* * * Присутствие мёртвых — присутствие Божье — твердь мира. Мы держимся только на них. И так ликовать в этом мире возможно, затем лишь, что кто-то глубо́ко затих. Мы песню восторга внутрь неба закинем, и так заблестят и заплещут крыла́, затем что душа ощутила твердыню, в глубинах молчания силу нашла. О, эти глубины и эти затишья, в недвижную Вечность открывшийся вход! В тех горних просторах, где дышит Всевышний, живой затихает, а мёртвый — живёт. (Зинаида Миркина. ОДИН НА ОДИН)
Сегодня, 24 мая, отмечаем День рождения гениального русского Поэта Иосифа Александровича Бродского!
БРОДСКИЙ: Душа — к душе
Не обогнуть судьбы межу́ — настигнет рок неотвратимый,
следы ищу я... Пилигрима... О, щедрый Бог! – и нахожу!
И по сети́ беспроводной по ним шагаю налегке́, –
как славно говорить с ТОБОЙ на "птичьем" н а ш е м ЯЗЫКЕ!
Пусть зубоскалит злобный век, плюя в лицо смятенным людям,
страшит пассажами прелюдий в грядущем времени хай-те́к, –
"дракон" сжирает всё живьём! Но в гиблой страте близоруких
мы как-то свыклись и живём ВК, на "Lenta" и в фейсбуке...
...ПОЭТ, под каменным дождём ТЫ проходил сквозь стылый мрак...
Там "сталкер" был Аврелий Марк — он признан лучшим литвождём!
С достоинством ты нёс свой К р е с т проявленного свыше дара,
скиталец наш, — о д и н, как перст! Изгнанник — с долгом эмиссара,
хранящий истинный З а в е т в краях «свобод» и растаманов,
где не звенит в пустых карманах бабло на кассовый билет
туда, где высится верста креста, упавшего на плечи —
от Исаака до Христа... и путь на плаху... и увечья...
Не про лишенья расскажи мне, – про Рай для Душ поведай, БРОДСКИЙ!
Где не загажен спектр эмоций дерьмом кривляний и ужимок,
где в лапидарности строки́ Добро и Ясность стопудо́вы!
Где нет напря́га и тоски и уважают силу С л о в а...
...Здесь вычурность сверли́т виски и застревает спазмом в горле,
здесь души в холоде издро́гли, – впрямь сердце рвётся на куски!
Малюют "щастье" в бью́ти-блогах, – обры́дло китч и фальшь терпеть.
Власть предержащие – ей-богу! – за кэш в казне кромсают твердь...
— «В Небесном Царствии, у Б о г а, нет ни державы, ни престола… Нет ни границ, ни частокола, – здесь в К о с м о с — Звёздная дорога... И сколь о том не суесло́вь, тут Божье существо н и ч ь ё, – здесь всё и вся — одна ЛЮБОВЬ! И мы, пылинки, — ч а с т ь ЕЁ... Скользя гурто́м в сакральный фа́тум, как монолит: Душа к душе, – блистаем ши́бче и дюже́й всем сверхъестественным фасадом! Чтоб с тех заоблачных высот светить и бедным, и богатым, – чтоб в контур радиочастот был за́мкнут каждый обитатель З Е М Л И, как будто в круг объятий...»
Так это — КРАСОТА?!!
... Иосиф,
зачем же Бог нас, грешных, бросил?...
Все рвут власы́: к т о винова́тей!
... унёсся Дух Святой в ландо́,
Христос прибит к кресту молвы,
и мы — о д н и!
... а дьявол кто?
— «Он, как и прежде, в целом — в ы, ваш эмфатический бонто́н упорно вскармливать величье лишает напрочь вас отличий с разъевшимся в хлеву скотом... Но ЧЕЛОВЕК, приемля целость явлений ЖИЗНИ как панно, творит лишь то, что д о́ л ж н о делать! Считаясь с тем, что с у ж д е н о»…
Послесловие:
Иосиф Бродский — Осенний крик ястреба (читает Владимир Маслаков) Написанное Поэтом в 1975 году стихотворение считается автобиографическим.
Марк Аврелий — римский император с 161 по 180 год н.э. из династии Антонинов, принадлежащий к сенаторской семье испанского происхождения. Современники называли Марка Аврелия праведником на троне, равного которому ещё не было — император был преисполнен глубочайшей любви к людям, смирения, доброты и великодушия. Человек, мечтавший об уединении в сельской тиши, в сорокалетнем возрасте был брошен на шумный Олимп римского престола. Последний из пяти хороших императоров, государь, воздвигнувший на Капитолии статую своей любимой богини — Доброты, должен был царствовать, не выпуская из рук меча. Философ, презиравший свою бренную плоть и молившийся в душе Единому Богу, был вынужден разделить посмертный позор предыдущих цезарей — обожествление. Он носил императорский пурпур как власяницу, с твёрдостью аскета, но без его надежды сменить её на белые шёлковые одеяния в Царстве Небесном. В ходе бесконечных военных кампаний Марк Аврелий писал дневники с мыслями о себе, обществе и том, как сохранять в периоды невзгод душевное равновесие. Всего таких дневников накопилось 12, и об их существовании стало известно уже после смерти великого императора от чумы в 180 году, они стали важнейшим памятником позднего стоицизма, а самого Марка Аврелия позже назовут последним стоиком. Будучи восьмиклассником, Иосиф Бродский зачитывался его трудами «Наедине с собой» и «Размышления», представляющими собой основу античной философии и являющимися фундаментом мировоззрения человека мыслящего. Осенью 1956 года он уже ушёл из школы и работал кем-то вроде кочегара, где и начал писать свои первые стихи… Кстати, литвождём во времена совка иронически называли руководителя Союза писателей СССР.