Стихотворение «О смерти»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Темы: смерть
Автор:
Баллы: 18
Читатели: 357 +1
Дата:
Предисловие:
От некоторых стихотворений из раннего творчества я отказалась, задвинув их в дальний угол; но со временем у меня появились новые мысли на старый мотив. Это одна из таких работ.

О смерти

Когда я умру,

я стану рассветом?


Когда я уйду,

мне в рай или в ад?


Отмечен мой путь

и тенью, и светом.


Быть может, душа

прилетает назад?


Быть может, она

Изменяет обличье


И в нем по-другому

Исследует мир?


Есть много идей,

Но по нраву мне лично


Быть в курсе наличия

В космосе дыр.


Я их не хвалю,

Но они - часть вселенной.


Всего нам не знать,

Но наука не врет.


А буду ли я

Привидением бестельным,


Один только черт,

Может быть, разберет.


Судьба или бог,

Или высшие силы,


Возможно, вы есть,

Но мне вас не постичь.


Что там, за чертой?

Не у всех есть могилы.


Они нам нужны,

Чтоб покоя достичь?


Что там впереди?

Тишина? Остановка?


Навек пустота?

Вероятно вполне.


О большем просить?

Мирозданье - неловко,


Кого-то конкретно -

Противно вдвойне.


Закончится путь,

Будет что-то другое,


Мы жизнь принимаем,

А с ней – смертный час.


Всего тяжелей

Ощущенье иное:


Теряем мы близких,

А близкие - нас.



- 2016 г

Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:08 22.06.2016 (1)
Не плохие размышления. Но следует иметь ввиду, что речь идёт о смерти тела. Умирают все и всё. Но Душа человека бессмертна, если конечно, она у него есть. Давайте об этом помнить и культивировать свою Душу!
И ещё... Не велика трагедия, если частичка тебя остаётся в твоих потомках: в них продолжается и твоя земная жизнь.
     01:28 23.06.2016 (1)
Я бы скорее предложила культивировать порядочность в живых людях. Мы определенно возможностями своего тела ограничены. Например, мы не можем посмотреть на мир глазами рака-богомола и различить 12 цветов, а не три. Вполне возможно, что так же мы не видим и Душу. Но что, если ее нет? Или она просто не соответствует нашим представлениям о ней? Давайте лучше культивировать добро и благородство; и наша Душа, если она есть, от этого только выиграет. =)

Со второй мыслью согласна абсолютно.
     21:33 23.06.2016 (1)
Не понимаю, почему нужно противопоставлять добро и благородство культивированию Души. Разве последнее как-то отменяет культивирование названных Вами добродетелей? Напротив, они прямо вытекают, как следствие Души, тогда как не приходится и говорить о добродетелях бездушного человека.
     23:09 23.06.2016 (1)
1
Нет-нет. На противопоставлении я не настаиваю. Можно, бесспорно, культивировать все одновременно. Но вы не допускаете мысли о том, что Души нет, а человек при этом добродетелен, так? Здесь мы, к сожалению, расходимся во мнениях. Душа, в моем понимании, нечто абстрактное. Нет доказательств того, что она есть (хотя нет и доказательств обратного). А вот с добродетелями мы сталкиваемся в жизни, как и с их противоположностями. В них не нужно верить, на их существование можно надежно опереться. Есть Душа - нет Души; есть Бог - нет Бога; а человек (во что бы он ни верил) должен стремиться нести в мир что-то хорошее. Стараться, по крайней мере.
Наверное, я так упряма в своих рассуждениях, потому что моя собственная добродетельность не основывается на вере. Ни в Душу, ни в Бога. В их существовании я позволяю себе сомневаться. Но я верю, что должна относиться к другим так, как я бы хотела, чтобы они относились ко мне. Кто блага ждет, пусть будет благ... верно? Эта философия согласуется с моим, можно сказать, материалистичным мировоззрением. Как и с вашим, я полагаю. Добродетели могут объединить и тех, кто верит; и тех, кто - нет.

Много написала, простите, - просто хочется и поделиться, и быть верно понятой.
     00:19 24.06.2016 (1)
1
Спасибо за Вашу развёрнутую аргументацию. Теперь я вижу, что Вы не противопоставляете.
Я предполагал Ваше материалистическое мировоззрение уже читая стихотворение. Как Вы догадались, я тоже материалист, по крайней мере считаю себя таковым. Ибо не верю в высшие силы, кроме сил собственно Природы.
Но отрицание или признание существования Души связано не столько с Верой, сколько со Знанием, и все разногласия вокруг этого связаны с её определением. Словари также по разному трактуют этот термин. И если не согласовать терминологию, материалисту очень сложно признать, что Душа - не материальная сущность. Если бы я говорил, что Душа материальная сущность, у меня не было бы никаких доказательств, мои утверждения были бы голословны и строились исключительно на Вере. Как исключительно на Вере строятся утверждения верующих в существовании Бога.
Моё определение Души иное (эссе "Неотъемлемый признак Души"). Душа не материальна. И для человека, как субъекта, она естественно абстрактна. Но она всё-равно существует в нашем сознании, хотим мы того или нет. Так как понятие о ней у человека нарабатывалось тысячи лет, и она является производным (следствием) духовно-нравственного содержания человека, которое, как бы не отрицали мы, материалисты, связано прежде всего с Верой и Религией, и которым мы обязаны самим существованием понятия Души. Именно поэтому-то мы так ревниво и сбрасываем её со счетов, как производное Веры и Религии, которые нам чужды.
Давайте перестанем ассоциировать Душу с человекоподобным Богом, который, свесив ножки на небесах наблюдает, чем мы тут занимаемся, и которого никто никогда не видел, а будем рассматривать её как духовно-нравственную "субстанцию", содержащую в себе в том числе порядочность, добро и благородство, и наше отношение к ней изменится.
Я так думаю. Я уверен в этом (не путать со слепой Верой). Потому что она очевидна. Потому что Добро, всё-таки существует, существует нравственность и Вечные Ценности.
Что касается бессмертия Души, доводы в его пользу приводятся в моём эссе. Если будет время и желание, почитайте. Хотя с моей стороны это, конечно, не скромно (самореклама).
     01:53 24.06.2016 (1)
1
Спасибо большое за подробный ответ. По ходу написания своего предыдущего комментария я уже осознавала, что все разногласия связаны с определением Души; но не знала, как этого момента правильно коснуться. А вы выразили свой взгляд на предмет как нельзя лучше!
Сейчас я понимаю, что вы, как материалист (в чем теперь не осталось сомнений), подразумевали под Душой и ее неразрывной связью с Вечными Ценностями. И понимаю, что мне близок такой подход к вопросу. Душа, как следствие духовно-нравственного содержания человека. Это очень интересная мысль. Ее, иначе не скажешь, хочется думать.
Я очень рада, что мы пообщались на эту тему. Ваша самореклама принята к сведению. =) И спасибо за ваш отклик на стихотворение. Мне приятно, что человека с таким видением мира не оставили равнодушным мои мысли.
     23:04 24.06.2016
1
Вы очень умная женщина, что подтверждается Вашей логикой в данном диалоге. И не потому, что в чём-то Вы согласились со мной, а потому, прежде всего, что смогли понять и услышать иную точку зрения. Это вызывает большое уважение. Спасибо Вам за это.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама