Путь от станка до большой сцены можно было пройти через заводскую художественную самодеятельность. Конечно, если есть талант. У кого таланта не было – создавали массовость, что в масштабах завода тоже приветствовалось.
Заводской конкурс, районный, городской, областной. Всесоюзного не было. В Москве своих талантов хватало. Но в области могли заметить и оценить. При удачном выступлении можно было попасть в областную филармонию. Тоже не плохо.
В самодеятельности участвовали любители. Певцы (солисты, дуэты, трио, ансамбли), танцоры, чтецы, баянисты-самоучки, даже фокусники и актеры были. В сценках про производство пьяниц и прогульщиков играли профессионалы. Без репетиций, но слов не было.
В механическом цехе пел каждый рабочий. Но только для себя и под звуки работающего станка. Иногда получалось брать даже ми второй октавы, тогда голос заглушал механический грохот. Но выходить на сцену такие таланты отказывались наотрез.
Особенно ценили хор. Каждый цех или отдел старались соответствовать уровню. Три ряда по десять человек смотрелись солидно. Пели шесть из первого ряда. Остальные старались не мешать.
Выше хоров ценились только духовые оркестры. Такие коллективы сразу попадали на областной смотр, минуя остальные этапы.
Репертуар был идеологически проверен временем. Председателем жюри назначался заместитель секретаря парткома, не ниже. В искусстве он разбирался не очень, но идейную направленность чувствовал остро. Поэтому в основном преобладал классический и патриотический репертуар. Народные песни тоже приветствовались, тексты частушек согласовывались заранее.
В помощь заму направляли худруков районных Домов культуры, деятелей культуры и незаслуженно забытых заслуженных артистов – все-таки это был смотр художественной самодеятельности, а не партсобрание.
Репетировали после работы, зато в день смотра всем участникам можно было работать до обеда с сохранением заработка.
Если в цехе или отделе талантов не набиралось, на сцену выходили активисты-культмассовики. Они декламировали патриотические стихи, если даже кто-то картавил и заикался, или пели песни, не имея музыкального слуха. Это вносило разнообразие в концертную программу и оживление в зале.
Конечно, не все стали артистами, не всех взяли в областную филармонию, поэтому участники художественной самодеятельности всю жизнь посвятить производству. Зато грамоты и дипломы “За активное участие в художественной самодеятельности” они хранили всю свою жизнь. И как память, и как упущенные возможности, которые смогли бы перевернуть всю жизнь.
| Помогли сайту Реклама Праздники |