Стихотворение «Ставрополь. Осень»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Пейзажная лирика
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 10
Читатели: 743 +1
Дата:

Ставрополь. Осень

Всё приглушенно, мохнато,
То ли вечер, то ли день.
Навсегда ушла куда-то
Прежде верная мне тень.

Этажи туманом скрыты.
Тусклый свет усталых фар.
Город словно неумытый,
Будто пережил пожар.

Карусель клубков тумана
Всё в один смешала ком.
Клочья серого обмана
Заползают в каждый дом.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Ставрополь. Осень

Всё приглушено, мохнато,
То ли вечер, то ли день.
Навсегда ушла куда-то
Прежде верная мне тень.

Этажи в тумане скрыты.
Тусклый свет усталых фар.
Город словно неумытый,
Будто пережил пожар.

Карусель клубков тумана
Всё в один смешала ком.
Клочья серого обмана
Заползают в каждый дом.

_____________________

Всем доброго дня!
Начнём:

Всё приглушено, мохнато,
То ли вечер, то ли день.
Навсегда ушла куда-то
Прежде верная мне тень.

Сначала я подумал, что первая строка сбоит. Потому что читал её, как принято, с ударением на букву "Ё":
"Всё приглушЁно, мохнато". (Кстати, в этом слове два "нн"). Но потом понял, что автор даёт следующий вариант:
"Всё приглУшено, мохнато". Замечу, что с нескольких попыток не нашел на сайтах правописания такой вариант ударения в этом слове, и это смущает.

Этажи в тумане скрыты.
Тусклый свет усталых фар.
Город словно неумытый,
Будто пережил пожар.

Есть поэты, которые написав стихи, полируют их до блеска, до звонкого звучания. И в этом смысле есть "хороший тон": избавляться от невынужденных предлогов. В данном случае строка "этажи туманом скрыты" нахожу более благозвучной. И если использовать такую форму подачи, то под стать ей изменил бы и следующую строку. Например: "Этажи туманом скрыты. Бледен свет усталых фар".
Но автор имеет полное право на свой вариант, и его выбор я неудачным не считаю.

Город словно неумытый,
Будто пережил пожар.


В моём воображении не совсем стыкуется смысл фраз "город словно неумытый" и "будто пережил пожар". Мне кажется, что некая "неопрятность города", скрывающаяся за эпитетом "неумытый" несопоставима с катастрофическим "будто пережил пожар". Это как выражение: "он слегка прихрамывал, будто ему оторвало обе ноги". Я слегка преувеличил демонстративности ради :). Впрочем, у меня своё чувство меры.

Карусель клубков тумана
Всё в один смешала ком.
Клочья серого обмана
Заползают в каждый дом.

В последней строке слух отметил переизбыток букв "к". Для размытого, молочно мягкого тумана, резкие "к" даже противопоказаны. Особенно "к" изобилует первая строка. Лично я благозвучности ради и без ущерба для смысла убрал бы одно "к" следующим образом: "Карусель клубов тумана".
________

В целом весьма милое пейзажное стихотворение... С неясным намёком и привязкой "обмана" в последних строках. Вероятно рифма "туман-обман" настолько магнетична, что просто заставляет множество поэтов её повторять и повторять снова. Отчего рождает в некоторой степени чувство тривиальности.

Впрочем, я не очень равнодушен к пейзажной лирике... Точнее - к современной, сетевой пейзажной лирике. А ещё точнее - просто недолюбливаю её. Возможно, за то что не нахожу в авторских словесных описаниях ничего для себя нового. Один назовёт туман молочным, другой - мутным, нежным, третий - печальным и т.д. Опять же закаты... Они багровые, кровавые, аллеющие, пышущие жаром, холодом, харкающие луной (что уже интереснее :)) и т.д. Осенние листья просто задолбали... Желтые, одинокие, павшие, падшие, отжившие, недописанные, багровые, багряные, ...  

Обращаю ваше внимание: все эти мои размышления напрямую не связаны с рецензируемым стихотворением, но на их основе, я строю мысль о том, какая пейзажная лирика мне как читателю мила и в чём я вижу дополнительный ресурс развития пейзажной лирики.

Итак:

С моей точки зрения, если человек пишет пейзажную лирику, то либо она должна быть написана в высшей степени талантливо, интересно, красочно, поэтично и так далее. То есть у читателя перед глазами должна возникать "картина маслом" и такая, чтобы душа зашлась от восторга. Как от воображаемого пейзажа, так и от великолепного поэтического слога... Иначе у читателя не возникает желания спустя некое время вернуться и перечесть стихотворение. А если нет такого желания, то, значит, стихи не достигли должного уровня.

Теперь, о каком дополнительном ресурсе в пейзажной лирике я упомянул выше:

Дело в том, что в природе есть множество объектов, понятий и явлений, присущих неживой материи: солнце, ветер, море, космос, скалы, рассвет, прилив, затмение, буря и т.д. Растительная жизнь прекрасна, но ей с точки зрения человека порой не хватает динамики. Лес слишком долго растет, куст сирени не оближет тебе ладони, как любимый пёс, и так далее. Поэтому, как раз на эту тему и фантазируют поэты. Другое дело, звери, птицы, люди... В них больше динамики, жизни, эмоций и интеллекта, наконец. В такой жизни больше драмы, чувства, переживаний, жизненной философии и человеку этого не хватает в поэзии.

Недаром, в пейзажной лирике приветствуются олицетворения:

"Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя..."

Переход от природоописания к человеческим проблемам так же придаёт пейзажной лирике солидный дополнительный ресурс развития:

"Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть....."

У Лермонтова здесь тоже туман и природа: ночь, пустыня, небеса, земля... Присутствуют олицетворения: "пустыня внемлет богу", "спит земля"...
Но самое главное, в меру уделив внимание природоописанию, поэт переходит к человеческим переживаниям:

"Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого...."

Тоже происходит в Лермонтовском "Парусе" (опять же с туманом):

"Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой..."

С привлечением олицетворений и с переходом на человеческое (или животное), жизненное... поэзия многократно умножает свои силы.
Вот даже в рецензируемом стихотворении в конце мелькает "обман"... Но тема не раскрыта. А этого маловато.
Из олицетворений только слово "мохнато" (рождает ассоциации с мохнатым животным) и "верная тень ушла куда-то". Этого маловато (на мой вкус). Поскольку не хватает драмы, переживаний, чувства.

Вот и получается, милое стихотворение... (и это есть: хорошо), но и не более того... 

Прекрасную пейзажную лирику в позапрошлом веке писал Фет. Вот у кого стоило поучиться. Тоже о туманах:

"Из дебрей туманы несмело 
Родное закрыли село; 
Но солнышком вешним согрело 
И ветром их вдаль разнесло.

Знать, долго скитаться наскуча 
Над ширью земель и морей, 
На родину тянется туча, 
Чтоб только поплакать над ней".

Но и здесь главная мысль звучит, как водится, в конце:

"На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней"


Здесь присутствует и олицетворение и думы о судьбах родины...

Короче говоря, предлагаю автору задействовать "дополнительные ресуры".
Ну, а пока всё тоже неплохо. 8 баллов.

__________________________________________________________________________


Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 8
Александр О. 16.04.2020
Комментариев нет
Реклама