Стихотворение «старый страшный миф»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 28 +3
Дата:
Предисловие:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Как? Здесь? Прекраснейшее пенье
дарить животным и зверям,
да неоте́сам мужикам?!
Пред ними изливать восторги вдохновенья!
Нет! Прилетайте к нам, и в пышных городах
пусть ваше пенье слух ласкает,
тем более, что здесь, в лесах,
Вам всё кругом напоминает,
как не́когда Терей, в порыве исступленья,
на ваши прелести своё направил мщенье»…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(Из басни Жана де Лафонтена «Филомела и Прокна»)

старый страшный миф

Нас ма́нит КРАСОТА, чарует дивный звук, –  
всех испокон
прельщает совершенство,
когда мы видим благолепие вокруг,
то и́сподволь
возносимся к БЛАЖЕНСТВУ!
Кто слышал трели соловьиные весной
и щебетанье ласточки под кровлей,
припомнит вряд ли, чьей заплачено ценой,
и кем их птичий стрёкот обусловлен,
предпочитая миф о Ласточке забыть…   
Да-да, — о ней! прекрасной Филомеле!
Как под влиянием фатальности планид
растлению подверглась тем Тере́ем,
что ложью низменной о гибели сестры,
его супруги, овладел несчастной, –
невинной жертве отвратительной игры
язык отрезал от безумной страсти!
Немая девушка в узилище своём
не оставляла призрачной надежды
с сестрою свидеться и мужниным враньём
расшила ей нарядные одежды…
Узнала Про́кна о жестокости царя
и воспылала жаждой страшной мести, –
за честь сестры не жалко сына... втихаря,
его убив, — готовят блюдо вместе!
Её блудливый властелин, забыв вину,
устроил пир на праздник Диони́са
и жрал он СЫНА! как мясную ветчину,
приправленную мёдом и анисом!
О месть растоптанной, униженной любви!
Нет равных ей в возмездии суровом!
Убить легко её, — непросто оживить
достойнейшим поступком, добрым словом…
Терей разгневанный терзать хотел сестёр,
но обращён богами был в пусто́шку.
Верховный бог жезл своевластия простёр,
виновниц в душегубстве в птичек тоже
преображает он... Так, Прокну в соловья,
а в ласточку — немую Филомелу,
к убийцам мальчика благоволил Судья, –
был милостив к земному их уделу…
Хотя, казалось бы,
что может быть страшней?
Детоубийцы незавиднен жребий! —
насилья жаждал плотоядный прохиндей,
был кровью утолён свирепой девой.
Таков рассказ
о низкой гнусности утех,
чтоб не забыть премудрости урока:
о целомудрии кричащий громче всех
скорее сам
изъеден ржой порока.
Послесловие:
Иллюстрация — репродукция картины французского живописца, представителя
салонного академизма Вильяма-Адольфа Бугро́ "Прокна и Филомела"

Александр АлябьевСоловей (поёт Алла Соленкова)
https://dzen.ru/video/watch/66c74ac23631582e07f434e2?f=d2d

Жан де Лафонтен. Коршун и соловей
(басня)
 
Однажды Коршун, вор известный,
всех петухов и кур в селе перепугал.
Но ребятишек крик разбойника угнал
в дубраву. Как на зло там Соловей чудесный
в объятья хищнику попал.
Глашатай вешних дней просил себе пощады:
«Что толку съесть того, в ком лишь одни рулады?
Послушай песенку мою,
освободи меня скорее!
Тебе спою я о Терее
и о любви его спою...»
«А кто такой Терей? Знать, лакомое блюдо
для нас, для коршунов?..»
— «О нет! То прежде был
влюблённый царь — отсюда
песнь страстная моя. Его безумный пыл
мне чувство сладкое внушил
и трепет страсти безрассудной;

потешу я тебя такою песнью чудной,
что в восхищенье ты придёшь:
Всем любо пение мое и неги дрожь
в любовном гимне...»
Тут Коршун перебил: «Хорош!
Недурно сказано! Я голоден, а ты мне
свой голосок суёшь...» —
«Знай, я беседую нередко и с царями». —
«Ну, если попадёшь к царю в объятья, пой,
морочь его тогда своими чудесами;
а коршунам рулад не надо, милый мой:
ведь у
голодного-то брюха
НЕТ уха!
»
 
 
* Терей — царь фракийского племени одрисов, супруг дочери афинского царя Пандиона Прокны. Согласно Павсанию, Терей царствовал в местности Мегарские Паги, покончил с собой в Мегарах, где и похоронен. По версии самого жуткого мифа Древней Греции, Терей — сын Ареса, бога войны, и бистонской нимфы. Через 4 года брака с Прокной, желая овладеть её младшей сестрой Филомелой, Терей отправился в Афины и, сообщив ложную весть о смерти Прокны, увёз с собой Филомелу, которой овладел на пути к дому. Чтобы она не могла рассказать о совершенном злодеянии, он отрезал ей язык, а её заключил в Парнасском гроте, но Филомела поведала сестре о своих несчастиях посредством одежды, на которой искусно выткала рассказ о своей судьбе. Воспользовавшись праздником Диониса, Прокна пошла на поиски сестры и, найдя её, сговорилась с нею о мести: они убили Итиса, сына Терея и Прокны, и подали приготовленные из него блюда Терею. Когда последний узнал об этом и хотел убить сестёр, боги обратили его в удода, Прокну — в соловья, а Филомелу — в ласточку (по другому преданию — наоборот, Прокну в ласточку, Филомелу в соловья).
** пусто́шка (зоол.) — птица потатуйка, удод.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама