Произведение «Карлос Руис Сафон»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 519 +1
Дата:
Предисловие:

Карлос Руис Сафон

 
            
            19 июня 2020 года в Лос-Анджелесе скончался один из самых моих любимых современных писателей Карлос Руис Сафон (род. 25.09.1964 г.). В память о ПИСАТЕЛЕ – решил выложить свои отзывы-комменты на его последнее великолепное произведение – тетралогию «КЛАДБИЩЕ ЗАБЫТЫХ КНИГ».

"ИГРА АНГЕЛА" КАРЛОС РУИС САФОН

            Я открыл для себя нового выдающегося писателя Карлоса Руиса Сафона, автора сродни Умберто Эко и Габриэлю Гарсиа Маркесу.
            Уж как-то так вышло, что знакомство с творчеством Сафона началось с середины его тетралогии «Кладбище забытых книг». Возможно и к лучшему... В «Игре Ангела» распутывается вся эта история, начиная с первых годов двадцатого века (с обязательными экскурсами в век позапрошлый).
            Разумеется, это интеллектуальный детектив – мой любимый жанр. Конечно, речь идет о книгах, о писательском творчестве – моя излюбленная тема, в ней зримо кристаллизуется весь мир, отраженный восприятием феноменально одаренного героя .
          Стиль великолепный, читается на одном духу. Сюжет захватывающ! Тут и мистическая история, с заказом «дьявольской» книги, тут и трагическая любовь героя (Давида Мартина), порушенная непреодолимыми обстоятельствами, тут взлеты и падения, тут такое коловращение персонажей – от полицейского (оборотня в погонах), до честной колдуньи из трущоб.
            А главное, очень тонко и явственно выявлено психологическое состояние героя (Давида), чреда страданий с ранних детских потрясений, до мук непризнанного гения. Точнее, раскрыта несправедливость судьбы к нему. Ее суть в том, что из двух его книг – та, авторство которой отдано другому человеку (респектабельному богачу, пусть даже покровителю и другу героя) – была встречена как эпохальное произведение литературы, а вторая, вышедшая под именем самого автора, названа продажными критиками, как слабое и никчемное произведение, хотя книга несравненно мощней первой.
            Сам же сюжет основан на поисках Давидом Мартином причины (организатора) роковых обстоятельств, сгустившихся над ним, и роли в них таинственного заказчика его последнего произведения.
            И еще, одним из главных персонажей книги выступает само место действия – чудесная и загадочная Барселона (а для кого и «город проклятых», так Давид назвал свою серию бульварных романов, написанную ранее ради куска хлеба и кабального договора). И как вишенка на торте – ось старого города, чарующий бульвар Рамбла, столь часто упоминаемый в книге. Жаль, что не могу привести его виды, начиная от монумента Колумба, до площади Каталонии.
                                                                20.02.18

"ТЕНЬ ВЕТРА" КАРЛОС РУИС САФОН

          На одном порыве проглотил второй роман Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра». В отличие от первой прочитанной мною «Игры ангела» (второй в тетралогии «Кладбище забытых книг»), этот роман показался мне более размытым, рыхлым, но не менее великолепным.
            На эту вещь написаны десятки рецензий, поэтому не стану зацикливаться на сюжетных ходах и характеристике персонажей романа.
          Это интеллектуальный детектив о книгах и книжниках. Для меня и родственных мне душ этим все сказано.
          Правда, есть одно замечание, точнее мысль, которая преследовала меня на протяжении прочтения книги. Кощунственная мысль?.. Мысль о том, что любовь, любовь вершина человеческих чувств, может быть ЗЛОМ!..
          Любовь главных героев Даниэля и Хулиана к прекрасным девушкам, их юношеская необузданная сексуальность (автор очень деликатен в описании постельных сцен) приводят к тяжелейшим последствиям. Прежде всего, к смерти возлюбленной Хулиана – Пенелопы, при рождении плода их любви, и чуть не случившейся аналогии с любимой Даниэля – Беатрисы, к краху их семейств, к слому, казалось бы, вполне удобоваримых человеческих отношений. А уж неразделенная мальчишеская любовь будущего полицейского Фугеро, превращает его в настоящего монстра, убийцу-злодея. От безответной любви к Хулиану погибает и Нурия, дочь хранителя кладбища забытых книг, ее любовь жертвенна, побуждения Нурии чисты и благородны, но девушка гибнет.
            И вот эти добрые, девственные мальчики, воспылав прекрасными чувствами, становятся причиной бед и трагедий людей окружающих их, да и самих себя ввергают (точнее и не выразиться) в преисподнюю.
            Следует отметить историчность романа – болезненные миазмы буржуазного уклада, сполна описаны ужасы гражданской войны в Испании, ее послевоенного становления под диктатурой франкистов, и все это на фоне трусости и непротивления интеллигентных слоев населения (как и везде в мире).
                                                            24.02.18.

"УЗНИК НЕБА" КАРЛОС РУИС САФОН 

            Что за словечки – сиквел, приквел, триквел и интерквел, которые так лихо используют молодые авторы рецензий-комментариев, в частности к тетралогии Карлоса Руиса Сафона «Кладбище забытых книг»?..
            Первой книгой трилогии явилась «Тень ветра». Приквел, повествует о событиях, происходивших до «первоисточника», таковой является вторая книга «Игра ангела». Третья книга «Узник неба» - она же и сиквел и триквел, т.е продолжение первых двух частей, о ней и пойдет речь. Сафон обещает нам еще и квардриквел, – надеюсь, окончательную развязку всей этой запутанной истории.
          Но это так шутка-преамбула...
          Сафон в книге упомянул, что литература все больше и больше становится женским делом, в основном уделом писательниц, и читательниц. Проглядел рецензии на книгу, девяносто девять процентов рецензентов женского «полу»... ))) А книга то написана мужчиной и про мужчин…
          Беру сразу быка за рога (чай испанская литература). Главные персонажи (на фоне событий гражданской войны и послевоенных лихолетий) начисто лишены не то что брутальности, но и всяческой мужественности. Физически они хилые слабаки, фактически – осторожные трусишки, прикрывающие свое существование обилием красноречия, причем литературно обработанного краснобайства: едят, пьют, спят с женщинами и балаболят как балаболки. Правда, порой их избивают, но это с них, как с гуся вода.
          Действие романа, не скрою, увлекательное, но, увы, я не сочувствую героям и особенно плутоватому Фермину (автор так и не поведал его полной истории). Мне кажется, он совершенный проходимец, пусть и не лишенный благородных порывов и определенной смелости. Но, по сути, жулик и этому жулику автор доверяет самое сокровенное из всего созданного его воображением – кладбище забытых книг. Странно?..
          Другой персонаж, Даниэль Сампере – велеречивая амеба, находящаяся в плену семейных уз, его решительность проявляется лишь в слежке за отдельными персонажами, в том числе и за собственной женой.
          Даниэль Мартин – вокруг образа, которого происходит коловращение трилогии, предстает в книге откровенным шизофреником, правда наделенным флером литераторского величия и мистической таинственности.
          Но книга, все равно хороша! А что главное в книге? Она не должна оставить вас равнодушным –  пусть негодуешь, пусть протестуешь, пусть не соглашаешься, но ты в диалоге с автором, с его образом мыслей, с его видением мира. И это отрадно!
                                                              27.02.18.

"ЛАБИРИНТ ПРИЗРАКОВ" КАРЛОС РУИС САФОН 

            «Лабиринт призраков» прочитан в феврале девятнадцатого года, после него мною прочитано порядка тридцать романов, написаны рецензии, ворошатся собственные тексты, но книга не отпускает. Напишу-ка я на нее отклик, чтобы высвободить голову...
            Для меня высший разряд литературы – это когда начинаешь жить в самой книге, становишься не просто свидетелем и даже не соучастником вершимого в ней действа, а как бы резервируешь для себя место ее персонажа. Я могу назвать для себя четыре такие книги: «Имя розы» Умберто Эко, «Дата Туташхиа» Чабуа Амирэджиби, «Волхв» Джона Фаулза, и вот теперь «Кладбище забытых книг» Карлоса Руиса Сафона.
            Итак, последняя часть тетралогии – самый толстенный и в тоже время самый «удобоваримый» том. Следует оговориться, сам автор замечает, что все части его барселонской саги можно читать как отдельные романы, и не по порядку. Уже в этом Сафон превзошел остальных писателей. Но в тоже время «Кладбище забытых книг» цельная панорама событий и судеб, энциклопедический срез эпохи франкисткой Испании.
          «Лабиринт» развязывает все узлы и недосказанности других частей грандиозной саги Сафона, но дает и росток нового витка затейливой истории «книжного паноптикума» (явлен его новый хранитель), хотя автор утверждает, что покончил с этой темой окончательно.
          Судьбы писателей и книжников, какие они разные: Хулиан Каракс, Давид Мартин, Виктор Маташ – талантливо одаренные, неординарные и трагические личности, а клан семьи Семпере с «приемышем» Фермином – по сути, простые люди, но они не прогнулись обстоятельствам «непреодолимой силы», сохранив собственное достоинство, помогли сберечь светоч культурного наследия – книги.
          И опять – незабываемо волшебная Барселона: ось ее добра и радости – бульвар Рамбла, и ее «дыба» – тюрьма Монжуик. Пожалуй, сага Сафона лучший туристический проспект по древней и прекрасной Барселоне.
          Сафон, конечно, отдал дань феминистской моде: его Алисия Грис – некий универсальный солдат, правда добрый и красивый, по честно сказать, мне непривлекательный, не зря ведь она любимое дитя иезуитски жестокого Леандро Монтальво. Ну, а Маурисио Вальс, скакнувший из тюремщиков в министры культуры (любимец каудильо), и волей возмездия, издохший в узниках – это ли не пример головокружительных карьер и столь же ошеломляющих падений (при всех режимах и кратиях).
          Потрясает трагическая история любви и смерти Исабеллы Хисперт – матери Даниэля Семпере.
          И сама тетралогия, и последняя ее часть – вещи многоплановые, со сложной архитектоникой, множеством разнокалиберных персонажей, широким событийным спектром, но, при всей своей кажущейся «глыбе», ее романы читаются на одном духу. Так и хочется сказать: вот она – волшебная сила искусства, вернее, волшебное мастерство автора Карлоса Руиса Сафона!
                                                              4.05.19. 

Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама