Серые птицы на тоненьких ножках...
Зяблики?.. Лики, лики в окошках
Многоэтажного неба.
Я не была там.
Ты не был?..
Вот бы попробовать, хоть ненадолго,
Только в ушко бы глянуть иголки,
Сколько верёвке ни виться...
Плата серьёзная?
Тридцать?
Это недорого – тридцать всего-то,
Вторник сегодня, может – в субботу?
Сына не будет и мужа.
Как-то готовиться
Нужно?
– Мама! А как называются птицы,
Там у террасы? – ноги как спицы.
– Может быть, зяблики, милый?
Яблоко скушай,
помыла.
V |
Потустороннее предисловие
…
Серые птицы на тоненьких ножках...
Зяблики? Лики, лики в окошках
Перечитал строчки ещё раз.
- Странно . Как можно угадывать чужую жизнь?
* * *
… Непонятное чувство проникновения в прошлое.
Где это было?
Огромный зал. Супермаркет. Стрекочет кассовый аппарат.
Гудящая без умолку , толпа людей.
Голос кассира и скучающий ответ охранника.
Где-то в гуще толпы едва уловимая фраза ….-сила искусства. "
От куда это? Где я всё это слышал?
* * *
Многоэтажного неба.
Я не была там...
Ты не был?
Запнулся.
Я не была там. Ты не был ?
… читал по слогам, медленно…
Ещё и ещё раз.
Захотелось крикнуть :
- Я был там!... Это было небо … Оно было во мне… И я хочу этого неба…
* * *
… Невероятный сумрак.
Похоже на белые ночи.
Тело невесомо.
И невероятная даль открывается взору.
Пусто.
Даль пуста, необыкновенно пуста.
Нет линии горизонта. Ничего нет.
Сумрак.
Покой.
Обострённые чувства.
Субатомный, субэнергетический уровень.
Где- то там далеко за пропавшим ощущением бытия ищут,
ещё только ищут бозон хигса.
А тут – целый мир – великая пустота, и до него целый век от первой
атомной бомбы.
Как я тут…? Откуда я это знаю?
Ощущение движения , вдруг возникшее в пустоте.
Словно на фотобумаге проявляется лик.
Оживающая голограмма – стул с высокой спинкой и
сидящая на стуле женщина.
– Бабушка? Ты мне снишься? Скажи, как мне…
Он не успел произнести вопрос.
– Умрёшь, когда будет тридцать…
– Стой ! Не уходи!
Пустота пришла в движение - лики исчезли.
Крик повис в воздухе…
Осталось отчаяние.
Когда? Что такое тридцать?
Тридцать дней? Тридцать сигарет? Тридцатое число?
А сегодня? Сегодня вторник …
В субботу тридцатое…
Неужели так скоро?
Ощущение неотвратимости, неизбежности подавляло,
лишало желаний…
* * *
Вот бы попробовать, хоть ненадолго,
Только в ушко бы глянуть иголки,
Сколько верёвке ни виться...
Плата серьёзная?
Тридцать?
Вот бы попробовать, хоть ненадолго,
Только в ушко бы глянуть иголки,
Долгие , короткие, повторяющиеся "О", словно холодный ветер, бросает через колено, сбивает с ног через голое холодное "Г".
…верёвке ни виться...
Плата серьёзная?
Тридцать?
..."З" , "Ёз", "И", "Ц" – звуки ожившей картинки.
Вы слышите? Это скрип верёвки.
Трётся о дерево витая неизбежность …
Что? Как она может знать? Кто она - этот автор?
Далёкая неизвестная. Откуда ей ведома суть?
Эта великая печаль.
Великий, счастливый покой чистого неба.
И безмерная грусть и пустота одиночества.
И плата….
* * *
– Привет ….
Знаешь, сегодня приснился странный сон …
-….
Да, она так и сказала - " Умрёшь, когда будет тридцать "
– … слушай, не шути с этим, я тебя прошу – не шути !… всё сбывается …
Всё может сбыться….
* * *
– Мама! А как называются птицы,
Там у террасы? – ноги как спицы.
– Может быть, зяблики, милый?
Яблоко скушай,
Помыла...
Необыкновенно тепло на душе.
Он улыбнулся. Перечитал ещё раз.
* * *
… пространство залито солнечным светом. Лучи солнца преломляются
в её волосах и распадаясь на маленькие радужные кружочки, падают
на пол.
Мальчик , лет шести обнимает её.
– Мама! А как называются птицы,
Там у террасы? – ноги как спицы.
Звонкий и чистый детский голос погружается в свет. Она улыбается ,
протягивает сыну яблоко…
- Скушай… Помыла.
* * *
Почему мне так тепло, когда читаю эти строки?
Печальное чувство - недоступная вечность.
И поглощающая любовь женщины.
Матери.
И покой.
Уверенность в каждом слове. Уверенность, дарящая покой.
Это характерная особенность автора…
Отсутствие вычурных образов, простые слова, простые фразы и безмерная глубина.
Многие пробегут мимо , не поймут.
А должен ли автор быть понятен всем?
Нет.
Это невозможно.
Автор пишет свой опыт, опыт своего окружения. Опыт своих ощущений и своей жизни.
Вопрос только в том, что ты, как читатель, смог взять из этого текста.
Нет.
Не дело автора разжёвывать смыслы.
Математическая логика тут слаба.
Она не способна дарить разуму чувства. А вот поэтесса - способна. И это ещё одна черта автора Вика Виктория.
Разговорные фразы языка просто и без усилий вплетаются в текст стихотворения.
Голос ребёнка, голоса природы, множество образов…
Простые, казалось бы, однозначные фразы рождают множество образов.
Картинки сменяют одна другую.
Вот зяблики. На тоненьких ножках. Ха!
А вот - мужчины на неестественно тонких "лапках", с выпуклыми животами, …
Точно! …
Они суетятся, как зяблики.
Произнося всё и те же пустые речи, набитые надуманным смыслом, надутые собственной важностью.
Выставляя свои регалии и теряя своё я.
И отражения – в оконном стекле, словно лики, то возникают, то исчезают в пространстве доступном только зрению автора.
Магия.
Магия стихов.
… на тоненьких ножках...
Зяблики? Лики, лики в окошках…
Ах! Хороша Вика Виктория!
Разве не слышите звон стекла в этом "лики –лики" , "зя … блики"
Разве не чувствуете холода ? Разве не чувствуете страха звонкой пустоты?
И спасение только в любви.
Есть ещё одна особенность текста .
Стихотворение, цельное по своей структуре, кажется частью огромного мира.
Складывается впечатление, что вот - ещё чуть-чуть , и ты сможешь увидеть услышать его вторую часть.
А там, в этой части, скрыта великая тайна.
Тайна падает с лучами света и, отражаясь от предметов материального мира, осыпается к нашим ногам радужными кругами, желанного всеми счастья…
Это невидимая особенность женской литературы,
завоевавшая мир без насилия,
рождающая силу красотой.
( продолжение в заметке – Критика мужского разума")