Предисловие: Глосса первоначально (по-гр.) значило «трудное слово», потом «комментарий к трудному слову», потом комментарий вообще. Стихотворная глосса представляла собой строфу, обычно четверостишную, выписанную из какого-нибудь классика или народной песни («мотто»), а затем ряд строф, развивающих ее тему и заканчивающихся повторением сперва 1-й, потом 2-й, потом 3-й, потом 4-й ее строки. М.Л. Гаспаров - Русские стихи 1890-х-1925-го годов
в комментарияхГлосса на четверостишие из И.БродскогоМы боимся смерти, посмертной казни.
Нам знаком при жизни предмет боязни:
пустота вероятней и хуже ада.
Мы не знаем, кому нам сказать: "не надо".
И.Бродский "Песня невинности, она же - опыта"
Мы боимся смерти, посмертной казни,
Осторожно смотрим себе под ноги,
На ходу пересчитываем тревоги -
Позабыли какую-то вдруг, а разве
Без тревог полагается жить? И разных
Неуютных снов толкований сонмы
У дверей нас встречают, и мы - как дома.
За окном сгущается сумрак, будет
И зима, и город, и снег, а люди
Жить ещё пытаются по-другому.
Нам знаком при жизни предмет боязни,
Наизусть известны легенды предков -
Всё, что нужно знать. И весьма нередко
Просыпался страх, превращая праздник
В лучшем случае в сцену - но сцену казни,
В худшем случае - в праздник по всем канонам,
Где слуга на удар отвечал поклоном.
Нам дорогу мифы мостят туда же,
Что благие намерения, только глаже.
Лучше б нам не видеть, что за законом
Пустота вероятней и хуже ада.
Из зеркал глядят, иногда - с упрёком,
Отраженья. Думая о высоком
(Например, о природе дождя и града)
И о низком (когда прорастёт рассада),
Забываемся лишь на одно мгновенье,
Повезёт - на два. И ища спасенья
В разговорах, страхах, дурмане, Боге,
Мы бредём в туман, не найдя дороги,
Но ещё надеясь на опьяненье.
Мы не знаем, кому нам сказать "не надо",
Но молчанье тоже не в нашем стиле.
Жаль, что мы не дети, чтоб нас простили,
Чтобы кто-то добрый, идущий рядом,
Всем раздал игрушечные награды.
Сон рассеялся - утро. Пора. Возможно,
Позабудет кто-то про осторожность
И найдёт дорогу не в дом - из дома,
Но не мы - мы слишком себе знакомы,
Чтоб искать себя, где искать не должно. |
|