Заметка «"Графиня де Монсоро": почему погибли Бюсси и Монсоро»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 4.4
Баллы: 4
Читатели: 43 +1
Дата:
Предисловие:
Я думаю, Бюсси и Монсоро

тоже стали жертвами своих иллюзий.

Он словно торопили свою судьбу…

 

(Шико – про Бюсси и Монсоро в нашем фильме)


 

"Графиня де Монсоро": почему погибли Бюсси и Монсоро


 

     В одном из интервью с режиссёром нашего фильма «Графиня де Монсоро» Владимиром Попковым, которое удалось отыскать на просторах Интернета, я узнал его мнение относительно того, почему столь яркие персонажи, как Бюсси и Монсоро, погибают в конце книги. Вот цитата из интервью: «…я понял, почему погибли Бюсси и Монсоро: они - “лишние” люди. Бюсси – последний рыцарь Франции, а Монсоро – первый буржуа, собственник, рожденный раньше своего времени. Диана же получилась как бы ангелом смерти, ускорившим их гибель. В картине, как мне кажется, появился социальный смысл…» Саму книгу Попков при этом называет «рыхлой» и «скучной», говорит о том, что «…не был согласен с кандидатурой актрисы на главную женскую роль». Ходили даже слухи, что главную актрису ему попросту навязали, вынудили назначить на роль, поэтому, дескать, замысел Попкова был совершенно другим, но ему пришлось его поменять.

 

     Не возьму на себя смелость обсуждать его мнение, потому что, во-первых, режиссёру как человеку, изучившему литературный первоисточник всесторонне, всегда виднее, а во-вторых – как говорится, победителей не судят. Я не знаю, каким был исходный замысел режиссёра и какую актрису ему бы хотелось видеть в главной роли, но, на мой взгляд, то, что получилось, вышло выше всяких похвал. Волей или неволей фильм получился поистине шедевральным во всём, начиная с драматургии и заканчивая музыкой. Возможно, играй Диану иная актриса, был бы другой замысел и другой фильм. Но как мне кажется, здесь была настоящая Диана – такая, какой её видел сам Дюма.

 

     Что же касается «лишних людей» Бюсси и главного ловчего, то, на мой взгляд, едва уловимые намёки на то, как их охарактеризовал режиссёр, содержатся только в фильме. Действительно, Монсоро там предстаёт прогрессивно мыслящим государственным деятелем, радеющим о судьбе Франции, о развитии её военной промышленности и экономики («войны и ремёсел», по его словам, сказанным в ночь Святой Лиги в аббатстве Святой Женевьевы). Про рыцарский характер Бюсси и так всё понятно.

 

     Может быть, в фильме это отчасти и так. Лично мне, правда, кажется, что социальный подтекст там состоит, в основном, не столько в самих образах Бюсси и Монсоро, сколько в наличии ярких и запоминающихся образов слуг, Реми и Гертруды. Кстати, для Бюсси и Дианы эти люди являются скорее друзьями, чем слугами. Надо добавить, что во взаимоотношениях Реми с Бюсси и Гертруды с Дианой во многом размыты сословные различия. В этих парах господа видят в своих слугах прежде всего людей, а не представителей низшего класса. Во многих ситуациях слуги даже выходят на первый план и начинают вести своих господ за собой, двигая действие вперёд. Единственное, в чём ещё хоть как-то в этих парах проявляются сословные границы в общении между слугами и господами, так это в том, что Бюсси и Диана обращаются к слугам на «ты», а Реми и Гертруда, соответственно, к господам на «вы».

 

     Кстати, примечательно, что Монсоро называет Гертруду тоже на «вы» и вообще ведёт себя с представителями низшего сословия в целом довольно уважительно…

 

     Безусловно, Бюсси можно в полной мере назвать последним рыцарем Франции, ведь всё его поведение в романе говорит об этом. Он – воин по своей сути; он бесстрашен; он предан своему королю даже несмотря на то, что ему напрямую не служит и не состоит в его свите. Он верен своему слову, даже если ему это невыгодно – как обещал миньонам, что придёт ночью на улицу Сент-Антуан, так и пришёл; даже не нападал на Монсоро потому, что так пообещал Диане.

 

     Точно так же можно и Монсоро отчасти назвать первым буржуа, опередившим время.  Он хорошо относится к своим крестьянам, по словам Ливаро; он уважителен к низшему сословию в целом – мы видим это по его отношению к Реми и Гертруде. Видимо, в глубине души Монсоро понимал всю значимость людей неблагородного происхождения и устарелость сословных предрассудков. Наконец, у него передовое мышление в государственном смысле, ведь он понимает всю важность развития страны в военном и экономическом отношении, потому и симпатизирует Гизам.

 

     Но по своему духу Монсоро в первую очередь всё-таки охотник, а не буржуа, которым он является, скорее, по уровню мышления. А вот все его поступки и характер этих поступков продиктован именно его охотничьей сутью, его нутром. Так, Монсоро преследует Диану, неотвратимо загоняя её в своеобразный капкан и вынуждая к браку; точно так же он расставляет силки для герцога Анжуйского, сначала заставляя его одобрить брак с Дианой, а затем – подписать договор с Гизами; наконец, он устраивает засаду и травлю Бюсси в финальной схватке.

 

     Поэтому, на мой взгляд, Бюсси и Монсоро погибают вовсе не потому, что один из них последний рыцарь, а второй – первый буржуа; и не потому, что, выражаясь словами персонажа одной из современных опер, «старое время кончилось, а новое не наступило». И лишними людьми они являются не вообще, а конкретно друг для друга и для герцога Анжуйского. Монсоро стоит у Бюсси на пути к его личному счастью с Дианой и мешает Анжуйскому как в стремлении добиться этой самой Дианы, так и постоянно угрожая принцу раскрыть заговор перед королём. Бюсси же завладел законной женой Монсоро (напомним, Монсоро узнаёт об этом только ближе к концу книги) и тем самым отнял её не только у главного ловчего, но и у принца, который тоже хотел ею завладеть. К тому же Анжуйский тоже начал тяготиться своей ролью «сторожа при диком льве» в отношении Бюсси; ему надоело, что тот слишком дерзок с ним и навязывает ему свою волю почти во всех делах.

 

     Вот и выходит, что ключевыми причинами гибели Бюсси и Монсоро стали их человеческие, личностные качества, а также обстоятельства, сложившиеся именно так, как они сложились. Никакое излишнее рыцарское благородство не погубило бы Бюсси, если бы он познакомился с Дианой хотя бы на сутки раньше, или если бы Сен-Люк не ранил, а действительно убил Монсоро в Меридорском парке. Точно так же и «буржуа и собственник» Монсоро остался бы жив, если бы сумел обуздать своё навязчивое, упрямое желание обладать Дианой и понять, что насильно мил не будешь. Да и будь его соперником не Бюсси, а кто-нибудь менее искусный в фехтовании, то стопроцентно Монсоро остался бы в живых в последнем бою. Я уже не говорю про герцога Анжуйского, который тоже приложил свою руку, вероломно стравив двух самых преданных ему людей между собой…

 

     Верно и обратное: Бюсси запросто мог бы погибнуть ещё тогда, во время схватки с фаворитами в начале романа, и тогда он бы вообще не пересёкся ни с Дианой, ни с Монсоро. Правда, в этом случае не было бы и самой книги.

Послесловие:
Продолжение следует...
Обсуждение
19:45 22.10.2025(1)
Господа мои хорошиеее: ну нельзя же всерьез обсуждать чью-то ФАНТАЗИЮ!!!
Ну дружите наконец-то с головкой. 
Вы же не берете за основу вашей дальнейшей жизни бред пьяного Васьи Пупкина от мусорки №17 по ул.Первомайской? Или наркомана из палаты №6?  
Гость22:44 22.10.2025(1)
Господин Борис, не нравится - есть хороший способ: не читайте. Дарю.)
23:38 22.10.2025
Замечание совершенно верное! 
Но я читал эту книгу в даалекой молодости. Тогда и интересы были иные и восприятие. Но сегодня я бы вторично уже бы себя не насиловал. Есть иные цели в  жизни!
Простите все постящиеся, ни в коем случае никому не навязываю свое мнение. 
Делайте так, как разрешает Закон!