Заметка «Слова и фамилии»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 623 +2
Дата:
Заметка «Слова и фамилии» самая комментируемая(20) работа за сутки
21.09.2022
Заметка «Слова и фамилии» самая оцениваемая(4) работа за сутки
20.09.2022

Слова и фамилии

О происхождении фамилий написано много. В этой статье хочу, наоборот, по фамилиям представить, что там на Руси происходило.
Вот, например, чем люди на Руси занимались и, какая профессии были наиболее почётны. Сразу вспоминается фамилия Кузнецов, Ковалев. Выходит, кузнецы на Руси были на вес золота.
Или, например, Коновалов. Это которые домашнюю скотину лечили, в основном лошадей. А вот, что-то фамилий, от тех, кто на Руси людей лечил не осталось. Похоже, медицина тогда была на весьма низком уровне и коновал не только лошадей, но и людей лечил.
Гончаров, Мельников – тоже распространённые фамилии.
А какие домашние животные были в хозяйстве. Вспоминаем: Коровин, Козлов, Баранов, Котов.
Домашние птицы: Петухов, Гусев, Уткин. А вот, например, Индюковы и Индейкины – фамилии редкие – не было на Руси этих самых индюков.
А в лесах и полях какие животные водились? Ну, здесь можно бесконечно перечислять: Медведев, Волков, Зайцев, Белкин, Соболев и так далее.
Стоп! А ведь и Львов у наc фамилия распространённая.
Так на Руси тысячу лет назад львы ещё водились. Даже упоминание о львиных охотах есть, которые проводили русские князья.
Так же не вызывает сомнения, что в небесах летали: орлы, соколы, лебеди. Возле людских жилищ крутились: голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы.
В реках и озёрах водились: караси, щуки, сомы, окуни, пескари.
А что росло на Руси в огородах? Из овощей: репа, капуста, горох, редька. А вот картошки и помидоров не было.
Из фруктов и ягод особой популярностью, похоже, пользовались: малина, смородина, рябина, калина, виноград. Были и арбузы – они ведь тоже ягоды и фамилии от них не редкость.
Вот с яблоками на Руси немного не понятно. Ведь, наверняка, они были одними из самых распространённых фруктов. Почему тогда фамилии так редки? Есть у меня одна гипотеза, правда, пока обосновать её не могу. Думаю, что фамилия Сидоров, каким-то боком, но к яблокам относится.
А ещё, судя по фамилиям, комары, мухи, муравьи и жуки людям в древней Руси жить спокойно не давали.
Очень интересный вопрос: а что ели на Руси?
Самой распространённой была каша. На праздники ели блины, да пироги, запивали киселём.
Грибы варили, жарили, солили. Особой популярностью пользовались боровики и грузди.
Очень распространённым блюдом у бедняков была тюря. Готовилась она легко, клали в миску всё что есть дома съестного и заливали квасом.
Да и правление на Руси можно по фамилиям представить. Во главе Руси стояли князья. Герцоги и графы во главе Руси никогда не стояли. Графы – это скорей дань западной моде.
Воеводы, сотники – тоже на Руси были.

Вот так задумываясь, было то или иное в древней Руси, достаточно, вспомнить, насколько распространена фамилия, происшедшая от этого слова. А далее в Интернете посмотреть. История – наука очень интересная!



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:12 20.09.2022 (2)
1
представить, что там на Руси происходило.
===============================================================

"Самыми распространенными фамилиями в России являются Иванов, Кузнецов, Попов и Смирнов, сообщил председатель Археографической комиссии Уральского отделения РАН, доктор исторических наук Алексей Мосин. По его словам, эта четверка остается неизменной в России на протяжении многих лет. При этом в целом в стране лидирует фамилия Смирнов, отметил он." (РБК)
Смирный русский народ. Послушный.

     12:07 31.12.2022 (1)
А разве слово "Смирна" не было известно? Смирна это из христианских преданий, если я не путаю. Русь же вела торговлю с Византией. Это вещество  могло быть в реестре товаров. 
     12:42 31.12.2022 (2)
1
А разве слово "Смирна" не было известно?
=====================================

Мне это слово и сегодня незнакомо ))
Как только что выяснил, был и город Смирна.

     12:55 31.12.2022
https://orthodox-shop.ru/articles/11
     12:54 31.12.2022 (1)
Это ароматическое масло, ещё называют миррой, миро, в церковных христианских обрядах использовалось с древности. По библейскому преданию, Смирна была подарена в числе других подарков, волхвами новорождённому Иисусу Христу. 
     15:34 31.12.2022 (1)
Это ароматическое масло, ещё называют миррой. 
=====================================================

Об этом я знаю. Но не думаю, что фамилия Смирнов имеет к этому отношение.

     16:06 31.12.2022 (1)
Православные традиции. Такая же фамилия как и любая другая. А смысл фамилии - смиренный, с миром идёт по жизни. Благословленный. 
     16:23 31.12.2022 (1)
смысл фамилии - смиренный, с миром идёт по жизни
================================================

Между идущим с миром и смиренным очень большая разница.
Идущий с миром - это сильный, уверенный в своих силах и правоте человек.
Смиренный - это человек лишенный гордости и самости, зато преисполненный покорности и кротости.

     16:40 31.12.2022 (1)
Смирение это другое совсем понятие. Вам любой религиозный человек это скажет. Смирение воина. Есть такое понятие. 
Можете спорить сколько хотите, это ничего не изменит в действительности. 
     18:19 31.12.2022 (1)
Вам любой религиозный человек это скажет.
=================================================
Я бы предложил  в данном вопросе оставить бога в покое: "Кесарю кесарево, а Божие Богу". Ибо в противном случае возникает вопрос: каким боком вера касается этимологии, особенно если учитывать, что фамилии - это продукт общественно-экономической, а не религиозной сферы. 
А смиренный воин - это вообще оксюморон. 
Но вы можете верить во что угодно.

     21:11 31.12.2022 (1)
При чем тут кесарь и вся эта... Написанная версия. Слово и христианская культура связаны навсегда. А спорить вы можете сколько угодно. Это не изменит ничего. 
С наступающим вас. 
     21:18 31.12.2022
1
И вам добра, тепла и света в наступающем году!
     14:06 20.09.2022 (3)
2
Александр согласен полностью. Именно это я имел в виду. Что по фамилиям можно изучать жизнь на Руси.
Кузнец - был самая почитаемая профессия на Руси.
Попы были также самыми почитаемыми после князей.
Смирный - тоже согласен, но только не послушный, а желающий жить в мире (приходить с миром).
Иван - самое распространённое имя в Святцах.
     12:14 31.12.2022 (1)
Очень верное замечание. С миром,  смирение это и есть умение жить в мире и в ладу с окружающими. 
     12:38 31.12.2022 (1)
Светлана, спасибо, что зашли на мою страничку!
     12:55 31.12.2022
Зашла и не пожалела. Много нового узнала. 
     15:00 20.09.2022
Кузнецов по профессии.
Поп и Монах - это имена личные (вторые, не христианские). Не могут быть у монаха дети, а фамилия есть.
Младенец тихо лежит в колыбели, не орёт, поэтому он смирной, но это могло быть и имя-пожелание.
     14:17 20.09.2022
1
Смирный - не послушный, а желающий жить в мире (приходить с миром).
======================================================

Это лишь одна из версий.

     11:04 31.12.2022 (1)
Ещё, даже лично знаю, записывались по отцу (чей сын, дочка) - т.е. Иванов(а), Наумов, Сидоров...
     11:27 31.12.2022 (1)
Спасибо, что читаете мои статьи!
     13:40 31.12.2022
Интересно бывает..
С Наступающим!
     18:50 14.10.2022 (1)
Прочитала статью, потом комменты. Первая понравилась. Идея понравилась. С удовольствием соглашалась с каждой строчкой. Ну, может быть только Сидоров от имени Сидор, но ведь столько людей, столько и мнений.
Суть тут в другом, о чём вы трижды отметили в ответах на комметы. Вот эта суть меня и восхитила.

Жаль, мне не приходила в голову мысль изучать быт русского народа по фамилиям. В то время, когда наряду с театральным вела кружок русского фольклора, включила бы ВАШУ тему в программу обучения в дет. фольклорном объединении. Представляю практическую работу на таком занятии! Дети завалили бы говорящими фамилиями по всем разделам, которые вы выделили. Спасибо, Александр!
Изучением культуры рус. народа занималась, кроме всего прочего, 20 лет. А воспитанниками объединения было создано много проектов. Один - "Поговорка - цветочек, пословица ягодка"в исполнении Алины Г. ( 7 кл) был представлен на гор. научно- практ. конференции, и взят учителем - словесником в качестве учебного материала на уроках.
Александр! С удовольствием бы прочла еще ваши заметки о культуре и быте, традициях, праздниках и творчестве русского народа.
     07:54 21.09.2022 (1)
Вариант: cидор - это солдатский вещмешок.
     18:23 14.10.2022 (1)
Супер!
     18:36 14.10.2022
Таня, большое спасибо!
     21:53 19.09.2022 (1)
1
Дополняя версии возникновения русских фамилий предложу: фамилии Олины, Катины Сергеевы, Лялины возникли тогда когда помещики начали относить одних крепостных к дочке Оли и они стали Олины, к Кате - Катины, а к Сергею - Сергеевы.
     07:53 21.09.2022 (1)
1
Сын Сергея - сергеев сын. То же и с остальными именами, равно, как сын кузнеца, кузнецов сын - Кузнецов. 
     17:20 21.09.2022 (1)
1
Согласен. Моя ремарка была как  один из вариантов возникновения фамилий.
     17:30 21.09.2022
1
Есть такой вариант.
     12:28 20.09.2022 (2)
2
Александр, опять у тебя разыгралась фантазия и ты полез в то, чего не знаешь. 
Основное занятие коновалов - это из жеребцов делать меринов. Кисель не пили, а ели, это такая желеобразная масса, потом, ближе к 20 веку, он стал жидким. 
Индюки в России были, только назывались они индейские куры. В апреле 1756 года Никита Гускин ( не было тогда мягкого знака), крепостной крестьянин Николо-Угрешского монастыря из села Копотня, выручая своих односельчан (бунтовали против монастыря) написал челобитную на имя Елизаветы Петровны и заплатил за неё именно индейскими курами. Односельчанам Гускина грозила ссылка в Орск, не хотели они туда ехать. Так что в апреле 1756 года в селе Капотня индюки были.
Сидор - это имя. Вспомни "Неуловимых мстителей" - Сидор Лютый.
Фамилии образовывались по многим причинам, в том числе и по занятию, например, лучше всех в деревне плёл лапти и продавал их - прозвище Лаптев. Собирал грибы валуи и продавал их - Валуев. Торговал малиной - Малинин. А яблоки были у всех, как ими торговать? Поэтому и фамилия редкая, но есть фамилии и Яблоков, и Яблочков. И Индейкин тоже такая фамилия есть, был такой офицер в Добровольческой армии Корнилова.
Гость      20:24 20.09.2022 (1)
Комментарий удален
     06:36 21.09.2022
Гостей, анонимов, любителей ЧСа и прочих, сразу удаляю.
     12:58 20.09.2022 (2)
Анатолий, я про Древнюю Русь пишу. Когда были имена и прозвища. Эти имена и прозвища появились тоже на основании чего-то.
А фамилии-то стали повсеместно употребляться 200 лет назад. У богатых и знатных лет 500 назад. Но я не про это.
Ну не было 1000 лет назад на Руси индюков. Тогда Америку еще не открыли.
Коновалы в Древней Руси лечили всю скотину во дворе, просто, тогда на лошадей обращалось большее внимание.
Про грибы я написал.
Анатолий, ты не понял суть статьи. А стал вырывать факты, всё далее и далее уводя от самой сути статьи. Это называется демагогия.
Суть статьи в том, что по фамилиям можно восстановить быт Руси.
Причём здесь добровольческая армия Корнилова? Причём здесь "Неуловимые мстители"? Ты ещё вспомни имена и фамилии, которые появились после Октябрьской социалистической революции.
Хотя и по ним через 1000 лет будут представлять современную историю.
 
     13:50 20.09.2022
Не понял про "вы".
     13:19 20.09.2022 (1)
1
500 лет назад не было ни индюков, ни фамилий. Были прозвища, которые могли произвольно поменяться.
Львов на Руси не было, зато было имя Лев (Лев Николаевич Толстой), отсюда и фамилия.
По фамилия можно восстановить быт, только не Руси, а России. Что бы Никите Гускину продавать своих птиц в Москве требовалось выписать паспорт (5 рублей стоил), а для этого требовалась фамилия (прозвище) и не факт, что это прозвище доживала до 20 века.
Есть православное имя - Сидор, от него фамилия Сидоров, напиток из яблок тут не причём.  
     13:25 20.09.2022 (3)
По-моему, Исидор (если уж православное), а Сидор - это уже просторечное.
А в остальном солидарен с Вами.
     16:33 20.09.2022
Но мы же не говорим Иоханаан, и, даже, не Иоанн, мы говорим Иван.
     13:57 20.09.2022 (1)
Ещё раз повторяю:
Суть статьи в том, что по фамилиям можно восстановить быт Руси.
А демагогия - это когда цепляются к какому-то пустяку, пытаясь этим показать свой ум. Но при этом уводя беседу в сторону от сути статью.
     14:17 20.09.2022 (1)
Я Анатолию писал комментарий, а не Вам.
Вас же, насколько помню, моё мнение не интересует, поэтому к Вам я уже и не адресуюсь.
     14:22 20.09.2022
Всё понял!
     13:37 20.09.2022
Так и есть.
     14:47 20.09.2022
Я рассмотрел бы тему под несколько иным углом. Начать с того, что фамилии давались не непосредственно, а опосредованно. Кузнец не мог стать Кузнецовым. А вот сын его мог.
- Чей мальчонка?
- Да, кузнецов сын. Кузнецов.
Сын примака мог стать Примаковым, а вот сам примак - вряд ли.
Малининым могли назвать за красноту морды лица, а не за тоговлю малиной. Да и Кашиным - не за то, что человек каши варил, а за то, что вёл себя, как размазня. Долговы вряд ли имели долги. Скорее были долгими, длинными. Ну и так далее... Яблоковы? Яблоко никак не характеризует. Вот и нет таких фамилий. О своей фамилии что думаете?
     22:02 19.09.2022 (1)
А у меня фамилия не русская, и переводится, как ямщик или "дальнобойщик" на современный манер))))
Всем добра, вне зависимости от фамилии)))
Кстати Сирововы не от сидра аглицкаго, а от "СИ́ДОР - Солдатский заплечный вещевой мешок" , если верить гуглу.
     06:42 20.09.2022 (1)
1
Сфера, ну здесь спорить можно. Где-то мелькнуло, что "сидор" изначально мешок для сбора яблок, а уже потом он стал солдатским. Хотя, чего только не найдёшь в интернете.
     11:34 20.09.2022
Ещё в интернете накопала "сидорову козу". Это оказалось искаженное от арабского "садар каза", означало решение шариатского суда... 
В общем-то по фамилии можно отследить "лапотность" происхождения носителя)))) 
     00:03 20.09.2022 (1)
Да точно! Фамилия о многом говорит.


Фа́вус (от лат. favus — соты, по форме корки в виде пчелиных сот), или парша́ — хроническое инфекционное грибковое заболевание кожи и её придатков, редко внутренних органов, вызываемое у человека Trichophyton schoenleinii "


     06:43 20.09.2022
Спасибо, что читаете мои статьи!
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама