"Кньязь", его дружина, и...
Князь Кокинадзе собирается на войну. Проверив вооружение, амуницию, запасы воды и пропитания своего войска, он вдруг хлопнул себя по лбу..: Э-эй, чуть сапсэм нэ забыл!.. - и приказал привести к себе лучшего кузнеца Грузии дедушку Вано…
- Дедушка, - ласково обратился к нему князь, - иду на войну, - остается маладая кньягинья Галинэ, ты же знаешь эти жэнщтины, они всэгда смотрят, гдэ мужчина стаит, чтоб провэрить. чего он стоит. А эты провэрки-манэрки, ты знаэшь как проходят... Сделай для нево, пожалуста, пояс верности. Два дня тебе сроку! - перешел князь на строгий тон, - Два! – показал он на пальцах.
Через два дня князь приходит в кузнецу: - Что, дедушка Вано, ты випалнил маю приказанию?
Дедушка Вано, молча достает с полки, какой-то предмет, обернутый в роскошную шелковую ткань, не спеша разворачивает ее, и перед князем… – (О, Боже! Какая красота! - в восторге зацокал он языком) - пояс верности для княгини! Он был выполнен очень красиво! Мифологические фигуры Богов; воин на коне убивающий дракона; мужчина сидящий на камне и задумчиво смотрящий, куда-то вдаль... – Придя в себя, от этого произведения исскуства, князь заметил, что пояс имеет один существенный недостаток – был большой и ничем не защищенный вход в этот пояс.
- Дедушка, Вано, что ты сдэлал?! Етат пояс замэчатэлно смотрэлся бы в моем музээ; Болше он ни на что не годитца! В этот отверстия, дедушка, войдет даже черенок от лапаты!
Кузнец, ни слова ни говоря, берет стоящую в углу лопату, погружает ее черенком в полость пояса, и… - два острых, как бритва ножа моментально перерезают этот черенок пополам. Пополам и вдребезги!..
Князь, щедро наградив кузнеца, строит свою личную дружину. Конь его боевой, пляшет под ним выбивая из брусчатки снопы искр и звуки подобные грому.
- Дружина-а! - Громко и сурово прокричал князь. -Ухажу на вайну – астается маладая кньягинья Галинэ! Смотрите, - что б ни один волос не упал с его головы!..
- Всё силы - для Вас! Маладой, наш, славный кньязь! – дружно рявкнула дружина... Ура! Ура! Ура!
Кньязь три года воевал; победоносно закончил войну; возвращается в родной замок, где его уже ожидает в парадном строю - его личная дружина! Звучат фанфары, гремят барабаны! Народ размахивает флагами, а из окна одной из башен замка ему приветственно машет платочком его ненаглядная княгиня Галинэ!
- Здравствуйте, дружинники! - весело и лихо рявкнул князь-прбедитель.
- Здравствуй, кньязь! – дружно, но совсем не весело; совсем не лихо, и ставшими, отчего-то тонким голосами, - ответили ему доблестные воины.
- Рэбьята, снимайте бруки!
Дружина, медленно, нехотя, и, как-то виновато опустив головы, спускает их вниз…
Перед князем - " роскошная" картина, достойная такой же роскошной рамки!.. - Девяносто девять человек его дружинников, – стоит без своего основного мужского вооружения!.. И лишь сотый стоит; и все у него на месте, и все непринужденно крутится, где-то в районе колена.
Князь протянул к нему руки: - Джигит, проси, что хочешь! Проси, нэ стиснайса! Брат будешь, кунак будешь, с золотом будешь…
Но воин, виновато опустив голову, угрюмо молчит.
- Кацо! Бра-ат! Гогоберидзе!.. – еще раз окликнул его князь.
- Нэ скажэт, он тьебе тэпэрь, уже ны-че-го, - пропищал ему, кто-то из его могучих воинов, - нэт язык у нэво! А какой был рассказчик!.. - Вах, вах, вах! Отчэнь краснорэчивый!..
“Кньязь”, заиграл желваками; грозно сдвинул к переносице брови; оглянулся на “кньягиню" Галинэ. Она весело, призывно и лукаво улыбалась ему с башни.
8 ноября. Минск.
|