Сюжет рассказа
О чем не знают на Западе
О языке рассказа "Спор"
Об очернительстве
Спор как преодоление непонимания
Рассказ "Лилька" Владимира Митренина
Время перестройки в литературе и в кино
Сюжет рассказа
Мила 23:43 19.03.2020
Прекрасный рассказ. Даже не один рассказ, а два в одном! Опять на тех же курсах те же лица, но как раскрываются их характеры в процессе обсуждения острой темы! Особенно интересен характер Андреа: той, что в первых рассказах казалась приятной, немного рассеянной, слегка теряющейся в африканских условиях жизни, в этом рассказе оказывается высокомерным представителем Запада, перед автором - "представительницей третьего мира". Этот момент раскрытия истинного лица Андреа заставляет затаить дыхание.
Благодаря заключённому в тело этого рассказа второму рассказу о части того ужаса, который принесла перестройка народу Советского Союза, и раскрываются характеры слушателей и преподавателя курсов.
Момент, когда присутствующим открывается другая сторона медали, о которой они и не подозревали настолько ярко написан, что чувствуешь себя участником занятия. Сюжет искусно переплетён,читаешь, затаив дыхание!
Алёна Шаламина 22:32 20.03.2020
Спасибо! За прекрасную, развернутую рецензию!
Мила 17:05 21.03.2020
Дорогая Алёна, спасибо Вам за предоставление уникальных материалов! У нас не говорят об этом кладбище, у нас не вспоминают о жертвах перестройки, может быть из-за суеты текущих событий это происходит. Спасибо, что Вы сделали это в своём произведении!
Прекрасный рассказ. Даже не один рассказ, а два в одном! Опять на тех же курсах те же лица, но как раскрываются их характеры в процессе обсуждения острой темы! Особенно интересен характер Андреа: той, что в первых рассказах казалась приятной, немного рассеянной, слегка теряющейся в африканских условиях жизни, в этом рассказе оказывается высокомерным представителем Запада, перед автором - "представительницей третьего мира". Этот момент раскрытия истинного лица Андреа заставляет затаить дыхание.
Благодаря заключённому в тело этого рассказа второму рассказу о части того ужаса, который принесла перестройка народу Советского Союза, и раскрываются характеры слушателей и преподавателя курсов.
Момент, когда присутствующим открывается другая сторона медали, о которой они и не подозревали настолько ярко написан, что чувствуешь себя участником занятия. Сюжет искусно переплетён,читаешь, затаив дыхание!
Алёна Шаламина 22:32 20.03.2020
Спасибо! За прекрасную, развернутую рецензию!
Мила 17:05 21.03.2020
Дорогая Алёна, спасибо Вам за предоставление уникальных материалов! У нас не говорят об этом кладбище, у нас не вспоминают о жертвах перестройки, может быть из-за суеты текущих событий это происходит. Спасибо, что Вы сделали это в своём произведении!
Мила 04:18 22.03.2020
Алёна, Ваши произведения захватывают, не отпускают, они многослойные, их не просто читаешь, их перечитываешь и открываешь ранее скрытые смыслы.
Мила 01:37 28.03.2020
Этот рассказ настолько интересен моментом истины для Ютты, Лизы и Андреа, что хочется и для себя прояснить. С Андреа понятное; но Ютта и Лиза, когда узнали о том, что происходило в стране после распада Советского Союза, какие чувства они выразили помимо удивления.
Алёна Шаламина 13:37 28.03.2020
Я заметила только то, что очень ново и очень неожиданно было для них все, что я рассказала. Похоже, что сначала Лиза подумала, что я неудачно выразилась, когда написала: перестройка разразилась. Хорошо, что она сказала об этом. Иначе так бы и продолжали думать, что перестройка несла всем народам свободу, счастье и демократию.
Мила 13:31 02.04.2020
Как удачно сказанное слово послужило раскрытию истины!
Алёна Шаламина 15:48 02.04.2020
Почти как в Библии. В начале было Слово.
Алёна Шаламина 13:37 28.03.2020
Я заметила только то, что очень ново и очень неожиданно было для них все, что я рассказала. Похоже, что сначала Лиза подумала, что я неудачно выразилась, когда написала: перестройка разразилась. Хорошо, что она сказала об этом. Иначе так бы и продолжали думать, что перестройка несла всем народам свободу, счастье и демократию.
Мила 13:31 02.04.2020
Как удачно сказанное слово послужило раскрытию истины!
Алёна Шаламина 15:48 02.04.2020
Почти как в Библии. В начале было Слово.
О чем не знают на Западе
Татьяна 17:51 31.03.2020
Сильное впечатление! Оказывается, о нашей всенародной трагедии представления не имеют собеседницы автора. Первый плюс от меня – за актуальность темы. Второй плюс: удачная композиция рассказа: от спокойного начала разговора к накалённому нерву цитаты о Южном кладбище в Питере. И достойное завершение спора, правота автора в котором неоспорима.
Алёна Шаламина 20:14 31.03.2020
Да, они знают о разрушении СССР (здесь его называют распадом, как будто он сам по себе от слабости развалился) только то, что им рассказывают СМИ, и они все верям своим СМИ.
Татьяна 11:53 01.04.2020
Как Вам показалось, Ютта и Лиза сокрушённо узнали правду, или какие-то другие чувства они выразили?
Алёна Шаламина 12:20 01.04.2020
Мне показалось, что они сочувствовали русским.
Татьяна 13:31 02.04.2020
Уже хорошо, что сочувствовали. Это вселяет надежду.
Алёна Шаламина 14:57 02.04.2020
Да. Хорошо то, что не дали понять, что не верят (как дала понять Андреа).
Татьяна 21:47 02.04.2020
Обнадёживает то,что не у всех потеряны совесть и разум в результате тщательной промывки мозгов.
Алёна Шаламина 08:34 03.04.2020
Да, да, что осталось еще место в мозгах, казалось бы, напичканных пропагандой.
Татьяна 22:46 03.04.2020
Сохранившие способность мыслить в такой обстановке Ютта и Лиза, вызывают уважение.
Алёна Шаламина 07:27 04.04.2020
Да. Лиза, похоже, человек открытый и отзывчивый, а Ютта привыкла мыслить критически, анализировать, сопоставлять, делать выводы и ничего не принимает слепо на веру.
О языке рассказа "Спор"
Татьяна 17:51 31.03.2020
Сложная тема раскрыта так убедительно, что заставляет ещё раз прочувствовать все «прелести» перестройки. Очень понравилась завязка спора: перестройка разразилась… Вокруг этого точного слова и началась полемика.
Алёна Шаламина 14:48 02.04.2020
Спасибо, Татьяна! В самом деле, удачное слово. Если бы не оно, то Лиза и не переспросила бы и так бы и пребывала в убеждении, что перестройка была благом.
Алёна Шаламина 20:43 31.03.2020
А ведь правда! И началось это с конкретного факта конкретной биографии: человек посвятил себя науке, и не он один, но разразилась перестройка, и науку перестали финансировать.
Татьяна 11:53 01.04.2020
Надо отметить, что серьёзная тема рассказа раскрывается простым языком. Это на контрасте усиливает восприятие перестройки как большой беды. Прочитала на одном дыхании.
Мила 12:51 05.04.2020
Это и следующее пояснение Татьяной языка произведений Алёны Шаламиной надо взять эпиграфом к её творчеству, чтобы некоторые незадачливые читатели могли приготовиться к прочтению текста.
Жаль, что у меня нет технической возможности скопировать комментарии Татьяны, но её блестящие комментарии нужно сохранить, и лучше - эпиграфом, на мой взгляд.
Алёна Шаламина 13:04 05.04.2020
Я сейчас скопирую все комментарии, а потом надо будет подумать, что с ними делать, в каком виде опубликовать, чтобы они не потерялись.
Алёна Шаламина 12:17 01.04.2020
Этот язык - моя беда. Многие думают, что простой, значит примитивный.
Татьяна 13:32 02.04.2020
Просто поясню. Красивости фраз и излишний пафос заменяют или полное отсутствие содержания, или его поверхностность. Для вдумчивого читателя необходима ясность и глубина размышлений , чтобы не продираться к сути через вычурную и претенциозную манеру изложения. Так что ясный и понятный язык – это дар. Вам есть, что сказать читателям. Писала и думала о классиках…
Об очернительстве
Мила 17:51 31.03.2020
Перечитывая этот рассказ, задумываюсь, насколько иностранные советчики повлияли на нашу жизнь, на нашу психологию за последние 30 лет. Ведь не только немецкий народ не имеет понятия о том ужасе, которые пережила нынешняя Россия при переходе из СССР в нынешнюю жизнь, но и здесь, у нас далеко не все представляют масштабы трагедии.
Алёна Шаламина 20:17 31.03.2020
Мне кажется, в бывшем СССР целенаправленно и очень много и интенсивно очерняется все советское. И о многом умалчивают, но стараются создать видимость того, что все о всем информированы, - ну это как всегда делалось на Западе.
Мила 11:53 01.04.2020
Начиная с 1987 года пошёл мощный вал очернительства, и Запад мог быть доволен.
Алёна Шаламина 12:18 01.04.2020
Я даже предполагаю, что очернительство шло с Запада или, по меньшей мере, под руководством оттуда.
Мила 13:28 02.04.2020
Соглашусь. Шёл оттуда, и был подхвачен местными очернителями.
Алёна Шаламина 14:59 02.04.2020
Тема тогда стала модной и шла нарасхват.
Мила 21:48 02.04.2020
Читали "Огонёк" и "Аргументы и факты" с широко раскрытыми глазами.
Алёна Шаламина 08:33 03.04.2020
А я еще и верила всему (((
Или почти всему. Было и то, чему не верила.
Мила 22:46 03.04.2020
Поначалу, наверно, в состоянии шока почти все верили.
Алёна Шаламина 07:24 04.04.2020
Были люди, которых возмущала эта вакханалия гласности. Может быть, догадывались они, что придет следом за нею.
Спор как преодоление непонимания
Татьяна 12:52 05.04.2020
Вот она – многослойность смыслов произведений Алёны. Сначала я обиделась за наш народ, сочувствовала и радовалась достоинству, с которым автор противостояла недоброжелателям и поставила убедительную точку в споре, наблюдала за интересными деталями, по которым угадывался характер участников полемики.
И в моём восприятии рассказа чётко обозначился ещё один важный мотив: преодоление непонимания между людьми из разных культур. Надо разговаривать, спорить и писать об этом, несмотря на всю сложность задачи. Рассказ сразу не отпускает…
---
Алёна Шаламина 13:15 05.04.2020
К сожалению, немногие открыты для споров. Выкладывают свое мнение, сложившееся под воздействием СМИ. А когда им начинают возражать, говорят:
- Я не хочу спорить! Нет, я не хочу спорить!
Свое мнение высказали, а чужое мнение и чужие аргументы слушать отказываются.
---
Татьяна 20:37 05.04.2020
«К сожалению, немногие открыты для споров»
Понимаю, Алёна. В этом и сложность. Тем выше Ваша заслуга в установлении истины.
Рассказ "Лилька" Владимира Митренина
Зотова Ольга 09:48 19.03.2020
Зашла на страничку Митренина и "Лильку" прочитала. Ужасно это всё. А рассказано хорошо.
Алёна Шаламина 16:38 19.03.2020
Я уверена, что это правдивый рассказ.
Мила 13:32 02.04.2020
Тоже прочла"Лильку" Митренина и, несмотря на художественность рассказа, увидела там документальную основу. Описываемая схема отъёма квартир имела место быть до недавнего времени, и многие, очень многие лишились таким образом жилья..
Алёна Шаламина 15:54 02.04.2020
Замечательный рассказ! Правдивый. И написан превосходно.
Мила 21:46 02.04.2020
Пожалуй, кроме Митренина и Вас, никого пока не встречала с этой темой. И какое эстетическое удовольствие получает читатель, знакомясь с этой темой у таких мастеров прозы, как Алёна Шаламина и Митренин
Алёна Шаламина 08:38 03.04.2020
Спасибо! Мне льстит, что скромный рассказик о споре на курсах в народном университете оказался рядом с рассказом Митренина.
Алёна Шаламина 08:40 03.04.2020
Хотя - что я скромничаю! Кульминация - рассказ о Южном кладбище. Это рассказ о всенародной трагедии. Уже это делает рассказ "Спор" незаурядным.
Мила 11:27 04.04.2020
Соглашусь. Если у Митренина подробно рассказывается о трагически сложившейся судьбе человека в результате перестройки, то у Алёны Шаламиной читается огромный масштаб этой трагедии - сотни тысяч погибших, лежащих на Южном кладбище.
Особо замечу, что отдавая должное Митренину - прекрасному рассказчику, предпочитаю краткость и ёмкость слова Алёны подробному и неспешному повествованию.
Мила 22:47 03.04.2020
Где-то Вы кстати вспомнили, что в начале было Слово. И здесь, на университетском занятии было сказано именно нужное Слово, которое подняло огромный пласт, а рассказ - великолепен, великолепен своей концентрированностью; и хотя тема соприкасается с темой уважаемого Митренина (спасибо ему!), но лаконизм и в то же время ёмкость прозы Алёны Шаламиной милее моему читательскому сердцу.
Время перестройки в литературе и в кино
Мила 13:33 02.04.2020
Здесь очень важная тема возникает - тема горя, которое принесла перестройка.
Алёна Шаламина 14:56 02.04.2020
И это почти неисчерпаемая тема. Думаю, что нужно писать об этом, пока мы живы - те, кто жил во время перестройки. Рассказывать о том, как и что пережили.
Мила 13:00 03.04.2020
Тема неисчерпаемая, благодатная для деятелей искусства. Как подметили Ольга и ОлГус, Ваш рассказ очень
Л. Н. Толстой никогда не был таким невеждой, чтобы заявлять, что бедствием была война 1812 года, а все остальное, мол, уже не так важно.