Произведение «Про тюрьму. 1. Исповедь ходока»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Про тюрьму
Автор:
Баллы: 15
Читатели: 386 +1
Дата:
Предисловие:
Первый рассказ трилогии.

Про тюрьму. 1. Исповедь ходока

– Ты знаешь, кто Я такой? – он закурил ужасный дешёвый табак – папиросу без фильтра, даже не беломор, из мягкой коробки - белой с синим. Дым летел ей в лицо, но хотелось его выслушать и всё узнать, и она смолчала про дым. А он говорил, не замечая: – Я – ходок!

– Как – ходок? – спросила она, не понимая, что он имел в виду. Что это значило? Он – что? В южные края ездил – но за чем? Какой-нибудь товар оттуда возил? Который было нельзя. Ей невдомёк, что он имеет в виду.

– Я – ходок, четыре ходки сделал, – тут он глянул на неё свысока, чего за ним никогда прежде не водилось, добавляя снисходительно:
– Четыре срока в тюрьме сидел.
- О, Господи! – она крестится и украдкой трогает свой крестик с распятием.
– А что ты сделал? За что тебя?
– Посадили? А ни за что. Доказать не могут, и отпустили. И я снова сел.
– Как же так – совсем ни за что? – она чувствует, что он врёт, и только тут в знак протеста говорит ему: – Ты кури в ту сторону, а то дым такой!..
– Не смогли они доказать. Так что я два раза совсем понемногу сидел. А два раза – по два года.
– Ну, и как ты там жил – за решёткой? Это страшно? Били? Издевались? – она искоса взглядывает ему в глаза, чтобы сразу понять, скажет он правду или пойдёт петлять.
– Бить-то не били, меня не трогали… Но других били, так дрались, ох! Я всё видел! - интонации играют от детских - здесь звучал обиженный малыш, детсадовец, я всё расскажу про вас ... -- Других - до смерти били. Это страшно, - до каких-то совсем уж бабьих колхозных ноток. И вдруг добавляет: 
- Самоубийц видел, и сам из петли вынимал. В тюрьме свои законы – своя жизнь, вам не понять. Не в обиду – но кто не сидел… Не дай Бог, конечно.

– Расскажи…  самое ужасное, что там было, что ты видел – если можно, конечно.
– Можно. Только тебе будет неприятно слушать, ты – Женщина, – он снова свысока смотрит на неё. Точно так же в начале их беседы он выделил себя: у него «Я» прозвучало прямо-таки с заглавной буквы! Вот и «Женщина» сейчас – так же.

Странным образом это выделение, придание какой-то значимости её женскому полу усилило её доверие к нему:
– Говори, – она отводит глаза. 

– Я же сказал, ГДЕ я сидел? Ну, вот. Там у нас были… педерасты, - он опасливо смотрит, не засмеётся ли она над ним, что он с такими сидел? Не скажет ли – да и сам ты – не таков ли стал – с ними?

Она лишь спрашивает: – И?

– Их е**ли. Я смотрел.

– Блин! Но как? Не стеснялись, что ты смотрел??
– Все смотрели, вся камера. Вот так, прямо передо мной. А куда денешься, это тюрьма.
– Но к тебе они хоть не лезли? Эти … голубые?
– Ко мне – нет. Но в тюрьме закон: сначала спрашивают – кто хочет? Если скажешь – да, то и тебя после этого – тоже. Не все знали, что такой закон…
– И – попали? Молодые?
– Да. Вот таких и вынимал. Из петли. Да поздно.
Они некоторое время молчат. Минута молчания по молодым погибшим душам. Она лишь произносит:

– Ужасно.
– Потом они живут отдельно, у них всё своё – ложки с дыркой, чашки с дыркой. Никто с ними не разговаривает, вообще за людей не считают.
– Как тюрьма судьбы ломает, не дай Бог! Нет, я тоже рассказы слышала про тюрьму – но такое! Первый раз слышу.
– Ну, если в другом городе – может, и не так страшно было... А потом привезли спидовцев. Вот это был ужас, – он уже докурил и двумя руками схватился за лицо.
– Почему ужас? Вы их боялись? Ты – боялся? Но СПИД не передаётся – он же только через кровь, везде пишут, – она работала несколько лет назад в одной организации по борьбе со СПИДом и прекрасно об этом знала – были какие-то листовки, рассылки, ну, про группы риска и всё такое.
– И с ними – что?
– Их били. Издевались. Есть не давали. Уже потом они стали жалобы писать, и им сделали отдельный барак, и там кормили их – отдельно. Они ходить-то не все могли, умирали там. А люди их ненавидели и боялись.
– Блин. И так Бог обидел – такая болезнь страшная. А бить-то за что?
– От страха.
– А за что они сидели?
– Кто за что. За наркотики, за разное другое – где они деньги брали на наркоту? Пёс их знает!..
– А, точно, – за глупый вопрос стыдно, и она прикрывает рот рукой. 
– Ты наркоманов честных много знаешь…
– Вообще я их не знаю! Что ты обо мне так плохо думаешь.
– Ну, а при посадке их стали проверять на СПИД, батюшки мои - да они ж заразные! - он рассказывает с жестами крайнего изумления, всплёскивает руками, хлопает себя по бёдрам.

– Вот никогда я этой бедой не занимался. И ты не занимайся. Миленькая! И ник-когда не пей! - на этой демонстративно-истеричной ноте  ходок и закончил свою исповедь.

Они с ним ещё увидятся, правда, к той теме уж больше не вернутся.
Он довольно скоро завершит свой жизненный путь.
А она о нём вспомнит и рассказ напишет.
Пятая его ходка.
Последний срок.

Послесловие:
Через много лет – ответом на внутренний вопрос – о чём писать? – строчка из книги воспоминаний: «Пишите либо о страшном, либо о прекрасном». Иван Алексеевич Бунин.

И – PS: обещанием себе.
Прекрасного было больше. И видела, и слышала, и трепетала, и радовалась! Я обязательно расскажу и о прекрасном.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:05 26.08.2020 (1)
1
Ольга, спасибо за рассказ. Может быть условия на зоне и стали легче, но вот тема невинно осужденных сейчас актуальна как никогда. Мой друг уже третий год в заключении. С первого дня было видно, что дело шито белыми нитками, что доказательства сфабрикованы, но суд это всё как бы не заметил. Да, Лев Толстой был прав еще 150 лет назад сказав "В суде правды нет!". Спасибо, что поднимаете такую тему.
     21:24 26.08.2020
Спасибо за комментарий, Макс! Другу очень сопереживаю, пусть как-то держится, многие вышли на свободу и остались нормальными людьми. А там им, конечно, очень трудно...
     22:27 09.04.2020 (1)
1
Добрый вечер, Ольга! То, о чем вы написали в своём рассказе, уже не совсем так..   Это раньше были отдельные камеры  и бараки для вичевых... Сейчас все сидят на общих основаниях. Никто их не боится, все свободно общаются, вместе едят, пьют чифир по кругу из одной чашки...  Так же и "петухи" . . Раньше чурались их, игнорировали, а сейчас они работают в хозотрядах.... Времена меняются. .и зеки уже не те..... Только тюрьма остаётся тюрьмой... . .. 
     22:50 09.04.2020 (1)
Хорошо, что меняются условия. Этот человек мне так рассказал. Вероятно, так и было. Много лет назад. Причём, знаете, он подчеркнул, что в других городах не так было. А в том городе вот бывало. Я не помню, где именно. Вы в России? Мы нет...
Спасибо большое за отзыв! И Слава Богу,  что что-то переменилось к лучшему. 
     22:54 09.04.2020 (2)
1
Да, Ольга, пусть перемены будут к лучшему! Это место всегда считалось страшным...  Я в России..... Может, в глубинке тюремные законы жёстче.... Но бедолаг этих все равно жалко. Успехов вам и крепкого здоровья! 
     23:00 09.04.2020 (1)
Спасибо Вам, Ирина, за хорошие пожелания. И Вам тоже всего самого наилучшего, здоровья, благополучия, успехов. А у меня есть друг Саша Малиновский. Славный человек. 
     23:07 09.04.2020 (1)
1
И вам спасибо, Ольга, что вы адекватно восприняли, может, не понравившийся  мой комментарий... Для этого мы тут и собрались, чтобы что-то узнавать и открывать для себя новое.. .. Вот за это и спасибо! 
     23:11 09.04.2020 (1)
Хорошие комментарии, конечно, спасибо, и только спасибо! Сейчас новую повесть написала, там тоже есть про сидельца. Он вообще кошмары какие рассказал, Аж до сих пор помню. Живая тема, преступление и наказание. 
     23:19 09.04.2020
1
Я тоже люблю тему тюрьмы. Выкладывайте свой рассказ, Ольга! С нетерпением жду! 
     22:58 09.04.2020 (1)
Мы в РК, он говорил о каком-то городе, кажется, в одной из северных областей.
Именно та тюрьма славилась жестокостью. Я не помню.
Разговор был больше 10 лет назад.
А сидел он ещё раньше.
     23:02 09.04.2020 (1)
1
Раньше так и было, а сейчас у них прав стало больше... Ну, везде, видимо, по-разному.  .. Успехов вам, Ольга! 
     23:08 09.04.2020 (1)
Ну хоть бы стало и тут лучше. А я много на эту тему читала, всех, Буковского, Делоне, и всё это переворачивает Душу... оставалось молиться, чтобы по-человечески относились в заключении. Спасибо большое за отзыв.
     23:26 09.04.2020 (1)
1
Сейчас идёт борьба за это... Ну, и все же, человек-есть человек.. Почему кого-то надо унижать, оскорблять, бить? Много моральных уродов, маньяков, воров, но есть и порядочные люди, которые оказались случайно в этих казематах.... Но моё мнение, надо разговаривать без грубости. 
     23:31 09.04.2020 (1)
Мне нравились рассказы о том, как устроены тюрьмы в Норвегии. Люди могут именно наладить свою жизнь, исправиться. 
     23:40 09.04.2020
1
Там камеры оборудованы, как в санатории...... У человека есть время проанализировать свою жизнь в нормальных условиях... . И исправиться, наверное..... А наши тюрьмы ожесточают душу.. . . 
Гость      14:44 07.04.2020 (1)
1
Да, и обязательно жду и о прекрасном!
Мила

P.s.И предыдущий комментарий тоже мой.
     20:37 07.04.2020 (1)
Спасибо, Мила, я напишу. 
У моего любимого музыканта Владимира Корниенко есть в песне строчка:
 Я попытаюсь не сдаваться, я напишу ещё штук двадцать, чтоб вечно в форме оставаться и чтоб жалеть, что не успел! 
Гость      22:37 08.04.2020 (1)
1
Хорошо сказано!
     23:02 08.04.2020 (1)
Корней хорошо сказал. Люблю его. Спасибо Вам! 
Гость      21:44 09.04.2020
1
❤️
Гость      14:44 07.04.2020 (1)
1
Оленька, Ваши рассказы читаются на одном дыхании!
При том, что люблю читать короткие произведения, Ваши читаю несмотря ни на какую длину - от них просто невозможно оторваться.

Поздравляем Вас с получением первой Звёзды за "Плач по мастеру золотые руки", но не уверена, что комментарий не пропал: поздравляю Вас!!!
     20:34 07.04.2020 (1)
Спасибо большое! Очень рада, что Вы понимаете, как важно для меня и Ваше доброе слово, и награда на сайте. На Прозе за 10 лет 2 тысячи читателей, а тут за месяц уже 1000! 
Моя любимая цитата - для Вас: 
БЛАГОСЛОВЕН ТОТ, КТО СКАЗАЛ НАМ СЛОВО ОДОБРЕНИЯ! Вера Панова. 
Я весь день без интернета и без электричества, так что за точность цитаты не ручаюсь... 
Гость      22:40 08.04.2020 (1)
Люблю Панову!..  
Спасибо за цитаты от неё, и спасибо Алёне, что она с Прозы вывела Вас на Фабулу, и спасибо Вам, что сумели найти Алёну спустя столько лет,
Алёна сказала, что все три рассказа очень сильные. Лучше не скажешь! Три сильных рассказа, читая которые, хочется плакать.

Благополучного исправления электричества и интернета, Оленька!
     22:59 08.04.2020 (1)
Спасибо большое! Исправили, но не весь город ещё, крупная авария была. У нас есть свет и интернет, с полудня дали. Спасибо, что желали мне хорошего, и Алёна даже помолилась за меня. И помогло! 
Гость      21:38 09.04.2020
1
Вот как прекрасно! Пусть и дальше всё идёт о хорошо!
Мила
     13:23 07.04.2020 (1)
1
Реальная жизнь, не придуманная, со слов человека, который сам пережил тюрьму. Не просто вычитанное или со слухов.
     11:15 09.04.2020
Я думаю, за всю жизнь только я и спрашивала его об этом.
Остальные - так: ну - посадили, ну - отсидел, ну - пьёт.
А в нём это угадывалось - что хотел рассказать обо всём, что ТАМ видел.
Вот я и начала расспрашивать.
     13:24 07.04.2020 (1)
1
Сильный рассказ. Все три рассказа из сборника сильные. Это критический реализм. Тот, который прославил русскую литературу во всем мире.
     20:28 07.04.2020
1
Алёна, спасибо большое! Когда пишется рассказ, думаешь только о том, как точно  всё передать, что было, не упустить ни одной детали. А после удивительно читать о рассказе такие слова! Спасибо ещё раз! 
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама