Предисловие: Мода является тем рычагом, с помощью котрого "властители мира сего" управляют человечеством, поревращая ее в толпу, в стадо.
Влияние моды и стадности отношений на психологию обычного человека ошеломляющий! Диктат моды беспрецедентен! Было время, когда все это испытал на себе и я. Я приехал тогда в Москву поступать в институт. Шли знаменитые шестидесятые годы. Воздух свободы и братства пьянил голову. Приехал я в Москву матерым поисковиком геологом, отработавшим три года в экспедициях в самых дебрях восточной Якутии, и два года не брившийся и не стригшийся. Что такое молодежная мода тех лет – представления не имел. Носил я тогда обычные магазинные брюки с широченными штанинами и с манжетами и был доволен. Сверху на мне была очень популярная тогда в экспедициях и в студенческой среде клетчатая рубашка ковбойка и зеленая, основательно выцветшая брезентовая штормовка с капюшоном, сшитая из тонкого брезента и выдаваемая тогда только в геологических экспедициях. В свободную продажу штормовки тогда не поступали. Ну и, естественно, была у меня еще одна уникальная достопримечательность - борода чуть ли не до пояса и волосы сзади аж до самых плеч. Вид, конечно же – «наиколоритнейший». И абсолютно не московский!
И эта моя борода оказалась для меня испытанием наитруднейшим. Абитуриенты в общаге конечно же мне завидовали. И завидовали сильнейше! Как же! Приехал из самой Якутии! И вид, как у матерого геолога! А девчонки просто кругами ходили вокруг меня – так и норовили потрогать и погладить мои заросли. И если еще добавить сюда, что приехал я поступать в геологоразведочный институт, то сразу становится все яснее ясного! Однако ходить по Москве было невозможно! Идешь, как сквозь строй! Буквально все прохожие, попадающиеся навстречу, таращили на меня глаза, останавливались, оборачивались и смотрели, смотрели, смотрели, раскрыв рот. Смотрели, как на привидение. Выдержать такое мне, двадцатилетнему парню, было невозможно. Через два дня я пошел в парикмахерскую.
Парикмахер, симпатичная женщина средних лет, долго меня уговаривала не портить такую красоту. Предлагала привести всю мою растительность на голове в надлежащий вид, показывала кучу фотографий вариантов новых причесок на основе бороды и усов, но я оказался неумолим! Потому что достали! Скрепя сердцем, она меня подстригла и побрила! Когда я увидел свою круглую мальчишескую физиономию с оттопыренными ушами в зеркале, я пожалел о сделанном! Вид у меня был зеленее зеленого, как у вчерашнего школьника! Я потерял индивидуальность! Все! Мне теперь кранты! Я потерял свое неповторимое романтическое очарование! Ореола матерого геологического волка у меня не стало! И я превратился в обычного, ничем не примечательного пацана, каких вокруг были тысячи! И круг девчонок вокруг меня тут же рассеялся! А вдобавок ко всему, я стал еще и пятнистым, потому что на месте зарослей у меня на лице появились белые пятна кожи, нетронутой загаром! Ну, с лицом дело поправилось очень быстро, потому что лето было жарким и солнца на московских улицах было больше, чем предостаточно!
Однако сразу же появилась другая проблема. Когда я ходил заросшим, на мою одежду никто не обращал внимания. Из-за своей неповторимой внешности я оказался как бы вне молодежной критики! Мне было позволено ходить в том, в чем я и приехал. То есть, в широких брюках с манжетами! А когда моя внешность превратилась в обычную, то мне сразу указали на брюки – сейчас молодежь так не ходит! Стыдно! Брюки должны быть заужены и без манжет. В «Доргомиловском студгородке», где я жил, было ателье, куда меня и отвели для придания моему виду современного звучания. Там при мне за каких-нибудь пятнадцать минут сделали из моих обычнейших универсальных советских брюк современные молодежные. То есть штанины заузили до восемнадцати сантиметров. Было тридцать – стало восемнадцать! Ура! Теперь я свой! Теперь я ни чем не отличаюсь от остальных видов Советской студенческой молодежи!
С тех пор и пошло! За время своей учебы в институте брюками приходилось заниматься постоянно. Дело в том, что я попал в Москву уже на закате моды на зауженные брюки. Поэтому где-то через год пришлось брюки делать уже не просто зауженными внизу, но и поднимать эту «зауженность» до самой талии, делая брюки слегка подогнанными под фигуру владельца. А потом и вообще стали подгонять магазинные брюки под фигуру конкретного молодого человека, оставив ширину их штанин где-то на уровне двадцати сантиметров. Но затем пришло «указание» от заказчиков моды делать внизу брюк небольшой, на пару сантиметров всего, расклешь. Потом этот расклешь увеличился на четыре-пять и более сантиметров.. А некоторые, особенно подвинутые на одежде студенты, стали на отворотах «расклеша» пришивать застежки молнии, пуговицы, бисеринки, и даже колокольчики . Кто во что горазд!
И здесь мое терпение лопнуло! Я сказал себе – хватит! Хватит походить на членов стада безмозглых баранов, дружно откликающийся на любой зов модельеров. И я остановился на варианте брюк, подогнанных под мою фигуру. И с тех пор его не меняю! Сначала, когда я был молод и к моей фигуре трудно было придраться, брюки подгонялись тщательнейшим образом. Потом со временем стали подгоняться все меньше и меньше, а теперь лишь слегка, больше намеком, чем на самом деле.
И с самого начала этих моих первых столкновений с диктатами моды в нашем обществе, я начал испытывать настоящий психологический дискомфорт и сильнейшее внутреннее сопротивление. Почему это я должен носить именно это, мне навязываемое, а не что-то другое! Почему? Ну, ладно с брюками! Здесь проще! Брюки, подогнанные по моей фигуре делают мой вид и меня самого спортивнее, элегантнее и красивее! И с этим трудно не согласиться, потому что это на самом деле именно так! Но с пиджаками дело оказалось посерьезнее! Пиджаки надо было носить однобортные, застегивающиеся на три пуговицы! Почему именно такие?! У меня уже был пиджак! Пиджак двубортный от парадного бостонового костюма, купленного по случаю еще в Якутске, в центральном универмаге. Хороший пиджак! Зачем мне еще один? Но сокурсники мне говорили, что сейчас в таком костюме ходить нельзя! Он не модный! Он устаревший! Он не красивый!
Но другого-то пиджака у меня не было! И денег на другой пиджак у меня тоже не было! Правда, приехал-то я в Москву с деньгами. В геологии тогда платили прилично и деньги у меня были тоже приличные. Но они очень быстро куда-то все подевались. И единственное, что я успел себе купить из действительно необходимого для студенческой жизни, так это пальто демисезонное, кстати, тоже однобортное, ветром подбитое, как шутили ребята. И еще зимние ботинки. И пару рубашек к ним. И электробритву «Харьков» - мою гордость и радость! А все остальное расплылось и расползлось куда-то в не слишком понятное никуда. Хорошо было в тайге – денег тратить было не на что! Да и Якутск, куда мы частенько ездили «поразвеяться», тоже магазинами не блистал. Поэтому особого опыта у меня по «бюджетированию», как сейчас говорят, то есть, рациональному расходованию своих денег, у меня не было! И пиджак себе я покупал с большим чувством неудовольствия! Словно сам себя насиловал! Залез в долги, вывернулся чуть ли не наизнанку, но все же купил! Купил, надел и пожал плечами! Ну, скажите, зечем покупать, когда есть! И с паршивым чувством униженного собственного достоинства я сдал его в комиссинку.
И вот это чувства внутреннего психологического сопротивления к любым покупкам модной одежды у меня осталось на всю жизнь! На все предложения жены – пойдем, мол, купим тебе что-нибудь новенького из одежды, у меня появлялся всегда один и тот же крамольный вопрос - зачем покупать, когда у меня есть? Точнее – еще есть! И все ее рассуждения по поводу того, что это сейчас уже не модно, что надо постоянно обновлять свой гардероб, до меня не доходили и до сих пор не доходят! Ну, скажите, какая мне разница носить рубашки с длинным или же с коротеньким воротничком, причем, воротничок, при этом, должен быть с острыми или же все-таки с закругленными углами?! Да никакой! А кому это важно?! А тем, кто определяет вид и форму этих самых воротничков! Тогда скажите мне, почему я должен всегда слушать этих самых Парижских «идиотов» и почему я должен подчиняться их рекомендациям о том, что и когда мне носить? Да плевать я на них хотел!
Но плевать на них у меня не получилось. Плевали и плюют на меня они. И я, честно говоря, совершенно не понимаю моды. Точнее, механизма принятия решений в моде. Ну, почему, скажите мне, непросвещенному, почему я сегодня должен носить именно это, а не что-то другое. И почему это, модное именно сейчас, а вот завтра таким уже не будет! И почему я, чтобы считаться современным и порядочным человеком, должен носить именно то, что мне рекомендуют носить они, нынешние законодатели моды, сидящие где-то в Париже или еще где. И если в технике решить вопрос о целесообразности внедрения в жизнь той или иной машины решает экономика, иногда другие, чисто технические, параметры, то что – в моде? А ни что! В моде «что» не решает! В моде решают «кто»! То есть - люди! Те самые законодатели моды, которые волею судьбы или суммой счетов в банках «самостийцно» определяют виды моды и ее направления. И которые решают, что будут носить миллионы граждан земли. А решают это они из своих, чисто конъюнктурных и чисто коммерческих интересов. Никакого отношения их интересы не имеют ни к красоте прославляемых ими видов одежды, ни к интересам одеваемых ими людей.
Ладно женщины! Им проще! У женщин психология другая. Для женщины обязательно ее внимание к своей внешности. Для женщины естественно стремление к постоянному улучшению и, как им кажется, к совершенствованию своей внешности с помощью внешней атрибутики – одежды, украшений, косметики и макияжа, а в последнее время еще и хирурга. Да мода, если разобраться, и появилась-то лишь для того, чтобы удовлетворять эту неодолимую женскую тягу к постоянному изменению своего внешнего вида. Своего женского образа. Своего женского обояния.
Мужчины косны и консервативны. Они неизменны в своих привычках и своих взглядах на окружающий их мир. И они хотят видеть этот мир для себя таким же неизменным всегда. Для мужчин их одежда никогда не являлась главенствующим смыслом жизни. Что угодно, но только не одежда. Правда, в настоящее время, в связи с резким снижением превалирующей роли мужчин в отношениях между мужчиной и женщиной, в среде мужчин стали все больше и больше появляться такие мужские индивидуумы, для которых именно одежда начинает становиться главным смыслом жизни. Они активничают и на телевидении и в шоу бизнесе. Все эти Зверевы, Моисеевы, Пенкины, Юдашкины и т. д. и т.п., явно становятся такими мужчинами, внешний вид которых теперь мало отличим от традиционного женского вида.
Да еще эти «пирсинги» на теле! Везде! Повсюду! И в носу, и в ушах, и на бровях, и на губах, и на подбородке, и на языке, и на пупке и даже на половых органах! Зачем? Для чего? Ведь неудобно же – мешают! И больно еще! Но зато – модно! А раз модно – значит, хорошо; значит
|
Вы не поверите, но на почки, придатки и ноги так же пагубно влияли чулочки и туфельки, которые девушки носили в 40-е 50-е, хотя могли бы носить шерстяные брюки, которые на загнивающем западе уже не так шокировали публику. Но нет, мороз -15 - надевай юбку, бо в брюках - непристойно. Зато никаких "законодателей моды", "зомбирующих честных советских граждан". Сельские еще вображали в "низких талиях" (тогда как раз была на них мода, трудно было найти нормальные штаны, потому что их мало завозили, но быстро р азбирали), так вот над ними городские хихикали, а точнее над их красными стрингарями. Это не мода - это глупость и желание закосить под "городских". Я спокойно носила немодные штаны на синтепоне, и странно, на меня если как-то и смотрели, то с явной мыслью "где она их нашла? надо себе такие купить". Видимо, вокруг вас слишком много дураков, да и познания в вопросе слишком поверхностные. А чего ещё ждать от человека, всю жизнь гонявшегося за модой? В тех самых пресловутых штанах из заметки если сейчас пройдетесь по Дерибасовской - вас просто не заметят. Вне зависимости от наличия бороды до пояса. Никто никого не заставляет делать татухи или пирсинг. Это просто больше не запрещено, и не осуждается. А делать или не делать - это выбор. У меня даже уши не проколоты - и прекрасно себя чувствую, у муже - ни точки татуировки - и никто ещё слова не сказал. У приятеля все ноги в татухах - он сам рисует эскизы, ему так нравится. А рисует он великолепно. Подруга-металлистка - ни татухи, ни сережек, это не мешает ей обмотаться цепями с судоремонтного и быть крутой на сцене в черной коже и корпспейнте и петь под индастриал-метал академическим вокалом, да и металл, кстати, тоже не в моде, но никто не мешает его слушать или быть металлистом. Вы безнадежно застряли в 90-х. Вы сами создали рамки (свои собственные критерии моды) - и вас бомбит, когда кто-то в них не вписывается. А рамок давно уже нет. Их себе могут придумывать дураки, но никто не мешает забить на эти рамки и жить, и одеваться так как нравится, и как удобно.
Собственно, этот комментарий не для вас - с вами уже ничего не сделаешь. И даже спорить не собираюсь. С фанатиками это бесполезная трата времени. Это для читателей заметки, у которых кроме теорий заговора есть еще остатки здравого смысла в голове. Все что вы описали - это не диктат моды, а простая человеческая тупость в погоне за одновременным выпендрежем и желанием "быть как все". Правду говорят: нет более ярого праведника, чем бывший грешник.