Произведение «Читал ли Иисус из Назарета китайскую Книгу Перемен?» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 576 +3
Дата:

Читал ли Иисус из Назарета китайскую Книгу Перемен?

  Мне на днях исполнится 73 года, то есть это лунная фаза с хвостиком, с числом Пи, когда автомобиль после езды пригоняют на стоянку. В Коране завершение лунных фаз тоже называется стоянками. Да и четыре солнцестояния  утверждают незыблемость этого слова. У иудеев суббота — священная стоянка, когда запрещаются повседневные работы. Да и Библия трубит, не уставая: встань, восстань, встаньте! Ведь покой — главное в движении(Дао-дэ цзин, параграф 26). (Но всё-таки лежать и встать, хоть и рядышком, но разные понятия). И я на вершине семидесятилетия, наверху семёрки, семерти, кажется, имею право выдохнуть из себя будни…
  За свою жизнь я насчитал много перемен, даже болезненно-брутальных. Хоть я и книжник, но пытаюсь осмыслить перемены, в том числе в ареале самопознания.
В православии считается, если прожил свой век, присуждается тебе ад или рай. Вообще-то я тоже юродивый и тривиальный человек, и поэт как будто специально написал для меня:

Изучай природу неудач,
И прозреешь, если ты незряч,
И озлеешь, если ты не зол,
Обрастёшь шерстями, если гол.

Постигай архитектуру зла,
И зубастым станешь, как пила,
Изучай фармакопею бед,
Атлас поражений и побед.

Не решай задачи про купца,
А решай задачу про глупца,
Про того, кто хочет в дважды два
Втиснуть все законы естества.
(Давид Самойлов, Наука)

Но православные всё-таки слишком упрощают и дебилизируют жизнь.
На книжной полке у меня с давних пор стоит китайская классическая Книга Перемен ИЦЗИН в переводе Ю.К. Шуцкого, но долгое время она мне была не по зубам да и теперь не по зубам. Она и на родине  слишком мудрёная, используется лишь для гадания. Где тот феомант, чтобы разложил по полочкам времена, как часы на циферблате!? Я тоже не пророк, к тому же к концу жизни у меня поутихла жажда путешествий и странствий, в том числе и в мир знаний. Я пресытился знанием о прошедшей своей жизни, а если её всё же мало, вот она, банальная периодика солнечного круговорота!..  Китайская книга — точно такой же круговорот, только на другом языке, в чуждой традиции, в странных, казалось бы, условностях и символах, но всё то же самое: по собственным следам, по собственным слезам...
  Якобы прародитель Книги Перемен - китайский император Фу Си, живший чуть ли не пять тысяч лет назад. Видимо, он задумывался о смысле жизни и обратил внимание на мистические знаки на панцире черепахи, выплывшей на берег из реки Хуанхэ. Природой там были выгравированы сплошными (янскими) и прерывистыми (иньскими) линиями восемь триграмм. Императору открылась в этих знаках закодированная система мироздания. Триграммам были даны названия: творчество, разрешение, сцепление, возбуждение, утончение, погружение, пребывание, исполнение. Конечно, к ним можно присовокупить сонмы синонимов. Восьми триграммам соответствуют пять первоэлементов, символов китайской философии с энергетическими вибрациями: металл, земля, дерево, вода, огонь. Из-за несимметричного соответствия все первоэлементы, кроме огня, соответствуют сразу двум триграммам, причем восьмой триграмме соответствуют сразу два первоэлемента: вода и металл. Удивляться тут не стоит, ведь мужчины и женщины рождаются вроде бы симметрично, но на всех парности  не хватает, а кто-то сочетается даже несколько раз. Отношения порождения и разрушения между первоэлементами выглядят вполне правдоподобно: огонь порождает землю, но разрушает металл; земля порождает металл, но разрушает воду; металл порождает воду, но разрушает дерево; вода порождает дерево, но гасит огонь; дерево порождает огонь, но разрушает землю. Для подтверждения последнего тезиса я даже приведу цитату из Корана: ОН (Аллах) — ТОТ, КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ВАМ ИЗ ЗЕЛЁНОГО ДЕРЕВА ОГОНЬ, И ВОТ — ВЫ ОТ НЕГО ЗАЖИГАЕТЕ(Коран 36:80). Однако, эта схема не учитывает целый ряд важных аспектов взаимодействия первоэлементов и поэтому должна быть приумножена. Следующая схема  дополнена отношениями истощения. Она позволяет взглянуть на ситуацию шире: как известно, всё переходит в свою противоположность, а для этого требуется  истощить, доканать, вампирировать, энтропировать обстановку. Получается, что огонь истощает дерево, дерево истощает воду, вода истощает металл, металл истощает землю, земля истощает огонь. Здесь я бы тоже оживил эти хищные тусовки оптимистической цитатой из «Сокровищницы тайн» Низами: «Дичью быть для возвышенных, значит возвышенным быть».
  Однако, дополненная схема не полностью учитывает реальность.  К примеру, вода разрушает огонь, а огонь как будто  не оказывает вибраций на воду. В действительности огонь преобразует воду в пар.  Всё влияет на всё, это очевидно. Поэтому добавляется схема поглощения, которая работает при условии явного преобладания одного элемента над другим.  Земля поглощает дерево, если оно ослабеет, превращаясь в землю. Растущий лес может поглотить микроэлементы металла, вышедшие на поверхность из недр.  Металл в близости от огня преобразовывает огонь в тепло.  Огонь может испарить воду, если её немного, и пламя преобладает. Когда воды много, эта стихия размоет и поглотит землю. В третий раз эти перемены подчеркну цитатой, но уже из Дао Дэ Цзин: ОДНИ СУЩЕСТВА ИДУТ, ДРУГИЕ СЛЕДУЮТ ЗА НИМИ; ОДНИ РАСЦВЕТАЮТ, ДРУГИЕ ЗАСЫХАЮТ; ОДНИ УКРЕПЛЯЮТСЯ, ДРУГИЕ СЛАБЕЮТ; ОДНИ СОЗДАЮТСЯ, ДРУГИЕ РАЗРУШАЮТСЯ. ПОЭТОМУ СОВЕРШЕННОМУДРЫЙ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ИЗЛИШЕСТВ, УСТРАНЯЕТ РОСКОШЬ И РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ(параграф 29)
  Каждая триграмма имеет своё свойство: крепость, самоотдача, подвижность, опасность, незыблемость, проникновенность, ясность, радостность. А ещё и образ есть, то есть подобие, соответствие: небо, земля, гром, вода, гора, ветер(дерево), огонь, водоём.
  Восемь триграмм расположили одна над другой, и получились (8 х 8 = 64)  гексаграммы, состоящие из шести чёрточек. Расположенные по кругу — это и есть 64 перемены жизни, составляющие цикл и дальнейшую периодику. У гексаграмм тоже есть наименования и, фантазируя, им можно приклеить множество синонимов, но вибрация гексаграммы первична, а ее название отражает лишь определенную грань этой вибрации.
Гексаграмма, как живой организм,  имеет члены, которые исчисляются снизу, например, в теле животного: 1. хвост 2. задние ноги 3. задняя часть туловища 4. передняя часть туловища 5. передние ноги 6. голова.  Если это человеческое тело, чёрточки гексаграммы распределяются соответственно: 1. ступни 2. голени 3. бёдра 4. туловище 5. плечи 6. голова. Если это социальная лестница, гексаграмма выглядит так: 1.простолюдин 2. служилый 3. вельможа 4. придворный 5. царь 6. совершенный человек, пророк, перед которым даже царь удивлённо разевает рот. В гексаграмме можно расположить  ближних и дальних родственников,  стороны света и чего только не можно. Нижняя триграмма характеризует будущее, растущее и выражает внутренний глубинный слой. Верхняя триграмма показывает прошлое, уходящее время и выражает внешний поверхностный слой.  Таким образом, в каждой гексаграмме заключен целый мир, включающий сложные, неоднозначные и противоречивые отношения.
Невозможно выразить в нескольких словах весь этот комплекс взаимоотношений. Если астрологи на фоне взаимоотношений зодиаков могут натарабанить целые повести прогнозов, то посредством книги перемен можно нафантазировать романы гадательств. Но зачем, когда есть нечто привычное и простенькое, как весна, лето, осень и зима? Или фазы луны. Или возрастные особенности. Вот, допустим, античный взгляд на жизнь человека в соответствии с лунным календарём:

Маленький мальчик, еще неразумный и слабый, теряет,
Чуть ему минет семь лет, первые зубы свои;
Если же бог доведет до конца седмицу вторую,
Отрок являет уже признаки зрелости нам.
В третью у юноши быстро завьется, при росте всех членов,
Нежный пушок бороды, кожи меняется цвет.
Всякий в седмице четвертой уже достигает расцвета
Силы телесной, и в ней доблести явствует знак.
В пятую — время подумать о браке желанном мужчине,
Чтобы свой род продолжать в ряде цветущих детей.
Ум человека в шестую седмицу вполне созревает
И не стремится уже к неисполнимым делам.
Разум и речь в семь седмиц уже в полном бывают расцвете,
Также и в восемь — расцвет длится четырнадцать лет.
Мощен еще человек и в девятой, однако слабеют
Для веледоблестных дел слово и разум его.
Если ж десятое бог доведет до конца семилетье,
Ранним не будет тогда смертный конец для людей.
(Солон, Седмицы человеческой жизни, перевод В. Латышева)


  Семьдесят, а при большей крепости, восемьдесят лет определено в жизни человеку(Псалтирь 89:10). Семёрка — вообще жизненная мера, заканчивающая предел и открывающая новый, то есть семёрка — одновременно единица, краеугольный камень, олицетворяющий старое и новое, смерть и рождение, богатство и скудость и т. д. Стоит только закарабкаться в эту жизненную верхотуру, в седьмой десяток, склероз заставляет тебя постепенно забыть всякое знание: СРЕДИ ВАС  ЕСТЬ ТОТ, КТО УПОКОЯЕТСЯ, И СРЕДИ ВАС ЕСТЬ ТОТ, КТО ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ЖАЛЧАЙШЕЙ ЖИЗНИ, ЧТОБЫ НЕ ЗНАТЬ ПОСЛЕ ЗНАНИЯ НИЧЕГО(Коран 22:5). Почему запрещено было евреям собирать небесную манну по седьмым дням? - она червивела и смрадила, ведь семёрка — конец цикла, смерть. Как сохранить кармический багаж нажитого, чтобы он не терялся, не разделялся, не расточался, а пребывал в кулаке, в горсти?  Вот она, формула: СЕ, ОСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ДОМ ВАШ ПУСТ. СКАЗЫВАЮ ЖЕ ВАМ, ЧТО ВЫ НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ, ПОКА НЕ ПРИДЕТ ВРЕМЯ, КОГДА СКАЖЕТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ
ГОСПОДНЕ!(Лука 13:35). Надо стать господином этого благословенного дня, а значит богатеть в Бога, а не для собственной корысти и стяжательства. КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30). Собирание небесной манны в пустыне — это фактически научение посту, без которого невозможно стать совершенным, ну хотя бы пророком. Когда ты собираешь для себя, даже постясь — это пост для распрей, для того чтобы дерзкою рукою бить других, выкомаривая для себя славу глаголящего истину(Исайя 58:3-4). Когда же собираешь небесную манну для Бога, который называется Благим, ты её реализуешь для правды: чтобы разбить оковы и развязать ярмо угнетённого, также твоё воздержание в еде и излишестве насытит голодного и скитающемуся даст возможность обрести очаг(Исайя 58:6-8). Апостол Павел, ссылаясь на собирание небесной манны при Исходе, посвящает подопечных коринфян в тайны поста(2 коринфянам 8:10-15). Современные переводчики богодухновенный текст синодального издания перелопатили в толкование о сборе денежной маржи, как будто сребролюбие — отрада Христова учения.  ИБО ВЫ ЗНАЕТЕ БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ЧТО ОН, БУДУЧИ БОГАТ, ОБНИЩАЛ РАДИ ВАС, ДАБЫ ВЫ ОБОГАТИЛИСЬ ЕГО НИЩЕТОЮ(2 коринфянам 8:9). Разве  Христос был хищным до денег олигархом? Нет, апостол здесь говорит об обмене центростремительной и центробежной духовной энергии. Павел и сам доводил себя до состояния безропотной жертвы, чтобы дать своим подшефным любимцам фору:  ВЫ УЖЕ ПРЕСЫТИЛИСЬ, ВЫ УЖЕ ОБОГАТИЛИСЬ, ВЫ СТАЛИ ЦАРСТВОВАТЬ БЕЗ НАС. О, ЕСЛИ БЫ ВЫ [И В САМОМ ДЕЛЕ] ЦАРСТВОВАЛИ, ЧТОБЫ И НАМ С ВАМИ ЦАРСТВОВАТЬ!  ИБО Я ДУМАЮ, ЧТО НАМ, ПОСЛЕДНИМ ПОСЛАННИКАМ, БОГ СУДИЛ БЫТЬ КАК БЫ ПРИГОВОРЕННЫМИ К СМЕРТИ, ПОТОМУ ЧТО МЫ СДЕЛАЛИСЬ

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама