42.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.29-33.
42.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.29-33.
29. Также другие в воздухе, идущем вниз (вдох), предлагают воздух, идущий наружу (замедленный выдох), и в воздухе, идущем наружу (выдох), предлагает воздух, идущий вниз (замедленный вдох). Некоторые, управляя движением воздуха, идущего наружу и воздуха, идущего вниз (замедленный вдох и выдох), достигают результат, вызванный остановкой дыхания. Другие, контролируя себя умом в процессе еды, предлагают, как жертву, воздух, выходящий наружу (замедленный выдох в процессе еды) в воздухе, выходящем наружу (т.е. вдох при этом произвольный).
КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих объясняет процесс жертвоприношения через функцию жизненного дыхания, упомянутого в ст. 27 гл.4. Суть исполнения такого жертвоприношения достаточно полно описана в самом стихе. Для исполнения такого жертвоприношения следует уединиться в безлюдном месте или в месте на данный период недоступном для других, куда не могут проникать лишние звуки и любые другие проявления внешних объектов материального мира. Ничто не должно тревожить взгляд, разум, другие чувства. Необходимо занять удобную позу лотоса, быть приспособленным к такой позе и погрузиться в себя и свои внутренние переживания, владея необходимыми духовными знаниями и навыками такого жертвоприношения и имея своей конечной целью достижение состояния отрешенности, посвящая сам процесс жертвоприношения тому, кому человек поклоняется (полубогу, духовному учителю, духам…), косвенно Верховной Божественной Личности, ибо Сам Бог Кришна такие жертвоприношения не принимает на Себя, ибо они носят материальный преимущественно характер.
Однако, надо знать, что желание, условия, склонности, и даже результаты даются непосредственно Самим Богом тому, кто в этом направлении проявляет настойчивость, как и старание, как и смирение, как и в итоге преследует духовную цель и по качествам достоин Милости Бога в поддержке.
Суть жертвоприношения заключается в том, что человек, исходя из Ведических знаний (новые Святые Писания такой путь духовных практик не проповедут), начинает внутри себя управлять воздушными потоками через процесс дыхания, тем самым достигая ощущения и осознания себя, как духовной сущности, не имеющей к телу и всему, что с ним связано, никакого отношения изначально (но на время материального бытия посредством иллюзорной энергии не отличающего себя от тела, ума и чувств). Углубление такого понимания в результате систематического жертвоприношения такого рода выводит человека на ступень глубокого осознания себя независимым от материального мира, что прямым и косвенным путем значительно ослабляет привязанности к нему и облегчает в дальнейшем, в реальной жизни путь отречения от материальных благ, материального общения, как и любой другой материальной зависимости (насколько позволяет Бог).
Чем же здесь человек жертвует? Несомненно, временем, духовными усилиями (ибо они здесь также имеют место) и самим процессом. Сосредоточившись в себе, йог произвольно вдыхает в себя воздух и следит, как воздушный поток входит в него (идет вниз). Далее, следует замедленный выдох (воздух идет вверх и выходит через ноздри). Этот момент и является жертвенным, ибо приостанавливается естественное дыхание процессом выдыхания, и это может приносить, как страдание на уровне тела, так и наслаждение на уровне духовного удовлетворения, которое измеряется временным отрезком воздержания.
Строго идущие в этом направлении йоги ограничивают себя в способах подобных жертвоприношений, не разнообразя свой путь управления дыханием чрезмерно, хотя знают все возможные здесь варианты. Другие йоги, напротив, произвольно выдыхая воздух, предлагают, как жертвоприношение замедленный вдох, опять же этим замедляя дыхание и испытывая, как страдание, так и наслаждение самим процессом, ибо Бог изнутри дает и поощряющие энергии, называемые духовным состоянием или трансом, подтверждающим изначальную независимость духовной сущности от материи, как таковой, что в дальнейшем становится стойкой убежденностью человека, признанием им себя духовной искрой, частицей Бога, и помогает Богу в дальнейшем (в новом рождении) повести его более совершенным путем.
Однако, есть и те йоги, которые идут обоими, выше указанными, путями жертвоприношения, практикуя в процессе дыхания одновременно как замедленный вдох, так и замедленный выдох с результатами, указанными в данном стихе.
Также в этой связи здесь приводится еще один вид жертвоприношений, связанный непосредственно с принятием пищи. Это жертвоприношение есть лишь свидетельство слабых качеств йога, устремляющегося к результату без разбора, ставящего целью быстрое достижение результата, как бы автоматически, соединяя материальные потребности человека с духовной целью, или, как говорится, все пуская в дело.
Суть такого жертвоприношения: при принятии пищи контролировать постоянно сам процесс жизненного дыхания, т.е. при произвольном вдохе замедлять выдох, тем самым замедляя весь процесс дыхания, и испытываемые при этом страдания предлагать, как жертву. Однако, и такое жертвоприношение дает свои духовные плоды, в свою меру совершенно и сосредотачивает человека достаточно часто на необходимости своего духовного становления, делая эту цель смыслом жизни и достигая ее пусть не лучшими путями, но в соответствии с возможностями и качествами йога на данный момент.
Сам Бог контролирует все эти виды жертвоприношений, дает возможность ими заинтересоваться и принять их на данный свой отрезок пути, и Сам Бог отводит в свое время каждого так идущего.
Такого рода жертвоприношения не очень распространены, однако, будучи рассчитанными на людей определенной ступени развития, считаются необходимым этапом многих в свое время, ибо учитывают особенности пути каждого, и являются той ступенью, которую не перешагнуть, но которая дает и обуславливает дальнейший подъем в плане духовного развития. Поэтому, они (жертвоприношения) хорошо объяснены в Ведах, являются частью совершенных духовных знаний, и каждый, даже достигший высоких результатов в связующем процессе, идущий более совершенными путями, непременно должен их знать, в своей мере здесь попрактиковаться и не считать этот путь вне Бога, как бы сам человек (практикующийся в этом жертвоприношении йог) его ни объяснял и какую бы цель себе ни ставил.
Также, не следует считать себя выше того, кто занят жертвоприношениями через управление в себе воздушными потоками, ибо желание дает Сам Бог и может на эту ступень поставить отвергающего или критикующего, или считающего себя сравнительно преуспевшим, а другого теряющим время зря. Т.е. зная общее положение дел, не следует на себя брать функции осуждающие, непримиримые, но положиться на Бога и Его План относительно любого. И при всем при том следует быть религиозно грамотным и знать, что желания исполнять такие жертвоприношения в человеке не рождаются по его личной инициативе, но даются и контролируются Богом, как и сам процесс жертвоприношения; Сам Бог также дает все внутренние мистические переживания, как и духовное удовлетворение, как и чувство достижения цели, как и чувство неудовлетворения, как и мыслительный обзор своих возможностей. Все есть работа энергий Бога, все заставляет мыслить строго в одном направлении, все дает и свои разочарования, и свои новые надежды, и свою усталость, и свои сомнения… Неведомыми человеку путями Бог подспудно дает то, что человек не ставил своей целью, к чему не стремился, что не считал сколько-нибудь необходимым… Очень часто цели Бога и цели так идущего человека расходятся, и Бог, питая мистические иллюзии человека, удерживая его в избранном жертвоприношении, уже за труды и старания его дает ему качества, которые и поведут правильно, помогут избрать лучший путь, используя здесь отвоеванные навыки и понимания.
Не должно быть секретом, что занятый описанными здесь жертвоприношениями идет путем пассивным, рассчитывающим на чудо, путем одногранным, ожидающим милость непонятно за что и от кого, в то время, как преданный Бога все свои качества и все двадцать четыре часа в сутки направляет на служение Богу через воистину жертвенный процесс и достигает состояние отрешенности в результате постоянной практики карма-йоги, бхакти-йоги, гйана-йоги, в результате постоянных претерпеваний, проходя через все возможные страдания и преграды, которые ему несет мир материальный. Такой человек ясно видит свою цель, жертвует все только Богу, Верховной Божественной Личности, живет в Боге, мыслит в Боге, ни на что не претендует, постоянно контролирует все свои чувства, ум, разум и желания, идет только чистыми путями, исполняя свои земные долги, не привязываясь к плодам и не ограничивая себя на своем духовном поприще ни в чем и тем находясь в постоянной связи с Богом, привлекая Бога своим старанием, твердостью ума, аскезами, как постоянными жертвоприношениями. Только жертвоприношение Самому Богу во всей полноте, а не следование цветочным обещанием Вед, сулящим мистические способности и награды, дают лучший духовный результат и открывает двери к совершенным духовным знаниям.
Жертвоприношение в его лучшем осознанном понимании должно быть таковым, чтобы человек через него шел по пути отрешения активно, задействуя во имя Бога все свои чувства, руководствуясь Словом Бога, опираясь на опыт лучших духовных учителей, достигших освобождение, практикуя карма-йогу, учась с Богом шаг за шагом ограничивать свои желания и потребности, сжигая чувства на огне ума и объекты чувств на огне чувств, а не наслаждаясь управлением в себе воздушными потоками и надеясь, что что-то из этого выйдет само по себе, по чьей-то милости, не углубляясь и не трудясь до пота. Однако, чтобы понять это, многие идут долгие и долгие годы путем этих мистических (иначе не назовешь) жертвоприношений и начинают понимать, что и состояние транса ничего не дает, как не дает и реального ощущения достижения цели. Но, как было сказано, идя, устремляясь к одному, человек Волею Бога достигает другое, т.е. те качества, которые и обусловят в следующей жизни или в одной из следующих жизней путь лучший, путь через совершенные духовные знания и совершенные жертвоприношения, что возможно только в пути преданного служения Богу Кришне.
Жертвоприношение без преданного служения Богу Кришне значительно слабей и никогда не выводит за пределы круговорота рождений. Этот путь даже не может обеспечить рождение на райских планетах или достижение мистических качеств. Это лишь средство, через которое человек заявляет Богу, что уже не может жить и развиваться, как раньше, что готов идти, направлять себя на духовные развивающие практики, но не знает толком, как и куда и нуждается в более четкой духовной помощи. И эту помощь начинает получать, но каждый – своими путями, ведущими человека, прежде всего, к осознанию более четкому, что ему нужно и дающему ему истинные указатели через Совершенные духовные знания, рассчитанные на его уровень.
Также следует знать, что и преданное служение Богу не может быть без
|