Произведение «Девочка с зелеными глазами» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка редколлегии: 9
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 40
Читатели: 666 +1
Дата:
«Девочка с зелеными глазами» выбрано прозой недели
02.08.2021

Девочка с зелеными глазами

Алька

В купейный вагон фирменного скорого поезда, направляющегося в Москву, вошел высокий, худощавый, заметно сутулящийся, хмурый мужчина с синими глазами. На вид ему было шестьдесят "с хвостиком" лет. С седыми волосами, коротко подстриженными овальной бородой и усами. Тоже седыми. Небольшая желтизна усов выдавала в нем курильщика со стажем. В силу немолодого уже возраста и прогрессирующей дальнозоркости на кончике его крупного с горбинкой носа забавно, почти сползая, красовались очки в простенькой недорогой оправе. Мужчина поздоровался с попутчиками: пожилой женщиной и молодой парой и коротко представился:
- Алька.
До отправления поезда оставалось еще достаточно времени и Алька вышел из вагона, чтобы покурить и не мешать попутчикам переодеться. Мужчину никто не провожал. Алька не любил этих утомительных для него прощальных процедур. Выкурив на перроне дешевую сигарету, Алька вернулся в свое купе. Попутчики уже переоделись и, не дожидаясь отправления поезда, выкладывали на приоконный купейный столик, покрытый чистенькой белой скатёркой, приготовленную в дорогу провизию. Традиционные вареные яйца, огурчики с помидорчиками, отварную картошку, пирожки и прочую нехитрую снедь. Место у Альки по билету было нижнее. Не любимое. Алька любил ездить на верхней полке. Там ему никто не мешал. Можно было лежать на животе, прикрывшись белой простыней и смотреть, как за окном мелькают покрытые уже зелеными листочками красавицы березки, темнохвойные ели и стройные сосны. Алька любил лес. Отец приучил сызмальства.
На его предложение соседям поменяться местами, молодая женщина с благодарностью охотно согласилась. Алька заказал проводнице пару стаканов чая в красивых ажурных подстаканниках и, подтянувшись на руках, легко для его возраста запрыгнул на удивленно скрипнувшую верхнюю полку по ходу поезда.
Алька ехал к сестре на шестидесятилетний юбилей.

Ива

В последнее время у Альки случилось много событий: и печальных, и радостных. В душе был сумбур. Многое предстояло осмыслить заново. Во-первых, месяц как не стало мамы. На похороны приехала из Подмосковья младшая сестра Ляля с мужем. Алька всегда раньше с радостным нетерпением ждал приезд сестры. Лялька с детства, в отличие от брата, была неугомонная, подвижная и словоохотливая. С ней было и весело и маленько утомительно одновременно. Но в этот раз встреча была скорбной. В ночь после смерти мамы Алька остался один в пустой родительской квартире. Мать увезли в морг, а сестра с мужем ушли ночевать к родне. Альке было плохо. И жутко тоскливо. Он не мог привыкнуть к мысли, что больше уже никогда не услышит ласковый голос матери. Никто не позвонит и не спросит:
- Как твои дела, сыночка? Ты не заболел? Скучаю. Так хочется тебя увидеть, Алька!
Чтобы приглушить эту боль, Алька включил компьютер и зашел в интернет. Клавотыкал что-то наугад, скакал по сайтам и неожиданно увидел знакомый профиль. Ива!!! Как же так-то? Иву он разыскивал давно, отчаянно и безнадежно. Он не поверил своим глазам. Открыл ее страничку. Информация была крайне скудной. Было видно, что автор странички здесь гость редкий. А может и вовсе перестал ее посещать. Алька засомневался, стоит ли что-нибудь писать Иве. Ведь прошло столько лет! Почти полвека! А пальцы уже сами набирали текст.
- Ива! Здравствуй, Ивушка...
Подумав, Алька написал номер своего телефона. И приписал:
- Даже, если не ответишь, уже не страшно. Я искал тебя...

Девочка с зелеными глазами

На перроне заиграл марш "Прощание славянки", традиционный при отправлении фирменного поезда. Состав, лязгнув сцепками вагонов, плавно тронулся с места. Алька устроился поудобнее, стал глядеть в окно и вспоминать...

С Ивой он познакомился в детском санатории на Черноморском побережье во время летних каникул. Путевку выбила мать, предоставив в заводской профком справку о слабом здоровье сына. До этого тринадцатилетний Алька никогда на море не был. Он с восхищением во все глаза смотрел, как волны, догоняя друг дружку, с шумом накатывали на желто-золотой песчаный берег, замирали и откатывались обратно в море. Любуясь этими морскими волнами, Алька вспомнил свою, такую же бесконечную, как море, уральскую тайгу. Только иллюзию волн создавали раскачивающиеся от ветра верхушки вековых елей.
Альку поселили в изумительно красивом двухэтажном белоснежном дворце. Так его определил для себя Алька, всю жизнь проживший сперва в голосистом разухабистом деревянном заводском бараке, а потом в однокомнатной квартирке с печным отоплением. Квартирку в каменной трехэтажке опять же выбила неутомимая мама, спекулируя Алькиным здоровьем...

В столовой за столиком напротив Альки сидела красивая девочка с длинной русой косой и зелеными глазами. Как потом узнал Алька, девочку звали Ива. Кроме Ивы овсяную кашу с подливкой уплетали за обе щеки еще двое: балагур Славик и серьезная подружка Ивы по имени Таня. Алька нехотя ковырял ложкой овсянку, молчал и не отрывал взгляд от тарелки с аппетитно дымящейся кашей. А, если быть честным, то он просто боялся поймать на себе насмешливый взгляд Ивы. Что Ива будет на него смотреть именно с иронией, в этом он был уверен наверняка.

Нисколечко не больно!

Из состояния задумчивости Альку вывела оживленная суета попутчиков. Поезд стоял на какой-то станции. Алька тоже спрыгнул со своей полки и вместе с ними вышел из вагона. На перроне сновали местные жители и предлагали купить разную всячину: газеты, журналы, сборники сканвордов, завернутую в фольгу горячую курицу, соленые огурцы, раннюю черешню в кулечках и многое другое. Алька походил по перрону, разминая затекшие ноги, спросил, есть ли газета "Спорт-Экспресс" и получив отрицательный ответ, вернулся в вагон...

В тот первый день в санатории, когда он увидел Иву, Алька везде следовал за ней и Таней, стараясь, однако, не привлекать к себе их внимание. Девчонки оказались непоседливыми. Они успевали везде. Чудесный смех Ивы был слышен то на волейбольной, то на баскетбольной площадке. Спустя время она уже гоняла мяч с мальчишками, расталкивая их руками и восторженно прыгала от радости, загнав мяч в сетку ворот. Ближе к вечеру неутомимая Ива поочереди обыграла всех, самоуверенных в своем мастерстве, пацанов в настольный теннис. Каждому побежденному противнику она ставила щелбан за проигрыш и при этом так искренне смеялась, обняв неудачника, что на нее никто не думал обижаться, а смеялся вместе с ней. На следующий день за завтраком девочки приветливо кивнули смущенному Альке, быстро выскребли ложками тарелки и опять куда-то умчались. Алька нашел их на лужайке, где они ловко орудовали бадминтонными ракетками. Неожиданно воланчик после Таниной подачи улетел на плоскую крышу хозяйственной постройки. Девочки замешкались, а стоявший недалеко Алька не задумываясь стал карабкаться на росшее рядом дерево, чтобы уже по ветке перебраться на крышу. Надо же было такому случиться, что второпях он неловко поставил в развилку веток ногу, обутую в сандалию. Ремешок на сандалии лопнул и Алька со всего маха рухнул на землю. Боли он не почувствовал.
Было нестерпимо стыдно за свою неуклюжесть. Услышав, как к нему подбежали девочки, Алька встал и, не поднимая головы, захромал прочь.
- Алька!
Раздался тревожный голос Ивы.
-Алька, ты не ушибся?
Алька поднял голову и увидел взволнованные, без тени насмешки, глаза девочки. Она подбежала к Альке, присела на корточки и стала дуть ему на разбитую коленку.
-Алька! Тебе надо к врачу, обработать рану и забинтовать ногу!
Тоном, не терпящим возражений, приказала рассудительная Таня.
-А ты молодец! Больно ведь, а виду не показываешь! -похвалила его выпрямившаяся Ива.
- И нисколечко не больно!
Глядя прямо в зеленые, сразу ставшие родными, Ивины глаза улыбнулся в ответ Алька. Не обращая внимания на Алькины слова, Ива с Таней обхватили его с двух сторон за плечи и повели в сторону лечебного корпуса.
Алька попытался высвободиться из их объятий, и не смог. А, может, не очень и хотел...

В кулечке ранняя черешня

Уже в вагоне, лежа на своем месте, Алька вдруг вспомнил о бабке, которая ходила по перрону с ивовой корзинкой в руках и искала желающих полакомиться ранней черешней. И Алька понял, почему он при виде бабки с черешней внезапно весь напрягся.
Снова нахлынули воспоминания...

Время в санатории летело быстро. Алька перестал смущаться и краснеть при случае и без случая. Хотя он ни с кем из ребят близко не сошелся, это его не тяготило. Алька любил уединение. Вскоре все узнали о его любви к шахматам. Как и Ива в настольный теннис, он обыграл всех желающих сразиться с ним за шахматной доской. Ива с Таней и веселый, никогда не унывающий Славик приняли его в свою компанию после того злополучного полета с дерева.
В один из воскресных дней всех ребят повели в кино. Альке нравилось, что можно было идти вольно, не строем, как их заставляли ходить дома в пионерском лагере. После фильма, смешной французской комедии, настроение у ребят было игривое. Они громко хохотали, дурачились, взахлеб рассказывая друг другу понравившиеся эпизоды. Неспешно прогуливающиеся по бульвару парочки смотрели на них кто с улыбкой, кто укоризненно.
Положительная Таня строгим голосом пыталась урезонить Славика и Альку. Ей провокационно поддакивала Ива, незаметно пулявшая в ребят косточками черешни из бумажного кулечка. Сладкая, сочная, спелая черешня продавалась приветливыми опрятными бабушками на каждом углу. Сумасшедший аромат цветущей южной сирени захлестывал Альку. Он был счастлив...

Эпилог.

Под убаюкивающий перестук колес поезда Алька крепко спал на своей верхней полке. Ему снился ставший уже привычным странный сон.
Он стоит один на бесконечной, мерно движущейся вверх лестнице эскалатора. Встречная лестница, которая движется вниз, заполнена людьми. Алька с напряжением вглядывается в их лица. Ему надо отыскать девочку с зелеными глазами и услышать, как она смеется. Он знает, что она обязательно его спросит:
- Ты не ушибся? Тебе больно, Алька?
И он ей ответит:
Нет, нисколечко не больно. Я нашел тебя, Ива.

От автора.

Я знаю, что изредка, очень редко, Алька пишет стихи. Вот одно из них, как-то написанное им в трамвае, по пути на работу, морозным декабрьским утром.

Трамвайный мираж

Вошла в трамвай, насквозь промерзший,
Тихонько встала у окна,
Согрев дыханием ладошки,
Вздохнула: - Где же ты, весна?

Заиндевелые ресницы,
Серьезный взгляд зелёных глаз.
Я знаю, снова мне приснится
Тот сон, что видел я не раз.

Мелькнет в метро лучом улыбка,
Погаснет в карусели лиц.
Рванусь на свет в надежде зыбкой,
Ударит память вспышкой блиц.

В кулечке ранняя черешня,
Сирени южной  аромат.
Гуляют парочки неспешно,
Зелёных глаз смешливый взгляд.

На лбу растрепанная прядка,
По пояс русая коса.
Чуть строгий голос (для порядка),
В глазах лучистых бирюза.

Наотмашь бьёт с немым укором
Ночами память невпопад:
Что сменит лето очень скоро
В осеннем вальсе листопад.

В то лето больше не вернуться...
И лишь во сне в который раз
Могу руки твоей коснуться
Под волшебством зеленых глаз.

- Мужчина, Ваша остановка.
- Спасибо. Видно, задремал.
С улыбкой я кивну неловко...
Трамвай ушел. Мираж


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
(рецензия на произведение "Девочка с зелёными глазами". Автор Пермяк).


Интересно, сколько нужно писателю для того, чтобы в рассказе уместилось описание целой жизни? Две страницы? Пять? Десять? Или не хватит даже десяти?
Каждый ответит на этот вопрос по-разному. Рассказ «Девочка с зелёными глазами» невелик по объёму, но в то же время объёмен по содержанию.
«Объём», «содержание», «цель» …  Иногда эти пункты и подпункты, по которым пишется рецензия, очень утомляют. Хочется забросить их куда-нибудь в дальний угол и написать безо всякого следования правилам и нормам. Написать так, как подсказывает сердце, без каких-либо законов и канонов.
Чему там ещё полагается следовать, когда пишешь рецензию? Правилам? Отступлю-ка, пожалуй, сегодня от всех этих правил. Речь ведь идёт о любви. Какие тут могут быть правила?..

Я бы, наверное, была не до конца честной, если бы назвала этот рассказ «необычным» или «исключительным». Ничего необычного и исключительного в нём нет. Никаких философских размышлений о любви. Вот то, что история читается очень легко – это правда. Впрочем, истории о любви такими и должны быть. Автору – и в этом, несомненно, есть его заслуга – удаётся сделать так, что всё, что предстаёт перед читательскими глазами – воспринимается с лёгкостью и написано очень хорошим и доступным языком.
Рассказ начинается с того, что в купе входит мужчина и представляется: «Алька». Не Альберт, ни даже просто Алик, а именно Алька. Абзацем раньше читателю удаётся увидеть главного героя словно воочию: это уже немолодой мужчина, с седыми волосами, на носу которого примостились очки. Возраст героя если не почтенный, то в любом случае указывающий на то, что бóльшая часть жизни уже позади. Однако то, как он назвал себя при знакомстве, даёт возможность предположить, что в нём ещё не угас интерес к жизни. Судя по всему, этот человек не только подтянут физически – вроде бы мелочь, но мы видим, что с лёгкостью, не свойственной для его возраста, он запрыгивает (не забирается, кряхтя и вздыхая, а именно запрыгивает) на верхнюю полку.
Каким-то, ему одному известным способом, автор с первых строк убеждает читателей, что шестидесятилетний мужчина молод душой. Явно на заказе чая в красивых ажурных (замечательное сравнение!) подстаканниках дело не закончится. Что-то будет дальше, но вот что?

А дальше главный герой – на протяжении всего рассказа он так и будет Алькой – лёжа на верхней полке в купе, предаётся воспоминаниям. Они всплывают из того периода детства, когда мальчишки и девчонки переходят в подростковый возраст. А что, как ни самая первая, родившаяся в юном сердце любовь, сильнее всего будоражит воображение и мысли?
Впрочем, в тот период жизни для Альки многое было впервые. Первый раз он уехал из дома, первый раз попал из тесной квартиры в шикарный санаторий, первый раз увидел море.
Словно мимоходом, не делая акцента на бытовых подробностях, автор рассказывает, где и как живёт Алька. Как мама – видно, не от хорошей жизни – «выбивает» однокомнатную квартиру, делая упор на слабое здоровье сына. Параллель проведена очень удачно: Алька называет корпус, в котором ему довелось жить всю смену, ярким словом «дворец», и сразу становится понятно, что жизнь не баловала этого мальчика.
Уже став взрослым, Алька остаётся верным своей привычке: уметь замечать и сравнивать. Этому нехитрому занятию научил его отец. Автор не знакомит читателей с отцом мальчика, но, тем не менее, только одна-единственная фраза «Отец приучил сызмальства» моментально располагает к этому человеку.  Тот, кто учит ребёнка видеть прекрасное, плохим не может быть по определению.
То, чему отец научил сына с раннего детства, остаётся в душе Альки на всю жизнь. Он не просто вспоминает о том времени, когда, очарованный плеском накатывающих волн, сидел на берегу и любовался ими. Как рассказывает автор, Алька любил вспоминать уральскую тайгу. Но это были не простые воспоминания: Алька то и дело сравнивал покачивающиеся верхушки сосен с морскими волнами. Выходит, школа отца не прошла даром!

А потом… Потом идёт повествование о первой любви. И даже не столько любви, сколько влюбленности. Вроде бы ничего нового в строчках мы не улавливаем. Первая любовь, ещё полудетски-наивная, чистая и невинная, невидимо проникает со строк в сердца читателям. Чувство лёгкой влюблённости постоянно подогревается то голосом, который постоянно слышен где-то рядом, то взглядом больших зелёных глаз, то смехом девочки, которая так понравилась Альке.
И от этого становится светло на душе, и под конец рассказа уже хочется, чтобы повзрослевший и проживший длинную жизнь Алька нашёл ту, кого искал так долго. Чтобы она всё-таки ответила на сообщение в интернете.
Автор очень располагает к себе читателей тем, что просто рассказывает о чувствах тринадцатилетнего подростка, совершенно не пытаясь дать при этом свою оценку. В самом деле, было бы не очень деликатно – влезать в чужую жизнь с нравоучениями и навязыванием собственного мнения. Просто рассказать о ней – другое дело.
Хотелось бы отметить, что автор очень тактичен. Несмотря на то, что его главный герой является, возможно, лицом вымышленным, в повествовании ни разу не делается попытки хоть как-то дать оценку – правильно ли поступает Алька или нет. Это отдаётся на суд читателям.

Что касается лексики – в её употреблении автор достаточно избирателен. Вот мы видим Альку ещё совсем мальчиком. Смех Ивы именно чудесный, а никакой-нибудь ещё. Именно таким может показаться смех девочки, от которой ни на минуту не хочется уходить.
На вопрос, не ушибся ли он, Алька, не желая показать свою слабость, тут же отвечает: «Нисколечко!» Не обычное «нет», не нетерпеливое «да нет же» или что-то в этом роде. Именно нисколечко – слово, которое характерно для детской речи.
Читая описание Ивы, мы словно видим автора среди мальчишек: ведь именно им так приятно слышать звонкий голос симпатичной девочки. А если их при этом ещё и дружески целуют – тут они готовы проиграть не один теннисный турнир. Впрочем, Ива действительно хорошо владеет ракеткой. Поэтому обиды отпадают сами по себе.
Неологизм – «клавотыкал». Ну, очень уместен. Если бы это слово появилось лет двадцать назад, вряд ли кто-то бы понял, о чём идёт речь. А сегодняшний читатель сразу представит себе человека, который рассеянно нажимает на клавиши клавиатуры («клавы», как её принято называть). Он именно тычет, потому что мыслями находится далеко от компьютера.

Как не хочется писать об ошибках, когда читаешь подобные рассказы. По счастью, их немного.
Имена числительные… Вроде бы такие простые и одновременно такие сложные. О них «спотыкаются» достаточно часто. Как бы ни хотелось выразить слово с помощью цифр, лучше этого не делать. В художественном тексте, конечно, иногда допускается писать имена числительные цифрами, но только тогда, когда мы говорим о датах. Нет, можно, конечно написать: «В одна тысяча девятьсот девяносто девятом году». Но уж очень хлопотно. Хлопотно и длинно. Да и зачем, если правила разрешают написать просто: в 1999 году. То же самое происходит тогда, когда обозначается век. Римские цифры в этом случае – лучшие наши помощники. В XX веке. И всё!
А вот если речь идёт о возрасте, цифры будут неуместны. «На вид ему было шестьдесят с «хвостиком» лет». У возраста не может быть хвоста, поэтому «хвост» смело берём в кавычки. Слово «лет» в данном предложении лучше опустить. Зачем перегружать предложение? И так понятно, что речь идёт о возрасте.
То же самое, когда говорится о юбилее, на который ехал Алька. Он ехал не «60-летний юбилей», а на «шестидесятилетие своей сестры».

На основании вышеизложенного…- эх, ну никак не удаётся обойти стандартные фразы.


Итак, на основании вышеизложенного считаю, что рассказ «Девочка с зелёными глазами» заслуживает высокой оценки.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=107285




 



Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 27.07.2021
     21:00 02.08.2021 (1)
Интересно написано. Мне понравилось. Вот только стихотворение вместить в середину рассказ?
А то получается два произведения.
     21:07 02.08.2021
Спасибо за отзыв. Нельзя стих в середину. Стих это как бы продолжение (окончание?) воспоминаний о подростковой влюбленности ЛГ.
Насчет двух произведений. Вы правы. Сперва был написан стих. И потом уже по его мотивам написан рассказик.
     16:27 30.07.2021 (1)
Жизнь диктует свои правила,
Ошибки совершая, платим по счетам.
     16:55 30.07.2021 (1)
1
Жизнь не знает сослагательного наклонения. 
     17:57 30.07.2021
Жизнь не знает, но человек должен понимать.
Каждый живёт по своему разумению.
Недостаточно воспитательного процесса.
     16:25 30.07.2021 (1)
Романтично, тепло написано. Респект!
     16:48 30.07.2021
О детстве и юности нельзя по-другому. Только с теплом. Спасибо Вам за отзыв.
     10:30 30.07.2021 (1)
Еще раз перечитала, отличная работа., такая душевная, ностальгичная
     10:58 30.07.2021 (1)
1
Рад, что "зацепило")
     11:04 30.07.2021 (1)
Приветствую вас
     11:05 30.07.2021 (1)
1
Здрасьте!)))
     11:06 30.07.2021
     08:02 30.07.2021 (1)
Воспоминания чудным образом улеглись в строчки! Отлично получилось!
     08:14 30.07.2021
Спасибо Вам, Любовь, за добрый отзыв о Девочке с зелеными глазами. С благодарностью, Пермяк.
     17:56 27.07.2021 (1)
Очень душевный рассказ! Спасибо,читается так легко и интересно!
     15:24 29.07.2021
1
Спасибо Вам, Якутянка, за отзыв!
     12:46 27.07.2021 (1)
Понравилась мне Ваша работа!
     14:23 27.07.2021
Спасибо, Надя!
     22:46 26.07.2021 (1)
1
Замечательно!
     07:17 27.07.2021
Спасибо!
Гость      21:47 12.07.2021
Мы все ловим лучик, а он ускользает. У каждого он свой и может быть даже не лучик, а взгляд или слово - память хранит его до конца.
Действительно, читаешь и видишь... и вспоминаешь, и думаешь про своё.
     14:04 14.09.2020 (1)
2
Проникновенно написано...

     15:21 14.09.2020 (1)
1
не писал раньше прозу... первый опыт... Спасибо, Иванка!
     13:00 16.09.2020 (1)
Молодец! Хорошо написал, душевно.
     13:12 16.09.2020
1
Спасибо за поддержку!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама