Произведение «Шахтовый бригадир» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 448 +1
Дата:
Предисловие:

Рассказ о героике шахтерского труда.

Шахтовый бригадир

Шахтовый бригадир - это неправильно, учителя русского языка заругают. Правильно сказать - бригадир комплексной бригады добычного участка шахты. Но шахтеры всегда говорят проще. Известного академика спросили: "Как правильно говорить дОбыча или добЫча?" Академик недолго думал:"На шахте я говорю - дОбыча, а то скажут, зазнался, академик.А в Академии наук говорю - добЫча, а то академик лингвист морщиться будет".
У многих людей шахта ассоциируется с террикоником – высоким и обширным породным отвалом пирамидальной формы, который видно за несколько километров. С конца 70-х годов терриконики на новых шахтах заменили плоские отвалы, дымящиеся пирамиды старых предприятий аккуратно разобрали. Шлаки перегоревшего угля и обожженные породные массы использовали на строительные нужды. Отказ от террикоников связан с трагедией на территории шахтного поселка в Англии, когда влага обильных дождей проникла внутрь горящего отвала и привела к сильнейшему взрыву и многочисленным жертвам гражданского населения, проживающих в  близко расположенных шахтерских поселках.
Профиль современных шахт отмечен высокой башней копра, надшахтное сооружение для подъема угля и породы, а также спуска подъема горнорабочих на подземные горизонты. Это сооружение является родственным простой шахты лифта в высотных домах, только здание вокруг подъемника нет, и кабина лифта из под земли доходит только до уровня поверхности земли. В шахтерских городах в транспорте часто можно встретить мужчин с ярко выраженным черным макияжем век и ресниц. Черная и очень жирная порошковая угольная пыль трудно смывается с области типичной для боевой раскраски прекрасной половины человечества. Одна из моих питерских знакомых приехала навестить родственников в шахтерском городе Караганда и увидела несколько шахтеров после ночной смены в утреннем автобусе. Ее удивлению не было предела – надо же до чего мужики в Караганде распустились, уже и глаза красят яркой черной тушью. После прояснений ее ошибочного мнения, заявила: «Хочу посетить шахту, мне очень интересно!» Но шахта не очень открытое место для экскурсии легкомысленной дамочки.
Что такое шахта для большинства людей? Отбросим мнение тех, кто никогда не был в шахте. Для шахтеров родное предприятие значит очень многое. Это рабочее место для сильных духом и телом, зачастую людей отчаянной храбрости и отваги, которые сами этого не замечают. Не секрет, что многих работников подземных горизонтов привлекает относительно высокая заработная плата. Шахтерские коллективы отличаются, как правило, высокой и дружеской, почти родственной сплоченностью людей. На шахтах не редкость, когда целые бригады рабочих состоят из односельчан. Приехал молодой парень из татарского села на работу в Караганду, пожил в общежитие, привез татарскую жену, помыкался по съемным углам и квартирам, получил собственное благоустроенное жилье, купил машину прикатил в отпуск на новом авто в родное село. В итоге вместе с ним уезжает три, четыре, а то и больше новых горнорабочих. Для некоторых молодых и, даже не очень молодых, претендентов на близкое знакомство с героикой шахтерского труда  первый спуск в шахту оказывается и последним. Больше их даже близко от шахты не видели. Страшно все. Шахтерская баня, грубая спецовка, экипировка, включающая самоспасатель, батарею и головной светильник, неласковый юмор, страшилки и подначки опытных работяг. Начинается знакомство с шахтой со спуска на подземные горизонты через вертикальный ствол.  Шахтерская клеть – это производственный лифт на глубину 100, 200, 300, 500 и более метров, представляет собой кондовый ящик из толстой прочной стали с крепкими распашными воротами, вмещающий 20-25 человек, нередко вооруженных топорами, лопатами и кирками для подземных работ. Достаточно быстрый спуск, сердце опускается ближе к пяткам, клеть с грохотом устанавливается на башмаки, двери открывает снаружи подземный рабочий – стволовой. Далее путешествие до рабочего места. Это может быть горный забой, ремонт путей и горных выработок, подземное депо электровозов, обслуживание машин и оборудования, вентиляция, водоотлив. Чтобы добраться до места работы необходимо пройти путь до нескольких километров пешком или на «карете» (подземный трамвай), может на канатке по наклонным выработкам. Путешествие пешком по подземным коридорам является малоприятным занятием. Резкие потоки воздуха вентиляционных систем, угольная и породная пыль, сверху капает влага, на почве местами затопления чуть ли не до верха сапог. Горные выработки часто не освещены, иногда верхние элементы крепи деформированы, можно легко о них удариться головой. В шахтах, разработки которых расположены на относительно небольшой глубине, встречаются мыши и крысы. Эти подземные грызуны, несмотря на обилие черного угля, совершенные снежно белые альбиносы с ярко красными глазками, которые зловеще светятся в лучах шахтных светильников.
До начала пятидесятых годов в шахте на откатке грузов по горизонтальным выработкам работали лошади. Конный двор был расположен под землей, и лошади никогда не поднимались на-гора. Через 3-4 месяца лошади теряли зрение, но в темной шахте они работали практически по одному маршруту и дорогу изучили до последнего куска породы под копытами. Старые шахтеры с большой любовью вспоминали подземную живую тягловую силу. Рассказывали, как старая лошадь, отработавшая на откатке много лет, всегда на коленях проползала короткий участок выработки с придавленной горным давлением кровлей. Прошел ремонт верхних элементов крепи, выработку восстановили, но старая слепая лошадь ползком преодолевает ранее задавленный участок пути. В Англии благодарные шахтеры установили памятник последней лошади, выведенной из шахты в знак безмерной благодарности и признательности углекопов за честный и тяжелый труд подземных лошадок. Кстати или, может быть, даже некстати, в Англии также установлен памятник последней женщине горнорабочей, выведенной из шахты. В Советском Союзе женский труд был запрещен законодательно (кроме ИТР) в пятидесятых годах. Не от хорошей жизни женщины работали в шахте. У них был относительно высокий заработок, но грязная спецовка, работа по сменам, почти всегда тяжелый труд. Были, правда и исключения. Дежурная на подстанции, на водоотливе сидела в теплом помещении, без сквозняков, наблюдая за работой приборов. Бедные женщины плакали, когда по решению правительства их выводили из шахты и направляли на легкий труд: укладка асфальта, шпал на железной дороге, на бетонные работы на стройке и тд.
Темнота шахтного подземелья особая. Вокруг прослойки угля и темные породы. Если выключить головной светильник, то чернота воздуха просто поражает своей густой и какой-то темной жирной атмосферой. Никакая темная ночь в лесу, в темной комнате или даже в глубоком погребе не может сравниться с мраком угольного подземелья. Недаром в лирической песне донецких шахтеров есть слова « .. Только тот ценит солнце и высокое небо, Кто поднялся с зарей на-гора».
Рабочий день шахтеров установлен шестичасовой, но необходимо прийти на наряд участка для выдачи задания и инструктажа по технике безопасности, сменить цивильную одежду на спецовку, получить жетон на спуск, спасатель и светильник. Далее спуститься в шахту и добраться до места работы, принять смену, осмотреть забой и оборудование, и только потом приступить к работе. Денежки шахтерам капают за объем выполненных работ - тонны угля, метры горных выработок, объем перевезенных грузов и тд. Поэтому реализация известного лозунга «Даешь стране угля» - это зарплата всей бригады, участка и шахты в целом. Вот и дают шахтеры стране угля, при этом нередко с нарушением строгих правил безопасности труда и производства. Эти правила писаны кровью. На каждый миллион тонн добытого угля не только в нашей стране, но и во многих государствах, добывающих уголь подземным способом, приходится одна человеческая жизнь.
Время, которое горняки тратят на дорогу до рабочего места, тоже оплачивается, правда по пониженной ставке. Шахтеры эти доплаты называют «ходовыми», иногда «копытные». За работу в ночные и вечерние часы также производятся дополнительные выплаты – их шахтеры называют «ночные», иногда почему-то «рогатые». Впрочем, представители прекрасного пола сразу стыдливо на два хи-хи раскрывают секреты последнего наименования «ночных».
Даже в высокомеханизированных забоях есть достаточно высокая доля ручного тяжелого труда. Лопата, кайло, кувалда – все эти инструменты хорошо знакомы шахтерским рукам. Выдержать этот тяжкий труд может далеко не каждый. Были случаи, когда физически крепкий молодой человек, отслуживший в армии, буквально гора мышц, типа Шварцнегера, просто плакал в середине смены от злого бессилия и невозможности поднять лопату с породой. В то время как, работающий рядом худощавый мужичонка лет сорока пяти, обнаженный до пояса, легко и играючи кидает лопату за лопатой черного золота в ритме конвейера. Только профессионалы шахтерского труда могут оценить по достоинству крепкие мышцы спины забойщика, которые как живые ремни перекатываются под кожей ветерана горнорабочего высшего шестого разряда, способного выполнить норму выработки на 120 -150 процентов. Высокие нормы выработки шахтеров – это просто отдельная песня. Кажется, что если бы такие нормы, к примеру, на перекидку породы, установить на поверхностных, а не на подземных работах, то эти нормы просто напросто никто не выполнил, а под землей выполняют, даже еще и перевыполняют.
Новички шахтерского труда по-разному воспринимают шахту – один пришел в забой, ему все интересно, немного страшновато, но все работают, никто не паникует при потрескивании крепи, горных пород кровли. Смотришь, парень втянулся в сложный ритм подземного производства, и через месяц, другой начинает работать легко и играючи. Другой отработает неделю другую через стоны, через боль, страхи и бессилие, и только его и видели. Шахта просто не для него. Может быть, он будет хорошим водителем автобуса, токарем, фрезеровщиком, а может, просто не приспособлен ни к какой работе – никто не знает.
Первый спуск в шахту, как первая любовь, никогда не забудется. Для меня памятен не первый спуск, а первый самостоятельный поход на рабочее место проходчиков подземных горизонтов для оценки условий труда и разработки в дальнейшем нормы выработки и расценки. Пришел в забой во время ремонтной смены, поскольку выработка только нарезалась, людей в забое не было. Осмотрел условия, отметил про себя, что плохо затянута кровля выработки. Небольшой камешек прилетел с кровли и ударил достаточно чувствительно по горной каске. Снял каску, чтобы посмотреть, нет ли скола на пластике, но в это время прилетел второй камень и больно ударил по плечу. Быстро надел каску. Как хорошо, что второй камешек не попал в голову, хорошо, что надел толстую ватную фуфайку, которая смягчила удар по плечу. Синяк на плече скоро прошел, но выводы по уроку на тему « не разевать рот в шахте», остался на всю жизнь.
После окончания четвертого курса института пришел на работу и одновременно

Реклама
Обсуждение
     17:37 05.04.2021 (1)
Похожа жизнь на цирк.
Я в нём ковёрный клоун.
А может, на кино?
Я главный в нём актёр.
Снимаюсь вместе я
с шикарной Шерон Стоун
и на коне скачу
за ней во весь опор.

А может, жизнь театр?
И я живу на сцене?
А может, шахта жизнь?
Я главный в ней горняк.
Не нужно под землёй
стремиться к перемене.
А то, что страшно там –
так это же пустяк.

Ведь главное: когда
на божий свет ты выйдешь,
зажмуривши глаза
от солнечных лучей,
и на крыльце своём
любимую увидишь,
и ждущий нежный взгляд
пленительных очей…

На что похожа жизнь?
Не знаю до сих пор я.
У каждого из нас
понятие своё.
Финал для всех один -
скачу во весь опор я
туда, где ждёт меня
подземное "жильё"...
     19:22 05.04.2021 (1)
Доброе время суток! Большое спасибо за оригинальный комментарий к рассказу в стихотворной форме.
     19:26 05.04.2021 (1)
Я родился в шахтёрском городе и много лет проработал в угольной промышленности,
поэтому шахтёрская тема мне близка.
     19:38 05.04.2021 (1)
Приятно встретить на просторах Фабулы автора, который родился шахтерском городе и много лет работал 
в угольной промышленности. Это и про меня. Мой отец тоже 33 года отработал на шахтах Караганды.
     19:44 05.04.2021
Вот ещё вам.



Сутками ходит по кругу
лошадь усталая в шахте.
Молча работу-обслугу
делает на гауптвахте.
Скоро она околеет –
век её очень недолог.

…Чьи ж это кости белеют? –
в будущем палеонтолог
спросит-ответит без вздоха:
это же лошадь-горнячка,
жертва слепая молоха.
Эх ты, лошадка-беднячка…
     15:12 01.04.2021 (1)
Профессиональное знание описываемой темы, приличный литературный слог и творческий настрой - в результате добротный рассказ. Читается, несмотря на многообразие технических терминов, легко и захватывающе.
     16:58 01.04.2021
Добрый день! Большое спасибо за высокую оценку моего рассказа. Я писал рассказ в память о шахтерах с которыми работал лично, как знак уважения к героике шахтерского труда. Удачи на жизненном пути и творческих успехов!
 
Реклама