Произведение «Река Беседь и значение слова...» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 905 +3
Дата:
«река Беседь, приток Сожа»
Предисловие:
Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?
    https://fabulae.ru/prose_b.php?id=160942
    Хотя из Хотимска на реке Беседь
    https://fabulae.ru/prose_b.php?id=160026
    Перед Пасхой на Страстную пятницу
    https://fabulae.ru/prose_b.php?id=155774
    Луганск, Луга, Луг и божественная этимология...
    https://fabulae.ru/prose_b.php?id=122811
    Легенда о Двине и близнецах
    https://fabulae.ru/prose_b.php?id=159289
    Литва, Ятвязи, Деремела - хинова значение.
    https://fabulae.ru/prose_b.php?id=156096

Река Беседь и значение слова...

     

     Бесоедовка? Красиво, мне нравится, где-то слышал...

    Тема Беседи часто привлекала внимание мастеров пера, читаю в краеведческом очерке. С меня мастер пера ещё тот - сух в эмоциях и строг в расчётах сопромата. Для меня язык - крепость и конструкция одновременно, поэтому пишу часто с ошибками. В школе получал оценку 3 за грамотность по русскому языку и через дробь 5 за то, что хотел сказать. С привычкой доверять ушам и сегодня пишу как слышу. В слове Беседь - два ударения нахожу в википедии: бЕсЕдь, редкий случай (потому что слово не российское) и читается на распев. Сравните: бебрянь (рукав из повести "Слово о полку"), эти слова родом - одного куста и огорода. Ему сестры и братья будут Кубань, Куба, Туросна, Дунай, Десна, Амур и Ардонь с Иорданью. См. статью: "Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?", "Хотя из Хотимска на реке Беседь"

    С болгарского сhосiаz - беседа, разговор (серб.),  размова (белор.);
    сhосiа - общество,  друштво (серб.),  грамадства (белор.);
    с hосiа - с ножом;
    с hосiаz - в шляпе.

    Меняются окончания, получается мужской или женский род, всё как в русском, потому и выступает "беседа" то в шляпе, то с ножом, олицетворяя - общество. Так что запоминайте наставление из словаря: «Хотя и хоть не только обладают внешним сходством, но и имеют одну и ту же морфологическую принадлежность: оба слова могут быть как союзом, так и частицей. В роли союза хотя и хоть соединяют части сложного предложения, и в таком случае перед этими словами ставится запятая». Вот такие дела - союз у нас, "хотя" в любом виде. Кстати, река Беседь и городок Хотимск в Беларуси, если что, неподалёку от Хатыни. Есть ещё созвучная река на побережье Сочи и сказочного старика звали Хоттабыч, тем не менее. Из системы минимальных значений частицы хоть и их взаимодействия с контекстом, довольно любопытен и пример топонимики, который я привёл. Вывод: Не всему надо верить чему тебя учат в школе. Учителя не виноваты, просто у них такие программы.


    ГОВОРЛИВАЯ  БЕСЕДЬ 

    По одной из версий, реке Беседь в Белоруссии дали такое название за говорливость потока её воды, что по-русски и означает - "беседа". Так-то оно так, но шумно-говорливого потока там нет, разве по весне и то не очень, это присуще всем рекам, все они речки шумные, как по весне расчехвостятся. Поток воды вдруг заговорил, а за шум и гам да за говорливость потока её воды, речку и назвали Беседь. Странно. Не верю. Пожалуй, не стану себя разубеждать в невероятно красивой этимологии. Так оно и было, как с Ипутью или Казанкой, пока не перевёл однажды.

     Казанка с тюркских языков на русский переводится: "Какая женщина!", "Ах какая женщина", хотя, ничего общего с казаном, котлом или чашей не имеется, это просто - образ такой (само закипающего сосуда, как гласит легенда). На реке Казанке при впадении в Волгу стоит Казань город. От слова Беседь произошла "беседка" по аналогии: камень - Каменка, Москва - Московка. Если взять за аналогию беседку на берегу реки Беседь, можно ожидать чего-то подобного с переводами: ниша, алькова, что соответствует внешнему виду и образу, сближая с цита/цата - "девушка" - с крестом на куполах, стремящихся в небо, а небо - белое (альбо/nebo/або). А блондинку при желании можно сблизить с наливным или перевести - обед (фр.), то есть еда и снедь... "Скушал яблочко мой свет, благодарствуй за обед!" (Пушкин). Всё это нам позволяет сделать могучий русский язык, который впитал в себя десятки наречий. Почему так получилось - это другая история, наполовину колониальная, но и дыму без огня не бывает, как угля и сажи без дров. Бело поместные жители - не платившие дань - в значении слова "белое" (б+ело), давшее нам слово - бельё (с предупреждением "не копаться в грязном"). С дыма по белке - размер дани времён ига. Кстати, имя девушке, как нельзя кстати, белая. А история Красной Горы начинается с былинных слов - не платили дани. Вполне возможная и правдоподобная версия по двум причинам. ВКЛ как и Новгородчина в целом (с их ушкуйниками северо-запада) не являлись частью земли, именуемой сегодня Россией, которая оказалась в "крепостничестве". Иго не следует искать в степи, оно пришло с запада, а Тмутаракань - земли Прибалтики, заселяемые сегодня известными воинствующими странами. В мире ничего особо не изменилось с тех пор.

     Как кажется, историки по прежнему пишут за природу, а филологи обожают историю, не оставляя географам места развернуться. Историографию отменили большевики сразу же, а краеведение запретил Сталин после войны, так что же мы хотели? Поэтому о природе лучше содрать (как на уроке изложения), но глазами очевидца: «На территории Красной Горы река имеет широкую, слегка заболоченную пойму, образует протоки, старицы, острова, образует что-то вроде ландшафтного парка». Спасибо земляку. Всё там как у людей, а на воде всё как на суше - новые и старые атавизмы жизни вперемешку, а рудименты - островами. Рудименты - это органы, которые сейчас не выполняют никакой функции, но были нужны нашим эволюционным предкам. Странные ассоциации, но что делать, как оказалось, а сегодня доказали, что и копчик современному человеку не лишний. В роли же рудиментов оказалась не только топонимика местности с личными именами обитателей. Я бы отнёс туда значение названий городов, стран, морей, рек и добрую половину слов русского языка. Спасибо ему.
 
     «Мне с моею речкой чуточку полегче, // Где ни побываю, к ней всегда вернусь» (Г. Горина). Красиво!

     Беседь от слова беседа? Всегда так думал. Нить рассуждений, бегущая вода и вдаль уводящее русло реки, виляя берегами за излучины косогоров... С чем ещё можно сравнить? Название реки Беседь мне напоминает беседу, в которой слово за словом тянется обычная разговорная нить - о чём-то, о чём постоянно беседуют люди. Слово и время. Человеческое общение непозволительная роскошь в наше время. Самое дорогое что может быть в жизни. А тема беседы может быть любая. Как говорят англичане, о чём бы вы не говорили, хоть о погоде - всё равно о деньгах. А француз добавит - ищите женщину, у Петра - "Слово и дело".

    Или Беседь от слова беседка? Малая форма в архитектуре - строение в саду или на берегу под крышей, обязательно открытая со всех сторон и в балясинах, лёгкая, воздушная. Окрашена в белый цвет. В ней приятно сидеть и беседовать. Место созерцания, место силы. Подбираюсь к слову через разные ассоциации от звука "беседь". Беседки могут быть деревянными, мраморными, не суть. Говорливыми? Не обязательно, можно сидеть и молчать, созерцая в тишине природу, можно читать, можно смотреть на луну и звёзды. Река же просто вода, она просто называется Беседь, но как на ней сидеть? «Словене седоша на Висле», ага, значит, оседлали берега!.. Всё же сидели. Место прописки. Как много объединяет Беседь. Звук напоминает снедь - еду в смысле пищу, но более - езду (едь) в повелительном наклонении со словом бес. Река это поток, она не стоит на месте. Река и средство сообщения, а слово - способ общения. Что же может означать этот многозначный термин и отчего повелось слово изначально, кустясь и расцветая во времени, обрастая новыми значениями? Вопрос. Малая форма в архитектуре с нишами-альковами и кружевами появилась позже чем река, что бесспорно. Наиболее из значимых беседок, которые довелось видеть, и которым уделялось особое внимание, это на усадьбе И.С. Тургенева, например, или Топкапи - в Стамбуле с видом на Босфор. Перевёл как "шляпа", она золотая на месте капища. Самые красивые (значимые) места отводились под беседки и ротонды. Языческий храм в Армении Гарни (посвящённый богу солнца Михру, возраст которому более 2000 лет), напоминает одновременно своей колоннадой современный Дом Культуры, а названием - гарный, красивый, пригожий...

    Река, время, слово, место, седалище, строение, прописка, езда и обед. Что их объединяет? Неужели от беса: Бес-едь? Первичный корень завораживает, но и другие волнуют - седь/сядь - в ногах правды нет, дескать, беседа располагает на комфорт и сидеть. Снедать на природе, а почему нет? Снедь - пища, еда (женский род) в просторечии. «Голубчик, не брезгай нашей деревенской снедью». Угощают путника, беседующие на берегу гостеприимные люди. «Без снеди в путь не ходи» напоминают пословицу страннику. «Орды пришельца - снедь мечей» напишет Василий Жуковский. «Монарх и узник - снедь червей» обобщит Гаврила Державин. Глубоко мыслили наши классики, очень глубоко. Земле едино и мечам, что мы едим и всё... червям. Ну да, Бог с ними, с философами, они все уже там, унесшие с собой тайну имени. А кто ответит мне, россиянину, самостоятельно изучающему русский язык? Если учителя не могли ответить на вопрос, то водили нас в краеведческий музей. А там кости мамонта, останки разных животных и чудом уцелевшие остовы речных судов из дерева, напоминавшие скелет из ребер. Реки были судоходными, а по берегам находили разную старинную утварь да обереги с украшениями... Не знаю, почему я это вспомнил? Наверное, к тому, что плавали по разным рекам безо всяких виз, и, куда предкам вздумается, хоть за тысячу миль. Поэтому и общались наречиями от слова река? И язык стал богат. Дети выросли, а Беседь поседела: Бе-седь. Можно и так. Ох, и тёмен лес! Не даётся мне слово. Логическая цепочка в «беседе» то появляется, то исчезает. Влюблённые просто целуются в беседке, старик со старухой просто обсуждают прогноз погоды на завтра и, причём тут еда или бесы? Не знаю. Седь - сядь, посади, саженец, сож...


    Жил старик один в Мальковке,
    на Беседи (у Палужь),
    ворота в ажурной ковке,
    сад ломился спелых груш...

    И построил он беседку,
    с видом на воду Беседь...
    Солнце светит, гнутся ветки...
    Сын приедет посидеть.   


    На этой реке Беседи жили-были предки Колесниковы по линии отца в Красногорском районе Брянщины, у притока Палужье. Потом основали деревню Мальковку в Кемеровской области, перенесли имя от предков с собой. Красная Гора была несколько раз Поповой и несколько раз Красной, поэтому с детства сложились ассоциации о цветах революции и ризах батюшек, но название реки не вызывало у меня смутных подозрений - Беседь от слова беседа. И ничего другого. Об этимологии же задумался позже, почему-то происхождение названия не стало давать покоя голове. Причём, не только это слово становилось загадкой, но и добрая половина других из моего родного русского языка. И уже одно это, само по себе, становилось ещё большей загадкой. Почему же я, русский и не знаю слов общения? Чудеса. Время от времени находил ответы в наречиях от соседей, совершенно не подозревая о сути имён в топонимике. О значении - Палужье и всё что связано с лугом собственных представлений, постарался описать в статье "Луганск, Луга, Луг и божественная этимология..." от Амура до Лиссабона с Lugo. Нельзя писать про отдельную реку, не замечая топонимики края, а то и мира в целом.


    О КРАЕВЕДЕНИИ  В  КУЛЬТУРЕ СЛОВ

    Река Беседь - приток реки Сож. Тоже загадка, хотя бы, какого она/он рода - Сож? Тот же вопрос к Беседь, к Ипуть, к Палужь. Местные жители в написании стараются не склонять слово, на

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама