Многие люди, пытающиеся обрести веру в Бога уже в зрелом возрасте, видят в этом явную выгоду. Даже те, кто не читал Паскаля. И уж — во всяком случае — они уверены, что это им не повредит, хотя почти никто не читал Витгенштейна. Метод же, к которому прибегает большинство неофитов для утверждения себя в вере, очень напоминает раздел в системе Станиславского, называемый «методом физических действий». Сводится всё к перениманию актёром внешних повадок персонажа, которого он намеревается играть. Предполагается, что, вживаясь в чужой телесный образ, поневоле должна измениться — хотя бы в самых внешних своих контурах — и душа исполнителя. Точно так же — посещая храмы, соблюдая обряды, крестясь, постясь, читая молитвы и т.п., но при этом зачастую не имея никакого понятия о внутреннем откровении — начинающий христианин надеется приобрести некое качество, которое ему, если и не необходимо, то наверняка могло бы быть полезным.
Не мне судить, насколько часто подобные усилия приводят к успеху. Дух дышит где хочет. Но на ум приходит ещё иное сравнение: Эти люди готовят себя для Благодати, как готовят скворечники к прилёту птиц. Но те энтузиасты, которые строят дома для скворцов (прилетят они или нет — тоже вопрос), обычно уже хотя бы видели этих птиц (пусть и в книгах) и догадываются об их предпочтениях. Действующие же исключительно по инструкциям неофиты имеют представление о Святом Духе лишь как о голубке, изображённом в тех же книжках с картинками или на иконах. |