«Кольцо с "Титаника"» | |
Ценная бандероль стоимостью в один доллар История 16 ч.33Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая
Все мечтают взглянуть на "Титаник"
"Все мечтают взглянуть на "Титаник". Даже морские чудовища"
(Лорен Таршис "Я выжил на тонущем "Титанике" 2010)
"Титаник" Кэмерона стал культовым событием в истории кинематографа. При бюджете в 200 млн. $ только за 1997 год набрал 1 843 201 268 $. Всего к 20-летнему юбилею выхода на экраны сумма превысила 2 млрд. $, а точнее 2 194 439 542 $.
Бюджет картины "Титаник" превышал стоимость строительства самого корабля - 130 000 000 $ в ценах 2012 года.
Современные спецэффекты, актёрская игра, пугающая реалистичность, подходящий саундтрек и монументальность замысла - то, почему оскароносный фильм "Титаник" покорил миллионы зрителей. Фильм, как и крушение "Титаника", до сих пор тема для дискуссий.
Так, например, по утверждению кинокритика Антона Долина, причина сногсшибательной популярности картины Кэмерона в том, что "крушение кинематографического „Титаника“ отчётливо выразило коллективный страх перед Апокалипсисом, так или иначе охвативший мир в преддверии смены тысячелетий.
"Конец света маловероятен. Но всегда остаётся надежда"
(Стивен Кинг)
Удивительно, что образы в фильме имеют реальных прототипов.
Например, Джозеф Доусон - 23-летний кочегар, погибший во время крушения лайнера "Титаник".(1) На протяжении 80 лет он был в числе безвестных жертв той катастрофы, пока в 1997 году в Голливуде Джеймс Кэмерон не снял фильм про гибель лайнера. По невероятному совпадению, одного из главных героев фильма зовут Джек Доусон. Персонаж в исполнении Леонардо Ди Каприо стал очень популярен, и когда стало известно о наличии на "Титанике" реального Джозефа Доусона. Его могила под номером 227 на кладбище Фейрвей в Галифаксе (Новая Шотландия, Канада) стала более посещаемой, чем расположенная там же могила неизвестного ребёнка, который лишь в 2008 году был идентифицирован по ДНК как 19-месячный Сидней Лесли Гудвин.
По словам Джеймса Кэмерона, он ничего не знал о существовании Джозефа Доусона и имя Джек Доусон, что называется, взял с потолка. Тем не менее есть факт, который немного связывает выдуманного Доусона с реальностью: в фильме Джек Доусон знакомится с ирландским пассажиром 3-го класса Томасом Райаном, который позже был застрелен офицером Уильямом Мёрдоком.
В свою очередь на реальном "Титанике" одного из стюардов 3-го класса звали Том Райан. Ему было 27 лет и он родился на Джерси и при поступлении на корабль в качестве домашнего адреса указал Саутгемптон, Альберт-Роуд, 87. Райан тоже погиб, но, в отличие от Джозефа, его тело если и было найдено, то в числе неопознанных до сих пор.
"Правда - это клей, который удерживает всё вместе"
(Стивен Кови)
Далеко не всех выживших пассажиров "Титаника" ждали дома. Один из японцев, которому посчастливилось остаться в живых, на родине подвёргся гонениям. Его обозвали трусом из-за того, что он не погиб вместе с 1500 других людей.
13 супружеских пар отправились на "Титанике" в свадебное путешествие. Для многих из них оно стало последним.
"У каждого путешествия есть своё тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления"
(Мартин Бубер)
Милвина Дин, последняя выжавшая пассажирка "Титаника", умерла 30 мая 2009 года в возрасте 97 лет. (2)
На момент трагедии ей было всего 2,5 месяца. Разумеется, она ничего не могла помнить о крушении.
"Память сохраняет только то, что вы сами даёте ей на сохранение"
(Дмитрий Писарев)
Вокруг самого крушения "Титаника" ходит огромное количество слухов и легенд. Какие-то из них соответствуют действительности. Другие - не более, чем выдумка, миф.
"Каждый миф, - как пишет канадская писательница Маргарет Этвуд, - есть одна из версий правды".(3)
"Титаник" начали строить весной 1909 года. Это был самый крупный в мире лайнер. Длина судна составляла чуть более 269 метров. Высота - 18,5 метров, ширина - 28 метров.
Спустя всего лишь 2 года судно было спущено на воду. Для такого корабля в тот период это были рекордные сроки. При торжественном событии присутствовало около 100 тысяч человек.
Однако после официального спуска на воду "Титаник" отбуксировали к достроечному причалу с целью проведения заключительных работ.
Вскоре "Титаник" был застрахован на рекордные для тех времен - 5 миллионов долларов. Полис должен был покрыть все расходы в случае полного или частичного повреждения судна. Случайно ли это?
"Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину"
(Зигмунд Фрейд)
3000 $ стоило место в I классе. Общая "стоимость" пассажиров, внесённых в список, достигала 250 млн. долларов. Даже не сосчитать, сколько это миллиардов на наши деньги...И примерно во столько же оценивался их багаж.
Стоимость самых дорогих кают на Титанике в переводе на современные реалии оценивается в 100 000 долларов.
Среди перевозимых вещей было много не просто ценностей, но и раритетов. Наибольший интерес представлял подлинник "Рубаи" Омара Хайяма, бронзовая древнегреческая статуя Артемиды и едва ли не ещё более древняя мумия египетской жрицы времен Аменхотепа IV.
Именно наличие на судне этой редкости позволило впоследствии выдвинуть как одну из версий гибели "Титаника" "проклятие фараонов". По мнению немецкого журнала "Der Spiegel", древняя жрица так отомстила за то, что был нарушен её покой: когда мумию извлекали из усыпальницы, у неё под головой была обнаружена табличка с изображением Осириса и надписью:
"Очнись от сна, и один взгляд твой восторжествует над любыми кознями против тебя".
Владелец ничего лучше не придумал, как поставить ящик со столь необычным грузом возле капитанского мостика.
Повлияло ли "проклятие фараонов" на "Титаник" или нет, вопрос спорный. Как бы там ни было, судьба капитана Смита, по понятным причинам, сложилась весьма плачевно. А уж была ли в этом виновата мумия, пусть каждый решает сам для себя. (4) Также как и версии о Суперлуне, северном сиянии и солнечном затмении.
Кто-то винит в этом миражи. Другие считают, что причиной крушения крупнейшего океанского лайнера своего времени "Титаник" могло стать возгорание в топливном хранилище.
Программист и климатолог Мила Зинькова из Сан-Франциско (Калифорния, США) выдвинула новую гипотезу о причинах гибели легендарного парохода "Титаник". По ее мнению, катастрофу могло спровоцировать полярное сияние.(5)
Исследователь гибели "Титаника", историк Тим Малтин скептически отнесся к новой гипотезе. Он говорит, "Мне понравилась статья Зиньковой, однако имеются и альтернативные объяснения событий, которые она приписывает солнечной буре", - говорит он. -
При этом Малтин соглашается с тем, что, вероятно, в ночь гибели "Титаника" произошла солнечная буря.
"Но я думаю, что это не было существенным фактором", - считает историк.
Интересно, что айсберг, с которым столкнулся Титаник, образовался в океане более 2-х тысяч лет назад. По мнению экспертов, столкновение с ним - это странное стечение обстоятельств.
У современных лайнеров шансы столкнуться с айсбергом гораздо выше, нежели у Титаника. При этом больше ни один из кораблей не затонул в результате столкновения с айсбергом.
"...у природы свои законы, не подвластные желаниям и воле людей. Она убивает с безразличием, свойственным любому дикому хищнику"
(Джеймс Роллинс)
После встречи с айсбергом, спустя несколько часов, "Титаник" разломился на 2 части и полностью затонул, унеся с собой жизни полутора тысяч человек. В основном это были пассажиры третьего класса. Всего на лайнере было свыше 2200 человек и 12 собак. Выжило только 3 животных и чуть более 700 людей.
"Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился"
(Грейс Хоппер)
Вину за трагедию, естественно, возложили на капитана Титаника, который погиб вместе с пассажирами и другими членами экипажа. Эксперты утверждали, что корабль затонул целиком. Крупных разломов на нём не было. Такой был первая официальная версия крушения судна.
Накануне сотой годовщины крупнейшей морской катастрофы в ней находят все новых виновных.
В книге "Кто потопил "Титаник"? Окончательный приговор", вышедшей накануне трагического юбилея, в гибели "Титаника" обвиняется Уинстон Черчилль. Но доказательств мало. Выводы и обвинения строятся в основном на умозаключениях и косвенных уликах, хотя и выглядят вполне правдоподобно. (6)
Известный репортер Роберт Стрейндж, ранее занимавшийся криминальными делами, а сейчас специализирующийся на журналистских расследованиях, три года занимался изучением британских и американских архивов.
"Самый великий британец, - считает он, - сыграл немалую роль в трагедии, произошедшей 15 апреля 1912 года в северной Атлантике".
Такой вывод Стрейндж сделал на том основании, что четырьмя годами ранее, в 1908 году, 33-летний Черчилль получил свой первый крупный пост в правительстве и возглавил министерство торговли, которое отвечало за морской флот. И, конечно, должен было следить за постройкой крупнейшего корабля того времени.
"Черчилль, однако, - утверждает Стрейндж, - отнёсся к исполнению своих обязанностей как куратора флота, спустя рукава. У него тогда нашлись более важные, в его понимании, дела - политические амбиции, уязвленная гордость, финансовые проблемы и ухаживание за будущей женой Клементиной".
Далее, Стрейдж уверяет, что Уинстон Черчилль не реагировал на неоднократно поступавшие к нему докладные записки о том, что нормы и правила безопасности на море, в частности в отношении спасательных средств, устарели и нуждаются в изменениях.
Роберт Стрейндж, продолжая обвинять Черчилля, пишет, что он поручил контроль над строительством "Титаника" Френсису Каррутерсу, плохо подготовленному инженеру, который не обратил внимание на слабость и ненадёжность стальных листов обшивки корпуса и крепивших их заклепок.
Ко времени спуска на воду "Титаника" Черчилль, добился своей цели - перевода в министерство внутренних дел и благодаря этому избежал внимания во время расследования причин трагедии.
Виновен ли Черчилль? Но айсберга на пути "Титаника" никто, разумеется, не ожидал. Тогда вина за крушение лежит на всех создателях корабля.
"Там, где виновны все или почти все, нет виновных"
(Ханна Арендт)
В 80-х годах XX века американский путешественник Гримм предпринял несколько попыток достичь "Титаника" - все они оказались неудачными. (7) Гримм в конце концов отказался от этой затеи.
А молодому океанологу Роберту Балларду и французскому океанографу Жану-Луи Мишелю повезло больше. В 1985 году они обнаружили "Титаник".
Части корабля лежали на глубине 3750 метров на океаническом дне. Тогда-то и выяснилось, что на самом деле "Титаник" разломился надвое.
Через несколько лет отдельные части корпуса удалось поднять на поверхность. Они были отправлены на анализ. В результате выяснилось, что при строительстве "Титаника" использовалась низкосортная сталь. Правда,
|