Произведение «107. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 17. ТЕКСТ 1-3.» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 550 +2
Дата:

107. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 17. ТЕКСТ 1-3.



107. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА
17. ТЕКСТ 1-3.

 

 

 

Глава 17. Разновидности веры

 

 

ТЕКСТ 1

 

 

арджуна увача

йе шастра-видхим утсриджйа

йаджанте шраддхайанвитах

тешам ништха ту ка кришна

саттвам ахо раджас тамах

 

 

арджунах увача - Aрджуна сказал; йе - которые; шастра-видхим -
предписания шастр; утсриджйа - отбросив; йаджанте -  поклоняются; шраддхайа - твердой верой;
анвитах - наделенные; тешам - их; ништха - вера; ту - но; ка - какова; кришна -
о Кришна; саттвам - благость; ахо - или же; раджах - страсть; тамах -
невежество.

 

Aрджуна спросил: О Кришна, каково положение тех, кто не следует
предписаниям шастр, но выдумывает собственные способы поклонения? Под влиянием
какой гуны - благости, страсти или невежества - они находятся?

 

 

БОГ:
Неверный перевод. Правильный перевод: «1.Арджуна сказал: О, Кришна, какая вера тех, кто, отказываясь
следовать наставлениям шастр, поклоняется, наделенный верой? В гунне благости
или же в гунне страсти? В невежестве?».

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: В тридцать девятом стихе четвертой главы
говорилось, что человек, обладающий верой, постепенно обретает знание, мир в
сердце и процветание. В шестнадцатой главе был сделан вывод, что человек, не
следующий предписаниям шастр, является асуром, демоном, а тех, кто
неукоснительно выполняет указания священных писаний, называют девами, или
праведными людьми. Резонно спросить: каково положение того, кто с верой следует
правилам, не установленным в шастрах?

 

БОГ:
Вот стих гл.4 текст 39: «39.Верующий
человек, достигнув знания, в результате начинает контролировать чувства умом.
Достигнув знания, он очень быстро обретает высший духовный мир.». Вера просто
так не обеспечивает мир в сердце. Истинно верующий человек непременно должен
идти по пути изучения Святого Писания. Но не ради самого изучения, но для того,
чтобы эти духовные знания употребить в своей жизни или практически применять их
в своем мыслительном процессе, как и в деяниях. Стих ориентрирует на то, что
верующий должен начинать, вооружившись высокоми духовными знаниями,
контролировать  свои чувства, желания,
мыслительный процесс, привязанности, зависимость от условностей материального
мира. И только в таком случае он начинает отрешаться от посулов материального
мира и обретает, более не вовлекаясь в материальные игры и роли, мир в сердце,
но в своей степени, насколько даст Бог Кришна, ибо процесс развития человека в
материальном мире, пока он в этом мире живет, никогда не прекращается. Что
касается процветания верующего человека, то это уже непонятно что. Если человек
верующий, то План на него  у Бога один –
готовить его на духовный план. А это уже требует от человека не процветание
материальное, что привязывает к материальному миру, а достаточно аскетический,
простой образ жизни, который, по сути, и лежит в основе его мира в себе. Во
времена Арджуны было достаточно много разных религиозных направлений, которые в
материальный мир давал Сам Бог Кришна в соответствии со ступенью материального
и духовного развития каждого человека. Эти религиозные направления были и из
вед, учитывающие разные ступени развития человека. Их не надо было придумывать.
Они уже существовали в обществе и поддерживались Богом Кришной. В этой связи, в
соответствии со ступенью материального и духовного развития человека, в его
религиозном пути предусматривались разные формы поклонения, предъявлялись к
людям разные и религиозные требования. В некоторых религиях достаточно было
поклоняться и приносить жертвоприноешния потустороннему и непроявленному, что
могло быть за пределами чувств человека. Т.е. одни люди поклонялись, строго
следуя указаниям вед, другие поклонялись неким полубогам, духам,
неопределенному, непроявленному, могущественному, за пределами чувств человека.
Это были те могущественные живые существа, которые, по мнению людей, управляли
жизненно важными для человека стихиями, материальной природой, воздухом,
ветром, водой, работой, рождением детей, семьей, болезнями и их излечениями и
пр. Здесь были свои  жертвоприношения,
свои аскезы, свои формы поклонения, свои правила поклонения и пр., которые
необязательно содержались в ведах, но передавались изустно, и Бог такие формы
поклонения поддерживал. Но поскольку такие вещи были в обществе хорошо видны, и
существовало отличие в поклонении людей Богу Кришне и всему другому,
непроявленному, где люди проявляли великую веру 
и старание, были поддержаны Богом в своей вере, то Бог побудил Арджуну
спросить о том, как можно судить о людях столь по разному занятых в религиозной
деятельности. И там и там – великое старание и усердие. Но веры направлены на
разные объекты поклонения, по сути, несоизмеримые.

 

 

 

 

 Aрджуна просит Кришну
развеять его сомнения. Если люди возносят до уровня Бога одного из себе
подобных и поклоняются ему с верой и преданностью, к какой гуне - благости,
страсти или невежества - относится это поклонение?

 

БОГ: Так, примерно, и можно понимать этот вопрос Арджуны. Вопрос
был в нем мотивирован Личностью Бога Кришны, и 
в Святом Писании необходимо было этот вопрос прояснить, ибо он витал в
воздухе и был для людей важным, ибо каждый считал свою веру и свое поклонение
религиозной деятельностью достаточно высокого уровня, и могли возникать
существенные разнотолки и религиозные противостояния, которые, однако, были
недопустимы и  необходимо было, чтобы было
провозглашего окончательное Мнение Личности Бога Кришны о разных направлениях
религии и их положении перед Богом Кришной. Разные направления и уровни веры
поддерживались Богом Кришной, были необходимы, ибо надо было, чтобы люди все же
занимались религиозной деятельностью даже на низких ступенях своего
материального и духовного развития. Этих людей нельзя было терять, они были
многочисленны и устремлялись к вере и ее требованиям. Это была их жизнь, их
надежда, способы помочь себе, то, что привносило в человека мир, радость,
покой… Этот путь древним был необходим, но поклоняться именно Личности Бога
Кришны они не могли, ибо их качества были еще достаточно невысокими и исполнять
все требования, которые  к ним могло
предъявить преданное служение Богу Кришне, они, по сути, не смогли бы, не имея
достаточно развитый религиозный ум и не в состоянии следовать всем требованиям
вед, которые были многочисленны и  как бы
покушались на их материальное благосостояние и не поддерживанись ни желаниями
ни качествами, ни пониманием.

 

 

 

 Смогут ли они таким
образом достичь совершенства? Смогут ли они обрести истинное знание и подняться
на высшую ступень совершенства? Увенчаются ли успехом усилия тех, кто не
следует правилам и предписаниям шастр, но в то же время верит во что-то и
поклоняется богам, полубогам или людям? Это вопросы, которые Aрджуна задает
здесь Кришне.

 

 

БОГ:
Так можно сказать или развить вопрос Арджуны. Но Арджунв спросил более
корректно Волею Бога, спросил о том, под влиянием какой преимущественной гунны
природы находятся такие люди. Вот его вопрос: «1.Арджуна сказал.

О,
Кришна, какая вера тех, кто, отказываясь следовать наставлениям шастр,
поклоняется, наделенный верой? В гунне благости или же в гунне страсти? В невежестве?».

 

 

 

 

ТЕКСТ 2

 

 

шри-бхагаван увача

три-видха бхавати шраддха

дехинам са свабхава-джа

саттвики раджаси чаива

тамаси чети там шрину

 

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; три-видха -  включающая три вида; бхавати - становится;
шраддха - вера; дехинам - воплощенных душ; са - она; сва-бхава-джа -
соответствующая той гуне материальной природы, под влиянием которой она
находится; саттвики - относящаяся к гуне благости; раджаси -  относящаяся к гуне страсти; ча - также; эва -
безусловно; тамаси - относящаяся к гуне невежества; ча - и; ити - таким
образом; там - ее; шрину - услышь от Меня.

 

Верховный Господь сказал: В зависимости от гун материальной
природы, под влиянием которых находится воплощенная душа, ее вера может быть
трех видов - в благости, страсти или невежестве. Услышь же от Меня об этом.

 

 

БОГ:
Правильный перевод. Точный перевод: «2.Шри Бхагаван Сказал: Вера воплощенных бывает трех видов,
порожденная их собственной природой: в гунне добродетели, также непременно в
гунне страсти, а также в гунне тьмы. Услышь об этом теперь от Меня.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Те, кто знаком с предписаниями шастр, но из-за лени
прекращает следовать им, находятся под влиянием гун материальной природы.

 

 

БОГ: Надо знать, что в религии человек не может проявлять лень,
ибо он полностью Управляем Богом Кришной, согласно качествам человека и ступени
его материального и духовного развития. И если человек времен Арджуны не
следовал указаниям шастр, святых писаний того времени, то это просто означает,
что его качества для такого полнообъемного преданного служения в процессе
поклонения тем или иным высшим силам не подходят. Человек не получил еще от
Бога Кришны того религиозного рвения или старания или ни к тому объекту
поклонения он должен будет их проявить. Также, надо понимать, что все люди,
верующие и нет, непременно находятся под управлением гунн природы. Не может
быть так, что человек, будучи как бы ленивым полноценно поклоняться высшим
силам, попадает вследствие этого под влияние гунн природы. Не так. Человек
из-под влияния гунн природы никогда не выходит, ибо это есть те иллюзорные энергии
Бога, которые Волею Бога и работают над каждым, поднимая его по ступеням своего
материального и духовного развития, вовлекая в те или иные игры и роли и так
развивая качества, котрые в свое время открывают врата к преданному служению и
далее в свое время Волею Бога Кришны на духовный план.

 

 

 

 В соответствии со своей
прошлой деятельностью в гунах благости, страсти или невежества, они приобрели
определенные качества.

 

 

БОГ:  Гуны природы,
иллюзорные энергии Бога Кришны, которые всегда сопровождают материальный мир,
призваны Богом Кришной работать над живыми существами, развивая их качества от
низших ступеней материального развития до ступеней или до тех материальных и
духовных качеств, которые Волею Бога и выводят живые существа за пределы
материального существования. Каждая гунна природы дает человеку строго свои
качества, в пределах этой гунны развивает эти качества, дает в своих пределах
весь необходимый опыт, понимание, уровень мыслительного процесса, свои взгляды,
убеждения, интересы, желания, все это заставляет впитать в себя, отрабатывать,
извлечь более высокие качества, дает свои пути страданий и преодолений, дает
человеку возможность провращаться во всех возможностях этой гунны, дает все
здесь практики, опыт, понимания и далее передает человека под управление
следующей прогрессивной преимущественной гунны, где все повторяется в плане
развития человека, но уже на более высокой ступени материального и духовного
развития и т.д. Точно также от гунны к гунне передаются и все направления
деятельности человека, поднимается и развивается у

Реклама
Реклама