Стихотворение «Черный квадрат»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Оценка редколлегии: 7.2
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 106
Читатели: 983 +1
Дата:

Черный квадрат

1
В черном квадрате ,
Не здешний-
Вечный покой...
Глаз не открыть,
И не пошевелить рукой.
Смогом зловещим
Мертвый туман повис...
Птицы взлетают,
И бросаются камнем
Вниз...
                        2

В сырую ночь,
Холодный ждет
Рассвет...
День новый-
Не исполнит обещаний.
На все твои мольбы
И заклинания,
Он-
Даст один ответ...
Молчанье...

Проходит осень.
Впереди-
Зима.
Из дальних стран,
Где никогда ты не был,
Приходят вести...
Падает стена-
Меж сном и явью...
И слепое небо,
Несется в ночь,
Неведомо куда.

Ты видишь,
Как пылают города...
Как дым-
Зловещим облаком
Клубится...
А может быть-
Все это-
Только снится...
И серые-
Измученные лица...
И темная...
И мертвая вода...

Одна печаль.
И больше -
Ничего...
Сырой туман
Садится на равнину.
И тает прошлое,
Как льдина...
В пучине снов,
Событий,
И -
Времен...
                                2010

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Черный квадрат

1
В черном квадрате ,
Не здешний-
Вечный покой...
Глаз не открыть,
И не пошевелить рукой.
Смогом зловещим
Мертвый туман повис...
Птицы взлетают,
И бросаются камнем
Вниз...

2
В сырую ночь,
Холодный ждет
Рассвет...
День новый-
Не исполнит обещаний.
На все твои мольбы
И заклинания,
Он-
Даст один ответ...
Молчанье...

Проходит осень.
Впереди-
Зима.
Из дальних стран,
Где никогда ты не был,
Приходят вести...
Падает стена-
Меж сном и явью...
И слепое небо,
Несется в ночь,
Неведомо куда.

Ты видишь,
Как пылают города...
Как дым-
Зловещим облаком
Клубится...
А может быть-
Все это-
Только снится...
И серые-
Измученные лица...
И темная...
И мертвая вода...

Одна печаль.
И больше -
Ничего...
Сырой туман
Садится на равнину.
И тает прошлое,
Как льдина...
В пучине снов,
Событий,
И -
Времен...

____________________

Сложное строение стихотворения. Рифмы встречаются не чаще, чем я хожу в Макдональдс. Краткие строки, как мазки на холсте. Мелькают мыслеобразы, укладываясь странной вязью на холст творения. Отчасти похоже на сон или галлюцинацию.

Прослеживается некая связь между изначальным "черным квадратом" и картинами-кадрами образов и настроений. Может, я это себе и вообразил, следуя словесным авторским пассам. Чтобы попасть в реальный резонанс с волной, нужно себя вогнать в транс несколькими затяжками. Хотя подошли бы и мухоморы, но, боюсь я столько не выпью. Наверняка, ценители такой поэзии были бы в восторге.

Короче, я не любитель такой поэзии. Андерграунд не по моей хрупкой части. Хотя, если вжиться в роль, то можно почувствовать музыку фраз и вкус образов.
Если ещё короче, то частично что-то увидел, частично прочувствовал, частично что-то показалось. Может, именно этого от читателя ждет автор.

Определенно, автору стоило заказать рецензию кому-нибудь другому... Хотя многие отнесутся к стихотворению не однозначно... И винить их в этом нет смысла.

+7 ................
                           и всё таки +8.
Фиг его знает......., но что-то в этом есть. Фантазия, воображение, чувственность ....
Но, чтобы это узреть, пришлось перечитать стихи раз 6-7.
Да, наверное, +8.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________



Оценка произведения: 8
Александр О. 12.04.2018
     21:31 31.01.2024 (1)
Белый квадрат?
--------------------------------------
Борис, зачем вы ведётесь на эту обезьянью моду?
На Энди - бездарность - Уорхолла?))
-----------------------------------------
Стихи-то хорошие.
-----------------------
Z знаю про разМалевича))
     22:58 31.01.2024
Пенки,спасибо за отклик.Речь здесь не идет о феномене  авыангарда в живописи.
В данном случае,"черный квадрат,это символ неопределенности того,что происходит в мире.
     22:59 12.06.2022 (1)
Черный квадрат – может быть просто ночь?
Час тишины и сигаретного дыма.
Утра набат тяжесть прогонит прочь.
Может не всё так уж непоправимо?
     21:15 13.06.2022
Как сказал Санчо Панса Дон Кихоту,после того, как его очередной раз побили-"Вставайте,господин; все кроме смерти поправимо".
     19:56 12.06.2022
Не затеряется наш мир во времени...
С ПРАЗДНИКОМ!
     13:55 02.09.2021 (1)
Какое поэтическое прочтение "Чёрного квадрата" - восторг! Мало, кто пытается его как-то осмыслить, чаще отворачиваются и говорят банальность, типа: "Фигня для дураков..." Жаль, а ведь это своего рода чёрная дыра, поглощающая негатив, позволяющая взглянуть на мир иначе... Я бы сравнила "Чёрный квадрат" Малевича (грубо, конечно) со средством, нивелирующим негатив, или вообще какие-то сильные эмоциональные переживания, как, например, при дегустации (?) духов, между турами дают понюхать хороший кофе в зёрнах... Нагородила, да?.. Но мне очень понравилось Ваше стихо!
     14:44 02.09.2021 (1)
Наталья, никакого отношения к "Черному квадрату" Казимира Малевича это не имеет. Тем более его описание. 
"Черный квадрат" это совершенная абстракция.
Абсолютное ничто.
То,  о чем сказано в  этом стихотворении, имеет к этому отношение.
Т.е. к абстрации бытия, стремящегося к ничто.
Но Малевич здесь не причем.
На мой взгляд символом современного мира  является все-таки не Черный квадрат, а трехглазая инфанта Пикассо.
Так сказать,  его (мира) совершенное уродство.
     15:23 02.09.2021 (1)
Успехов!
     15:43 02.09.2021
Спасибо. И Вам!
     20:54 14.10.2020
Негр вылазил
черною ночкой в форточку,
не пошевелить рукой... 
     10:28 14.10.2020
Суть чёрного квадрата решена
Когда у Тебя нет ума,
Ты чешешь лысину зазря,
Херню увидешь в квадрате этом!
Лишь благо действия в зачёт идут,
А измышления трутнев,
Лишь всех к погибели ведут...
Гость      21:08 05.05.2013 (1)
Комментарий удален
Гость      21:37 05.05.2013 (1)
Комментарий удален
     21:44 05.05.2013 (2)
Ассоциации - приставучая вещь. Итак, отталкивась от "Нау": "Полковнику никто не пишет" - Маркес. Он же - "Осень патриарха". У Вас - "Проходит осень. Впереди - Зима."
Далее. "Нау": "Гудбай, Америка, о-о, Где не был никогда". У Вас: "Из дальних стран,
Где никогда ты не был".
Я только лишь говорю, Борис, о моих ассоциациях. Ну вспомнились именно "Нау" по прочтении Вашего текста и всё! Что делать! А ни о каких заимствованиях Вами чьих-либо слов и речи не идёт!
     11:15 14.06.2020 (1)
Да, Александр, теперь маловероятно чтобы у кого - либо будут "ассоциации" с Маркесом, Малевичем или "даже" с "Гудбай, Америка"...
Пища для них все более и более свежая, и совсем не литературная.
А всего-то прошло каких-нибудь 8 лет
     11:20 14.06.2020 (1)
Не думаю, что всё печально.
Скорее, диалектично.
     14:41 14.06.2020 (1)
Что касается Вашего  "диалектично", мне вспомнилось В. Ерофеева "Москва-Петушки".- Там студент (в поезде) выпивал стакан портвейна, и... выдыхал :"трансцедентально".
     20:07 14.06.2020
Вот-вот!
     22:15 05.05.2013 (1)
Так ведь и я говорю об ассоциациях- правда о своих.- У меня не ассоциируются- "дальние страны"-с "гудбай Америка"-скорее с Жулем Верном или Александром Грином.- А уж "Осень патриарха" и "Полковнику никто не пишет"... На том основании "проходит осень - впереди зима"...
Кстати, в Южной (и Центральной) Америке - зима - лучшее время года... Температура 25-28 градусов и никаких дождей, ураганов.- Помните у Маркеса-особенно в "Сто лет одиночества"На протяжении всего романа, идет дождь. Это лето.-А вот зимой начинается курортный сезон.
И по этой причине- ну никак не могу согласиться с Вами.
     22:26 05.05.2013 (1)
Борис! Да зачем же со мной соглашаться-то? Уж кто-кто, а мы с Вами столько времени друг с другом общаемся, что целью этого общения давно стало не достижение согласия (которое само по себе вещь весьма скучная, конечная вещь), а стимулирующий к размышлению обмен друг с другом своими мнениями по каким-то обоюдоинтересным темам. По-моему, так.
     23:45 05.05.2013 (1)
Так ведь, Александр.- Мне показались странными Ваши ассоциации.
.- Мне конечно сложно абстрагироваться от того,что это мои стихи...Но основания которые Вы привели, мне почему-то показались мне слишком формальными.
Возможно ли,чтобы  отдельные совпадения в различных семантических рядах, могли служить для
обьеденения их в "родственную" группу.- Это примерно то же- как если воду и серную кислоту- считать относящимися к одному ряду веществ,лишь на том основании,что в составе каждого из них присутствует водород, и оба находятся в жидком состоянии.-
     23:59 05.05.2013 (1)
Ну вот такие ассоциации возникли. Ну что я могу поделать-то...
Впрочем, они уже, замученные, более не возникают.
Уговорили, пусть не будет "Нау". Пусть будет только Казимир Северинович.
     00:13 06.05.2013 (1)
Так ведь я не об ассоциациях, Александр.- Я об основаниях.- Ассоциации - они что же...
Субьективны.-
То есть, я думаю,что формализм в литературе, как средство "выжить" в традиции, в той мере,как
как и "авангард"- в конечном итоге приводит к постмодерну, то есть к вырождению.-
     00:15 06.05.2013 (1)
Нет, Борис, постмодернизм -  это никак не вырождение. Это переосмысление. В нём периодически возникает необходимость. Без рефлексии тоже, знаете ли, нельзя.
     00:29 06.05.2013 (1)
Какое же это переосмысление?- Это примерно - как вместо хирурга- работает патологоанатом.-
Постмодернизм-это по большому счету- отказ от всякого переосмысления.
Переосмысление- это Сартр,Элиот, Оден.- Но они не постмодернисты.
     00:32 06.05.2013 (1)
Они не постмодернисты?
Они гораздо хуже.
Это лучшие люди города литературы.
     00:59 06.05.2013
Они не были формалистами.- Вероятно потому что на  Традицию им было наплевать.
Ведь еще Рембо сказал в своих "Озарениях"- "Прочь суеверия... сдохла эпоха".Это были 70-е годы 19 века.- И спустя почти сто лет Сартр -"Наши идеи умерли,от некоторых еще попахивает падалью,но в основном белеют одни кости ".
Вот на этом кладбище и распустился" цветок" постмодерна.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама