83.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ БОГА. СТИХ.1-11.
ТЕКСТ 1
шри-бхагаван увача
бхуйа эва маха-бахо
шрину ме парамам вачах
йат те 'хам прийаманайа
вакшйами хита-камйайа
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; бхуйах - вновь; эва - непременно; маха-бахо - о могучерукий; шрину - слушай же; ме - Мое; парамам - высшее; вачах - наставление; йат - которое; те - тебе; ахам - Я; прийаманайа - близкому другу; вакшйами - излагаю; хита-камйайа - желая тебе блага.
1.Шри-Бхагаван Сказал.
И вновь, о, Сильнорукий, непременно, выслушай Мои Высшие Наставления, которые Я, думающий о тебе, как о дорогом мне, говорю, желая тебе блага.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе следует обратить внимание на две вещи. То, что Бог желает дать Арджуне Свои Высшие Наставления вновь и видит в этом для него блага, что неотличимо в Боге от пользы. То, что Бог думает об Арджуне, как о дорогом Ему, следует опустить, ибо это личностные объяснения Бога, мотивирующие Арджуну внимать и работать с Богом, сотрудничать со Всевышним, имея в себе человеческую надежду на свою избранность, что также необходимо, но есть средство управления живым существом, есть Божественный механизм воздействия и поощрения.
Однако, никогда не следует забывать, что Бог равен ко всем, никого не отличает, не превозносит, ибо не может восхвалить человека за то, что ему дал Сам Лично, где Сам Лично вел и Сам обуславливал события и результаты. Разве можно искренне хвалить, скажем, ребенка за то, что у него появилась новая одежда? Однако, о каких же благах Говорит Бог?
Всегда, в любое время, в любом диалоге с Богом можно извлечь только Блага одного направления, блага, все в себя вмещающие, и преданное служение, и поклонение Всевышнему, и божественные качества, и внутренний мир, и духовное счастье и удовлетворение. Такими всегда желанными благами для людей, осознанно идущих к Богу, могут являться только ступени духовного совершенства. И все, что Бог Говорил до этого, и все, что еще будет сказано, разными путями, но открывает именно эти великие врата к Богу.
Но духовное развитие, помимо долгих духовных практик, требует всегда знание Бога, как Личности, знание Божественных качеств на том уровне, которое возможно в материальном мире, выход на контакт с этой Личностью, дабы начинать видеть Божественное присутствие в своей жизни и жизни других людей на каждом шагу.
Именно поэтому Бог приступает к дальнейшему пояснению Своих качеств, вновь и вновь, ибо они Неисчерпаемы, могут быть получены только из Рук Бога и через них утверждает Свое Присутствие везде, как и Могущество, как и практическое средство для памятования.
Однако, развитие человека, приближение его по качествам к божественным качествам, вхождение в Бога происходит в этом направлении постоянно, средствами незримыми и видимыми, осознанными и неосознанными, ибо материальное и духовное развитие живого существа не есть быстрое действо, но долгий практический путь от достаточно низких форм жизни и сред обитания до форм тела и уровней жизни человека и далее. Приближение к обещанному благу, к духовному совершенству встает перед человеком и через многие материальные посулы, где, трудясь в одном, живое существо наращивает другое, именно то, что и в свое время поможет Богу привлечь его к осознанному пути духовного развития, имея перед собою целью только Бога.
Вообще, вопрос о материальном и духовном развитии человека для каждого существенный, вопрос на самом деле о цели и смысле своей жизни, вопрос, который один по большому счету овладевает человеком, как только он начинает мыслить и выделять себя из всех как претендующую на свое значимое место в обществе личность. Однако, никогда не следует забывать, что люди по своим ступеням развития на каждый данный период стоят, каждый, на своей личной, собственной ступени интеллектуального, духовного, материального взросления. Именно эта личностная ступень обладает свойством давать четко свое понимание совершенства, поддерживаемого качествами человека, его кармой, его всем предшествующим опытом. Поэтому, один свое совершенство видит в добывании материальных благ, в тонкости своего ума в этом направлении, в успешности своего логического мышления и своего здесь доминирования по сравнению с другими. Другой свое совершенство видит в развитии возможностей своего тела, чувств, органов чувств, третий – в достижении сверхчеловеческих качеств, в управлении другими людьми, в поражении другого сознания своими также мистическими способностями и возможностями, с готовностью приписывая все себе, своему плану, труду над собой и неким сокрытым в себе тайным и лучшим возможностям, чем у других. Однако, все эти пути и многие-многие другие, которые предоставляет материальный мир человеку, есть лишь Божественные средства развития человека пока так, как это возможно на его ступени развития и понимания, есть лишь, также, составляющие, направляющие, иллюзорные ступени, но реально ведущие именно к совершенству духовному, которое прочит Бог, как благо в данном стихе, но при условии осознанного пути, пути, который предусматривает постижение Бога и качеств Бога.
Многие, строго говоря, несовершенные, материальные пути и цели Божественной Волей взращивают, синтезируют из себя тот единственный, Богом узаконенный путь, который имеет свойство вести дальше неослабно, уже не подменяться и не отстраняться никаким иным путем, полностью удовлетворять само живое существо, не зависеть от мнений, чьих бы то ни было, путь, который наслаждает, не является насильственным, но абсолютно соответствует изначальной природе живого существа, которое есть отделенная неотделимая частица Бога, которое только вследствие такого пути находит мир в себе, когда его больше не потрясают чужие мнения, когда оно от своего духовного пути не питается материальными благами, ибо этот путь строго и не насильственно ограничивает его желания и пути наслаждения тела, когда материальные ценности перестают давить, диктовать, звать, вселять страх.
В чем же заключается этот духовный путь? Какое благо под ним подразумевает Бог в данном стихе? Об этом невозможно сказать в нескольких словах. На это направлены учения Святых Писаний, причем не прозрачно, но многими путями указывая путь для всех ступеней развития, и каждый здесь выбирает свое совершенство, свои пути. Но отличаются эти Божественные ориентиры тем, что все пути однозначно ведут чистыми путями, путями очищения, путями добывания Божественных качеств, путями только религиозными. Святые Писания настойчиво указывают человеку на преданное служение Богу, конкретизируя Божественные Наставления и Указания через Божественное Слово – Бхагавад-Гиту, давая неизменные, наилучшие, самые точные Наставления для достижения Всевышнего, что есть путь духовного совершенства через путь преданного служения. Что же лежит в основе тех качеств, которые синтезируются в этом пути? Прежде всего, это качества духовные.
Тело человека в плане его развития и совершенствования в этом направлении почти что молчит. Но качества под пристальным вниманием Бога. Это – добродетель, милосердие, справедливость, честность, не гневливость, доброжелательность, контроль ума, разума, чувств, желаний, не устремленность к материальным наслаждениям, счастью, посвящение Богу плодов любой своей деятельности, терпение, смирение, не многословие, погружение в Бога в себе, не привязанность, отрешенность, видение Бога в каждом и все в Боге, видение Бога в каждом теле, в каждой судьбе, как Высшего Управляющего, пропуск мышления и понимания всего через призму совершенных духовных знаний, духовные совершенные деяния, непременное поклонение Богу, трудолюбие, уравновешенность, равное отношение к благоприятному и неблагоприятному, к другу и врагу, к золоту и камню, умение видеть во всем только Волю Бога, абсолютное понимание законов кармы, сансары, видение и того, что наказание Бог шлет, используя греховные качества людей, которые тотчас сами становятся в очередь за наказанием, умение посвятить свою жизнь Богу, умение видеть цель своей жизни в Боге и находить во Всевышнем свое Высшее Убежище.
Все остальное, каким бы ни был талант, слава, блага, материальное положение, прочие успехи… – ни есть показатели совершенства человека, но есть лишь путь к совершенству, но не прямой, пока все человек приписывает себе и своим усилиям, каковы бы они ни были. Но и косвенно такой путь дает свои плоды, ибо добывает через материальные игры и роли Волею Бога те качества, которые Бог учтет на пути к Себе, которые также пополнят духовный багаж, но неосознанно. Но и без этого неявного развития материальных и духовных качеств не обойтись. Теперь должно быть понятно, к каким благам должен еще устремиться Арджуна, как и все, кто внимает этому священному разговору. Но эти блага не возможно приблизить вне тех знаний о Себе, которые продолжает открывать Бог Кришна в этой главе. Без этих абсолютных знаний ни одна личность не может утверждать, что знает Бога, что знает качества Бога, а потому не может быть среди тех, кто совершенен хотя бы в пределах материального мира и его возможностей. Об этом в следующем стихе.
ТЕКСТ 2
на ме видух сура-ганах
прабхавам на махаршайах
ахам адир хи деванам
махаршинам ча сарвашах
на - не; ме - Мой; видух - знают; сура-ганах - полубоги; прабхавам - богатство; на - ни; маха-ришайах - великие мудрецы; ахам - Я; адих - начало; хи - безусловно; деванам - полубогов; маха-ришинам - великих мудрецов; ча - также; сарвашах - во всех отношениях.
2. Ни полубоги, ни великие мудрецы не знают Моих качеств, непременно Источника всех полубогов и всех великих мудрецов.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, этот стих рассчитан также и на невежество Арджуны, ибо совершенный человек знает, что и мудрецы, да и духовные учителя или дваждырожденные в этой жизни ни есть некая элита, которая обязана по своему положению доподлинно знать качества Бога. Это лишь временные материальные оболочки и роли живого существа, как и временный статус, которые никак не отражают и не могут отражать его истинный, наработанный многими предыдущими рождениями духовный интеллект, ибо не наделены таким приоритетом и истинное понимание и готовность осознавать живого существа известно только Всевышнему.
Надо хорошо понимать, что и преданный неофит может по своим качествам и духовному развитию считаться Богом более совершенным, нежели его духовный учитель на данный период. Не следует привязываться к положению человека на обозримой ступени его духовного развития, ибо она не отражает его духовный опыт в полной мере, и не каждый молчащий есть духовно слабый, и не каждый проповедующий знает истину. Несомненно, этим стихом Бог хотел показать для уровня мышления Арджуны, что и великие духовные лидеры, и могущественные живые существа (речь о полубогах, которых на самом деле не существует, ибо это мифические живые существа, которым поклонялись современники Арджуны) не могут всегда похвастаться, что доподлинно знают Бога и Его качества. Что уж говорить о других. Такова цепочка рассуждения, принятая в материальном мире по разным
| Помогли сайту Реклама Праздники |