы увидеть российские)
и сейчас, конечно, многие русофобы этим пользуются - говорят, что "западноевропейские горизонты" самые правильные, а российских никогда не было  
     10:31 15.08.2021 (1)
У Миллера и К была конкретная задача: переписать Российскую историю.  
Не помню, у кого читала, что Миллер, например, в Сибири сжёг 20 древних архивов. Егор Иванович Классен тоже немец по происхождению, однако в отличие от Миллера честный человек.
Насчёт "немцы не славяне" не всё так однозначно. Между прочим, на территории нынешней Германии 703 древних славянских города.
     10:42 15.08.2021 (1)
Наполеон сжёг большую часть архивов Московского университета - затем говорили, что это Суворов приказал поджечь Москву

в принципе, сейчас идёт тоже самое - итоги Второй мировой войны извращаются порой самым немыслимым образом - один из израильских учёных, к примеру, взялся доказать, что евреи - это не жертвы Второй мировой, а её бойцы -  центр их еврейского сопротивления находился в Москве, при этом делается акцент на то, что (!) Холокост в Советском Союзе не исследован в должной мере

Роксоланы, а следовательно часть славян, жили на берегах Дуная - готы(не мы) тоже жили где-то недалеко, может быть "на противоположном берегу" или "там, где река берёт начало" - видимо с тех пор и пошли все европейские территориальные споры)

вполне вероятно, что в какие-то времена перемирия часть роксолан и готов смешалась на берегах Дуная, создав смешанную этническую группу - поляков, чехов и венгров, например
     12:09 15.08.2021 (1)
То, что история регулярно переписывается в угоду элитам, давно не секрет.
Между тем греки называли скифами тех, кого впоследствии стали называть сарматами римские историки.
А то, что "вполне вероятно", не история. Тут можно навыдумывать всякого-разного, которое к действительности не имеет никакого отношения.
     12:16 15.08.2021 (1)
"вполне вероятно" - это предположение, которое нуждается в проверке и доказательствах для того, чтобы стать историей 
любые научные открытия начинались с предположения "а что если...", затем шло "вполне вероятно-может быть..." и т.д.
а особо сильное смешение разных этносов на границах Европы и Азии, Востока Европы и Запада Европы, Востока Азии и Запада Азии и т.д.- очевидно, т.е. давно является аксиомой в истории
здесь 
вполне вероятно, что в какие-то времена перемирия часть роксолан и готов смешалась на берегах Дуная

словосочетание "вполне вероятно" добавлено мною лишь для стилистического оформления) 
     12:24 15.08.2021 (1)
1
Понятно. )
Между прочим Геродот пишет, что Прометей был скифским царём, а Северный Ледовитый океан называли Скифским океаном.
     12:57 15.08.2021 (1)
мне нравится его версия, верю что скала к которой был прикован Прометей находится в Крыму)

знаете, Ольга, я сравнивала фото своей мамы в 32года(кстати, её тоже звали Ольга - Ольга Прокофьевна)
ну так вот, пару лет назад сравнивала её чёрно-белое фото с фотографией посмертного слепка Клеопатры(последней египетской царицы) - и мне показалось, что между ними(изображениями на фото) удивительно много общих черт
"показалось" - потому что для более конкретного утверждения нужны более конкретные сравнения, конечно же, но тем не менее
     14:01 15.08.2021 (1)
Очень интересно!
А я очень давно видела своего двойника. Мы остановились и рассматривали друг друга, но поговорить не получилось. ))
     14:10 15.08.2021 (1)
ничёсебе - круть!
а почему не получилось поговорить?
     14:12 15.08.2021 (1)
Некогда. Дело было в пионерском лагере. За детьми надо было смотреть.
     14:21 15.08.2021 (1)
ясно)
может, судьба сведёт ещё раз)
     14:30 15.08.2021
Не думаю. Очень давно это было. )
Гость      16:43 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     16:55 14.08.2021 (1)
1
И потом почти семь месяцев просидел под арестом и вынужден был публично просить прощение "за учинённые предерзости".
Россия тогда была в оккупации у немцев, бей хари, не бей, правду всё равно уничтожили.
Гость      17:00 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     17:05 14.08.2021 (1)
1
Согласна. )) Битьё харь иногда отрезвляет зарвавшихся подлецов.
Гость      19:31 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     19:41 14.08.2021 (1)
1
Когда с ними по-хорошему, они принимают это за слабость.
Гость      19:52 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     19:55 14.08.2021 (1)
1
Не в курсе. Что такого Лавров говорит?
Гость      20:52 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     21:09 14.08.2021 (1)
1
Хорошо. )
Гость      21:14 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     21:19 14.08.2021 (1)
1
В бане 110? Это много! ))
Гость      21:37 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     21:56 14.08.2021 (1)
1
Ну у тебя и здоровье! Меня бы от такой температуры вперёд ногами вынесли. ))
Гость      22:04 14.08.2021 (1)
Комментарий удален
     22:07 14.08.2021
1
Охотно верю!
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама