Заметка «Буду резать, буду бить...» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 387 +2
Дата:
Заметка «Буду резать, буду бить...» самая читаемая(17) работа за сутки
19.07.2022

Буду резать, буду бить...

1. Буду резать, буду бить,
Гнуть, вязать, гореть, рубить,
Вешать, двигаться, стоять,
Лить, петь, пить, хватать, цеплять…

Согласно воззрениям представителей отечественной школы лингвистов (для любителей точности назову некоторые имена: Э.А. Макаев, М.М. Маковский, В.В. Казанский, Ф.П. Филин, В.И. Абаев, В.М. Солнцев), одним из решающих факторов развития индоевропейских (да и всех остальных) языков является религиозный культ первобытного человека. Религиозные представления и практика древних людей закономерным образом определяли механизм изменения значений слов, первоначально носивших ограниченный круг конкретных образов, но впоследствии приобретавших новые, всё более абстрактные или неожиданные смыслы, подчас противоположные исходным.
В каменном веке и в последующую эпоху энеолита жизнь человеческих сообществ была теснейшим образом связана с языческими культами, отправление которых постепенно становилось прерогативой  определенного круга лиц (жрецов, брахманов, магов, друидов, волхвов, шаманов и т.п.). Религиозные культы и сакральные обряды (например, инициация юношей) проводились, как правило,  в особых местах – священных рощах, полянах, огороженных площадках, на вершинах холмов перед каменными и деревянными идолами.
Во время священнодействия жрецы, причудливо раскрашенные и татуированные, облаченные в особые одежды и оснащенные примитивными музыкальными инструментами (бубнами, дудками) или более солидными и устрашающими предметами (жезлами, топорами, копьями, ножами), приводили себя в транс нередко с помощью того, что мы теперь назвали бы психотропными веществами, либо, проще говоря, наркотическими средствами. Вспомним, что индоарии воспевали в своих религиозных гимнах одурманивающую сому, а арии-иранцы, согласно «Авесте», души не чаяли в аналогичном божественном напитке – таинственной хаоме. Вспомним и свидетельства античных авторов о скифских жрецах, регулярно куривших то, что ныне мы называем гашишем. Приведя себя в состояние экстаза, жрецы с причитаниями, воплями, песнями пускались в пляс, подавая пример соплеменникам. И вот все члены рода-племени от мала до велика принимались прыгать, бегать, кланяться и жестикулировать, расцарапывая себя лицо, разрывая одежды, нанося удары направо и налево, а потом неожиданно замирать, чтобы прислушаться к откровениям божества или присмотреться к знамениям, подаваемым им.
Все эти игрища и ритуалы сопровождались приношениями человеческих жертв – людей убивали разнообразными способами, часто вешали на сучьях деревьев. Постепенно нравы смягчались, и вместо себе подобных люди принялись  лишать жизни животных – ягнят, коз, овец, лошадей, быков – или предлагать богам растительную пищу.
Жертвы, посвященные небожителям, разрезались или сжигались на алтарях, иногда развешивались на ветвях в священных рощах, а кровь жертвенных животных проливалась наземь, дабы умилостивить грозных обитателей подземного мира. 
Базисные понятия, определяющие этапы религиозного культа, - гнуть, сгибать (туловище и конечности, пальцы); пить напитки, петь гимны, прыгать, бегать, замирать на месте; резать, колоть, сжимать, душить, связывать, вертеть-крутить, вешать и т.д., - легли в основу массы индоевропейских слов, причем переходы их значений (по-научному – семантические переходы) приобретали со временем настолько непредсказуемый характер, что сейчас трудно поверить, будто они (эти слова) – родственники между собой.
Ну, например, что общего между хеттским  ueriia (кричать), древнеиндийским vartma (колея, дорога, желоб), готским waurt (слово), древнегреческим «эйро» (говорю), и славянским въртъ (ворот)? А то, что все эти слова, по убеждению отечественных индоевропеистов, восходят к основе *uer (первоначально – резать, а затем гнуть, крутить, вертеть, вязать, говорить).
При этом следует учитывать, что основа *uer имеет несколько вариантов: *uen,*ueg, *uas, *ued, *ues,*uel* и даже *ieu. Отсюда становится понятным, почему смыслы производных слов в различных языках разошлись самым непостижимым образом. Иногда, как в ниже приводимом примере, разброс значений просто поражает. Так, древнеиндийское krinati (покупает) соответствует древнегреческому «криос» (мороз, холод), древнеанглийскому cursian (крутить-плести), латинскому credo (верю), прусскому kerdan (время), латышскому kert (схватить), польско-чешскому kierz/ker (куст), ирландскому crod (скот). Родовым гнездом для приведенной группы слов служит индоевропейская основа *ker,*keu,*kei,*kuk,*ke-up,*gher,*geu,*gei с первоначальным значением “гнуть/изгибать».
Назовем еще три индоевропейских корня, образовавшихся, по мнению наших языковедов, в связи с древними религиозными культами:
а). *bhau,*bheu,*bhou,*bhu, *bhei, *bha-r/*bhe-r (первоначально «бить», затем «гнуть», «резать», «толкать», «плести», «говорить», «быть», «жить», «рождать»);
б). *leg, *lig, *leug (первоначально «связывать», затем «обязывать», «собирать», «выбирать», «лечить/изгонять зло», «сжигать», «слыть»);
в). *mas,*man,*mak, *mar, *mer, *mek (первоначально «мять», «нажимать», «давить», затем «месить», «удлиннять», «делать тонким»).
От корней первой группы (*bhei) выводят, в частности, тохарское (А) ра (просить, попрошайничать), древнеиндийские bhanati (говорит), bhargas (блеск) и bon (мольба), готское bauan (жить), армянское ban (слово), английские bend (сгибать) и bind (связывать), немецкие binden (связывать) и biegen (гнуть), литовское  begti (бегать), славянские «бегать», «быть/был/буду», «бить», английские beat (бить), be/ been (формы глагола «быть»), немецкие bin /bist (формы того же глагола).
Отметим, что в некоторых семьях индоевропейских языков, как ни странно, формы глагола «быть», восходящие к основе *bhei, смешались в лицах настоящего времени с формами глагола, образовавшегося от основы *as/*es/*ag (отсюда древнеиндийское agnih – «огонь»)/*at/*ar (отсюда авестийское atars – «очаг», «пламя» и латинское arere – «гореть») и *su (отсюда авестийское «su» - огонь, свет) - первоначально «гореть», затем «резать» и, в конце концов, «жить, существовать, являться»: esm/es/est/are/su/somos/son(t), sind  и т.п. (в романских и германских языках глагол «быть» в отдельных видах прошедшего времени еще раз меняет основу, возвращаясь в романских к *bhu, а в германских восходя к *uer (вторая основа - с первичным значением «резать»).
Вторая группа корней (*leg, *lig, *leug – первоначально – «связывать», «собирать», затем «сжигать», «гореть») дала в латыни, хеттском и албанском языках понятие обязательства, клятвы (связывания словом). Сравните хеттское li-ik-zi (клянется), албанское lith (связываю), латинские ligare (связывать) и lex (закон). В древнегреческом языке мы имеем «логос» (слово), «легейн» (говорить) и «олигос» (малый). Вернувшись к латыни, найдем в ней понятия выбора (eligire), воинского набора (legio) и места (locus). В кельтском (leg - «лечить»), готском (lekinan - «лечить»), балтском (liga - «болезнь»), албанском  (l’ige – «зло, злость») и славянском языках (лечить, лекарство, лекарь, лихо, лишать)  обнаруживаем понятия врачевания (противостояния болезням), заболевания, зла. К той же основе относятся древнескандинавские loggr и logi (огонь, пламя), древнеанглийское lieg (пламя) и современное английское leg (нога), откуда рукой подать до древнеиндийского linghati (прыгает), древнеирландского lingid (то же), русских «ляжка», «лягать», «лягушка», «луг» и диалектного «ляга» (пруд, лужа), а также польского ligawka (болото).
Что касается третьей группы корней (*mas/*man/*mak/*mar/*mer/*mek (первоначально «мять»), то от нее, в частности, образовались такие славянские слова, как «мягкий», «мякоть», «месить», древнегреческие «мега» (огромный), «макрос» (длинный), «макариос» (блаженный, счастливый), латинские  magnus (великий),  macer (тощий), авестийские mas (длинный), masah (длина), и ряд слов из разных индоевропейских языков, описывающих нижнюю часть лица. Но об этом речь пойдет ниже.

2. Борода ты моя, борода…
В некоторых индоевропейских языках понятия «борода», «подбородок», «губы» образовались на основе корня *mak/*mar. Так, в языке древних хеттов находим слово za-mankur, в армянском – morukh , албанском – mjekre; все - с значением «борода». Если в хеттском языке к «бородатой» основе (mank) прилепился так называемый преформант za-, то в целой россыпи других он превратился в s-: в древнеиндийском – в s-masru, древнеирландском – в s-meh, литовском – в s-makras; все эти слова означают «подбородок».
В ряде германских языков борода с подбородком стали губами. Так, в древнескандинавском это s-maera, древнеанглийском - s-moeras, диалекте шведского – s-mare.
Второе и более распространенное в индоевропейских языках название бороды происходит от индоевропейской реконструкции *bhardha, состоящей из двух элементов - *bha+r и *dha. К ней восходят балтославянское  barda-брада, германское barta-b(e)arda, латинское barba. Первый элемент конструкции считается производным от основы *bha+формант «r» с значением «резать», «колоть», «выдаваться вперед». Второй элемент относится, как считают лингвисты, к корню *dhe (ставить/класть).
По мнению российского индоевропеиста Вяч.Вс. Иванова, образ бороды возник у древних людей в связи с обрядом завивания волос на подбородке божества, или божка – так называемого житного деда: на сжатом поле оставляли (выкладывали - *dhe) сноп торчащих в разные стороны остроостых колосьев злака, – первоначально ячменя – которому усердно поклонялись на празднике окончания сельхозработ (славянские «дожинки»). Описанный обряд известен у балтов, славян и италиков (в частности, у латинов и, следовательно, римлян).
По Вяч.Вс. Иванову, элемент *bha+r принял в ряде индоевропейских диалектов значение «ячмень». Во всяком случае, в латыни находим far, древнескандинавском языке - barr, готском - barizeins, английском - barley с одним единственным значением – «ячмень».
Наконец, третья ипостась индоевропейской бороды связана с корнем *ker,*gher (с первоначальным значением “гнуть/изгибать», затем «резать»). От этого корня, в частности, произошли древнегреческие слова «хойрас» (выступающий вперед) и «хармэ» (острие копья); древнескандинавское grona (расти), английское grow (с тем же значением), славянские «грань», «граница». Однако ирландское grend, албанское krande, древнесаксонское, английское, верхненемецкое groen, granu, grana, соответственно, и французское grenon  (заимствование из германского языка древних франков)  означают … правильно – «борода»!

3. Много воды, и рыба-член
Без воды, как известно, «и не туды и не сюды». В индоевропейских языках представление о животворной влаге  связано главным образом с основами *uer (гнуть, связывать, крутить, плести) и *seu/snei (гнуть, крутить, переплетать, ткать, плыть).
От *uer берут начало:
- хеттское waddar (вода)
- древнегреческие "удор" (вода) и "урейн" (справлять малую нужду)
- тохарское А waer (вода)
- древнеиндийские uda (жидкость, вода), var и vari (дождь)
- авестийские var (дождь) и vdidi (поток воды)
- латинские oris (жидкость) и urina (моча)
- древнегерманское watаr (вода)
- древнескандинавские ur (дождь), vari (жидкость)
- готское wato (вода)
- славянское «вода»
- древнепрусское wurs (дождь)
- литовские vanduo (вода) и jures (море).
Впрочем, корень *uer оказался весьма плодовитым, положив начало и такому понятию, как  «работа» (авестийское  varaez – «труд», «работа», древнегреческие «эргон» - «работа» и «оргиа» - «культовое действие», готское wrikan – «работать», английское work и немецкое Werke – «работа»). У балтов, славян и готов от этого корня произошли

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама