Произведение «22.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.58-61.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 250 +1
Дата:

22.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.58-61.

22.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.58-61.


58.Также, когда человек, подобно черепахе, легко вбирающей под панцирь все вместе свои конечности, также легко убирает чувства от объектов чувств, его совершенное знание утвердившееся.


КОММЕНТАРИЙ.
Следует хорошо понимать, что все стихи в Бхагавад-Гите имеют прочную взаимосвязь. Каждый стих есть следствие предыдущего и предшествует последующему. Научившийся видеть эту связь и так воспринимать Бхагавад-Гиту, почерпнет из нее более глубокие и прочные знания, нежели тот, кто будет рассматривать и изучать каждый стих обособленно, не видя связи со всем текстом, а потому не зная, что, воистину, хотел сказать в этом стихе Бог, какую мысль уточнить, какой вывод подтвердить. Поэтому, следует стремиться объять все здесь сказанное умом, привлечь память, старание, знание непосредственно санскрита, ибо только такой путь может позволить хотя бы пребывать в совершенных знаниях, дабы потом через духовную практику в них же и утвердиться. Но здесь следует и оговориться. Знание санскрита в современном мире современному человеку Бог не вменяет в обязанность, этот путь не входит в обязательный или в состав преданного служения. Это пожелание тому, кто имеет возможность и кому Бог дает желание изучать Бхагавад-Гиту, привлекая санскрит. Чтобы выйти на духовный план, достаточно изучать Новые Святые Писания в совокупности, стараться читать их постоянно и им следовать и заниматься преданным служением Богу Кришне, куда непременно входит поклонение Богу, аскетический и простой образ жизни, путь добродетели, контроля ума, желаний и чувств, видение за всем стоящего Бога, видение Бога в каждом, посвящение Богу плодов любой своей деятельности, непременно буддхи-йога как карма-йога, т.е. непременно надо работать и посвящать эту работу Богу, как и не претендовать на плоды своего труда, видя только Бога, распоряжающегося плодами труда каждого, как и своими.

В данном стихе Бог продолжает отвечать на вопросы Арджуны, и, по сути, этот ответ  будет длиться до конца всей второй главы. Здесь же Бог, отвечая на вопрос Арджуны о качествах тех, кто пребывает в совершенном знании, расширяет ответ, делая его более глубоким и объемлющим, обращая внимание Арджуны на то, что есть пути  еще более высокие, требующие проявления особых качеств, пути связанные с утверждением в совершенных знаниях. Утвердившиеся в совершенных знаниях считаются и утвердившимися разумом, называются мудрецами и могут проявлять высокодуховные качества, описанные в стихе 56. В стихе 57 Бог указывает на дверь, через которую можно приблизиться по качествам к таким мудрецам, дабы не пребывать в знаниях, но утвердиться в них. В стихе 58, т.е. в данном стихе Бог указывает еще на одни врата, которые также, несомненно, могут принести успех идущему, если он полностью сосредоточиться в этом направлении, задействуя все свои на данный момент духовные силы и возможности, будет постоянно практиковаться именно в этом направлении, ибо и этот путь уникален и попутно разовьет в так идущем и другие необходимые качества, сделав его подходящим для освобождения, ибо он так сможет достичь твердость разума, как и утверждения в совершенных знаниях, став на более высокую ступень, чем просто пребывание в совершенных знаниях, хотя и это непросто, поскольку согласно стиху 55 требует также не простых качеств.

Прежде, чем объяснить именно данный стих, следует дать некоторую схему  других стихов, завершающих эту главу, дабы читающий все же увидел их взаимосвязь и целесообразность.  В стихе 58 Бог рекомендует  так идущим отказаться от привлечения объектами чувственного наслаждения, причем в этом направлении достичь совершенства.  На эту тему, как пояснения, работает стих 59, 60, 61, 62. В этих стихах Бог подсказывает все подспудные вещи, которые могут возникнуть у так идущего, как и неожиданности, как и неприятности, также указывает и возможный успех в ст.61 опять же в плане утверждения совершенных знаний. Но, объясняя путь борьбы с объектами чувств, Бог также объясняет и то, что они могут порождать  в человеке, чему становиться причиной, предупреждает Арджуну, как и других, о неминуемых последствиях для любого, кто проигнорирует этот путь. На это объяснение направлены стихи 62-63. Но предупреждая об опасности в пути удовлетворения чувств, Бог  также обещает Свою Милость тому, кто справится с поставленной задачей и возьмет свои чувства, как и беспокойный ум, под контроль, ст.64. В стихе 65 Бог снова отвечает на вопрос Арджуны касательно тех, кто утвердился разумом, предлагая ему осознать, что человек, идущий путем отрешенности от объектов чувств, справившийся со всеми  непредвиденностями, обуздавший чувства, очень скоро утверждается разумом, проявив свои качества в этом направлении и достигает состояние без страданий. Т.е. в этом стихе Бог приближается к ответу Арджуне и на вопрос о тех, кто находится в состоянии самадхи.

Также в стихе 66 Бог показывает незыблемую взаимосвязь  в связующем процессе преданного служения, практики буддхи-йоги, утверждения разумом,  внутреннего мира и пребывания в благости и духовном счастье. Сам стержень этого процесса, буддхи-йога, дает собою абсолютно все, все качества, весь мир, внутреннее удовлетворение, независимость от страданий. В этой главе Богом приведены разные пути, указывающие, как утвердиться в совершенных знаниях, разное направление развития качеств, свои препятствия, свои последствия.

Но в стихах 67-69 Бог подводит значительный итог, сказанному ранее, начиная со стиха 58, связывая путь преодоления своих чувств только с совершенными духовными знаниями, которые одни необходимо должны утвердиться и дать человеку силу и направление духовного движения, без утверждения которых чувства не могут контролироваться умом, слабым и безвольным, подобным лодке на воде, которую ветер  может бросать из стороны в сторону; и именно благодаря утвердившимся знаниям человек становится истинным мудрецом, знающим и видящим там, где другие не видят, но там где другие видят, видящим многое сокрытое.


Стихи 70-72 есть, опять же, ответ Арджуне на вопрос относительно состояния сомопогружения, нирваны, мира в себе. Бог Указывает на невозможность этого состояния для того, кто идет на поводу своих желаний и Говорит о том, как благостно для йога уметь контролировать себя и в этом направлении и что здесь можно почерпнуть для себя. Теперь можно обратиться и к данному стиху, имея небольшое представление о том, как развивается Богом в дальнейшем эта тема и какое ей придается значение Всевышним.


Многие понятия Бог дает  в Святых Писаниях через сравнение, что упрощает их доступ к разному уровню сознания и понимания людей, делает высказывания более наглядными и доступными, в то время, как речь идет о вещах непростых, требующих духовной зрелости, сосредоточенности, религиозного направления мышления.
Сравнение  для лучшего уяснения присутствовало в ст.13, 14, 22, 46, 54 и в данном стихе этой главы. Этот прием объяснения встретится и далее, ибо он характерен для Святых Писаний для более полного восприятия достаточно сложных вещей. В этом стихе Бог показывает еще одну дверь для тех, кто готов идти по пути  утверждения в совершенных знаниях. Именно это качество, звучащее в этом стихе, Бог выделяет, как характерное, непременное, очень существенное, достаточное, чтобы начав именно отсюда, достичь успех в утверждении в совершенных знаниях, роль которых неоценима, ибо Сам Бог в этой главе делает на этом долгий акцент и не одним стихом убеждает в истинности этого направления идущего и начинающего свой духовный путь. Этот стих -  и наставление Бога, и само совершенное духовное знание. Его также необходимо взять за основу, сделать своим качеством, через духовную практику в нем утвердиться, чтобы духовный путь стал необратим, а разум приобрел стойкость и абсолютную твердость.

Таким образом, Бог обращает внимание Арджуны на приобретение очень важного качества, и еще ни один стих будет связан с этим напутствием Бога, позволяя посмотреть на путь контроля своих чувств с разных сторон, увидеть разные следствия и разные возможные непредвиденности, которые, как правило, существуют и в немалой степени препятствуют так идущему, иногда буквально отбрасывая назад в своем духовном становлении, заставляя начинать этот путь духовной практики по новому кругу, ибо требуют очень немалых внутренних сил и резервов, как и опыта, как и духовных знаний. Но, обретший это качество, воистину, может считаться и утвердившимся разумом, как и в совершенных знаниях. Именно это обещает Бог в данном стихе, ибо,  убирающий легко свои чувства от объектов чувственных наслаждений, достигший такого состояния, несомненно, уже вместил в это качество посредством своих духовных усилий все остальные качества, угодные Богу.


В этом стихе большая наглядность предлагается в связи с сравнением с действиями черепахи, мгновенно вбирающей под панцирь все вместе свои конечности. Можно себе представить и реакцию человека в этом сравнении на внешние объекты. Этот процесс происходит абсолютно естественно, в доли секунды, без каких-либо усилий, колебаний, сомнений. Без долгой практики йоги здесь не обойтись, как и не обойтись без сомнений, падений, разочарований, преодолений. Никому Бог не дает такую ступень в одночасье. И если в какой-то жизни это у человека получается сравнительно легко, то следует посмотреть на то, что причина кроется в практике прошлых воплощений. Это однозначно. На самом деле, в добавление к личным усилиям йога, уже идущего осознанно по пути духовного развития, следует знать, что Бог Сам неустанно ведет живые существа именно к этой вершине через многие и многие рождения, заставляя претерпевать, вовлекая в вынужденный аскетизм, через ограничения,  также отводит от наслаждений  путем чрезмерного и как бы неконтролируемого погружения в них до пресыщения. В любом случае, человек подготавливается к этому пути многими рождениями, что и помогает ему, уже сотрудничая с Богом, претерпевать, как и притуплять вкус, как и добровольно ограничивать себя или отказываться, так постепенно становясь на уровень, когда живое существо перестает столь сильно зависеть от тела и его потребностей, что в направленном духовном пути через буддхи-йогу проводится как норма, как закон, как естественное и безболезненное состояние, что есть независимость от материи.

Однако, первые шаги в любом случае в этом направлении всегда сложны. Человеку необходимо всегда внутреннее основание, внутренняя причина, внутренняя потребность или насильственное Управление им Богом через обстоятельства. Однако, когда человек начинает идти духовным путем, видит духовную цель, знает более глубинные причины и хотя бы соприкоснулся с совершенными знаниями, он начинает черпать в себе силы за пределами человеческих возможностей, ибо получает очень большую поддержку от Бога  и с разных сторон, ибо впервые начинает мыслить и устремляться поступать так, как, воистину, от него ждет Бог. Помощь Бога в духовном пути непереоценима. Этот процесс отказа от удовлетворения чувств за счет материальных объектов

Реклама
Реклама