Христианство возникло в первом веке н.э. в восточных провинциях Римской империи в среде евреев, но уже в первые десятилетия получило распространение и среди других этнических групп. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий — её исповедуют более четверти населения планеты. Оно занимает первое место в мире и по географической распространённости. Почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Христианство — монотеистическая религия пророческого типа, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, имя которого в переводе с греческого означает «мессия» или «спаситель». Прижизненного изображения Иисуса Христа нет ни на холсте, ни на пергаменте, ни в камне. Но сохранилась так называемая Туринская плащаница — четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На этом полотне имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине Плащаницы — образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине — то же тело со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное, оно дано одним цветом: желтовато-коричневым разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Вся совокупность фактов, полученных при исследовании Плащаницы, не исключает, что на ней — подлинные отпечатки лика и тела Христа. Официальная церковь не признаёт Плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых.
Христианство — многогранная, многослойная, можно сказать — системная и чрезвычайно глубокая религия, постигать которую можно всю жизнь. Однако стержневых истин в христианстве не так уж много:
вера, что бог един, но имеет три «лика»: Отец, Сын и Святой Дух;
вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второго лица Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос, имеющий одновременно две природы: божественную и человеческую;
вера в божественную благодать — таинственную силу, посылаемую богом для освобождения человека от греха;
вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь;
вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной;
вера в то, что приход бога на Землю будет сопровождаться страшным судом, когда он будет судить живых и мертвых по их земным деяниям и направлять их в рай или ад.
Помимо этого христианам предписано избегать поступков, которые подталкивают человека к семи грехам, названных смертными: нетерпимость, гордыня, зависть, ненасытность, похоть, алчность и праздность. Прямой альтернативой этим грехам выступают семь христианских добродетелей: терпение, смирение, доброта, умеренность, целомудрие, щедрость и усердие. Эти грехи и добродетели не основываются на библейских текстах, они появились в текстах богословов позднее и имеют расхождение в различных направлениях христианства.
Квинтэссенцией христианского учения выступает представление о двойственной сущности человека. С одной стороны, в христианстве постулируется греховность природы человека, а с другой стороны, утверждается его высокая предназначенность, как существа, созданного по образу Божьему и призванного стать его подобием. Осознание грешности, памятование того, что человек — «раб земным страстям», предохраняет людей от духовной слепоты. Не пасть же низко, не скатиться в «омут» греховности и забвения ему помогает другой полюс: понимание своей богоизбранности — Творец поставил человека господином во Вселенной и подчинил ему все творение. Ради разрешения этой двойственности и, в конечном счете, спасения каждого человека в отдельности и всего человечества Бог воплотился в земное материальное тело в образе Иисуса Христа, который передал людям величайшие знания, показал пример беззаветного служения Всевышнему, принял мученическую смерть и воскрес.
Христианское признание существования Бога основывается не на чувственных восприятиях или рассудочных началах, не на научных доказательствах и опытах, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем духовное основание. Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к нему. Говоря современным научным языком, существование бога в христианстве, как, впрочем, и в других религиях, постулируется, а не обосновывается и в обоснованиях не нуждается.
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия по праву считается Книгой Книг. Она занимает первое место в мире по читаемости, по издаваемым тиражам и переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще говорить не приходится. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь повседневной жизни, а также в разговорный язык. Люди даже не замечают (а подчас и не подозревают) библеизмов, которыми насыщена их речь и которые давно превратились в поговорки:
Вавилонское столпотворение.
Власть тьмы.
В огонь и в воду.
Волки в овечьей шкуре.
Глас вопиющего в пустыне.
Да минует меня чаша сия.
Да не знает левая рука, что творит правая.
Земля обетованная.
Земля, текущая млеком и медом.
Змей-искуситель.
Имеющий уши да слышит.
Имя им — легион.
Ищите и обрящете.
Каинова печать.
Камень преткновения.
Книга за семью печатями.
Козел отпущения.
Колосс на глиняных ногах.
Кто не работает — тот не ест.
Манна небесная.
Не ведают, что творят.
Не мечите бисер перед свиньями.
Не оставить камня на камне.
Не от мира сего.
Не сотвори себе кумира.
Не хлебом единым.
Нет пророка в своем отечестве.
Ничего нового под солнцем.
Ничтоже сумняшеся.
Око за око, зуб за зуб.
Отряхнуть прах со своих ног.
Перековать мечи на орала.
Повиснуть между небом и землей.
Поднявший меч от меча и погибнет.
Поклоняться золотому тельцу.
По образу и подобию.
Посеешь ветер — пожнешь бурю.
Посыпать голову пеплом.
Соломонов суд.
Соль земли.
Строить дом на песке.
Терновый венец.
Тьма египетская.
Умывать руки.
Фиговый лист.
Фома неверующий.
Что сверх того, то от лукавого.
Хлеб наш насущный.
Хранить, словно зеницу ока.
Яко тать в нощи.
Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии и общий священный текст иудаизма и христианства. Завет — это не завещание мудрых, как думают некоторые. Завет — это договор, заключенный между Богом и человеком, и который рассматривается как обязательство, наложенное Богом на людей. В настоящее время существуют три канона Ветхого Завета, незначительно отличающиеся по составу и происхождению: иудейский, христианский и протестантский. В любом своем варианте Ветхий Завет — это кладезь мудрости и беспредельной глубины познания сущности человеческого бытия. Для подтверждения этого достаточно обратиться к небольшой по объему части Ветхого Завета, одному из ранних философских произведений о смысле жизни — «Книге Екклесиаста»:
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
- время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
- время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
- время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
- время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
- время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
- время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
- время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Еккл. 3.1-3.8
Мудр Екклесиаст, но сердцевину Ветхого Завета составляют десять заповедей, которые, согласно преданию, были даны самим Богом Моисею на горе Синай:
- Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Обстановка, в которой Бог дал Моисею эти заповеди, красочно описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания десяти заповедей. Что и было исполнено. С тех пор эти заповеди стали священными сначала для иудеев, а затем, через полторы тысячи лет, и для христиан.
Новый Завет составляет вторую часть Библии. Иисус Христос не оставил после себя никаких собственноручных сочинений; все сведения, приведенные в книгах Нового Завета, исходят от его первых последователей — апостолов и их учеников. Первые четыре книги называются Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна на. Их содержание составляет «благая весть» об Иисусе Христе — о его рождении, служении, выразившемся в проповеди и в сотворенных им чудесах, о его смерти и воскрешении. Деяния апостолов, пятая книга Нового Завета, представляет собой исторический рассказ о подвижничестве последователей Иисуса Христа, распространявших христианскую веру, и о росте и усилении древней христианской церкви. Последняя книга, завершающая Новый Завет (Откровение Иоанна Богослова), принадлежит к жанру апокалиптической литературы: она возвещает о грядущих событиях, которым предстоит совершиться на