Пример таков: мы повздорили и надо решить, кому будет принадлежать кукла? Мама нам оставила две, одну мы выбросили, то есть, как бы это лучше сказать, разобрали по частям: отдельно голову, туловище и так далее и после этого выбросили.
- Зачем? Я вас спросила: зачем вы это сделали? Теперь будете играть одной на двоих.
Мы разревелись обе: сначала сестра, её зовут Ольга, потом и я – Маруся. Мама успокаивать не стала, ушла, но напоследок сказала:
- Вот так будет всегда: будете отвечать за свои поступки. И одной куклы много...
- Мы её рассердили, - сказала Ольга, когда мама ушла.
- Больше не будем так делать, - сказала я, - только кукла моя... сейчас... я играю.
- Нет, я. Ты всегда первая, так хоть я...
- Нет, я первая сказала, а ты рисуй, вот там краски, карандаши, чернила... – схватила куклу и побежала, сестра за мной, но потом остановилась.
- Потом догоню, - и пошла рисовать.
Но, то ли не получалось, то ли обида не давала сосредоточиться, она подошла ко мне.
- Марусенька, прости, давай вместе поиграем.
Я протянула ей куклу.
- На, бери, мне больше не нужно, я уже большая.
- Я больше тебя.
- Нет, меньше.
- Мама сказала...
Тут в дверь постучали.
- Можно к вам?
- Мы одни, не откроем.
- Я вам вот что принёс, открывай, покажу.
- Нет, не открывай, Маруся, нам нельзя.
- Потом приходите, когда мама придёт, она вам откроет, вы покажете, что у вас есть, - это сказала моя сестра Ольга.
- Хорошо же, теперь маму ждать будем, чтобы посмотреть.
- Так лучше, - сказала рассудительная Оленька, так мама её называла чаще, чем меня Марусенькой.
Мы не открыли, когда мама пришла его уже не было – мы так и не узнали, что было у него для нас приготовлено. Мама спросила:
- Никто не приходил, Маруся?
Я кивком показала:
- Вот, не открыла: "Давай подождём маму", - сказала, а он хотел подарить...
- Постой, что подарить? – мама была встревожена не на шутку.
- Он покажет только, если мы откроем, - я показала язык сестре, - вот твой подарок теперь, надо было тогда...
Мама перебила:
- Вот что, дети. Маруся правильно сделала, что послушала сестру, а Оленька предотвратила трагедию не впустив в дом чужого человека. Ведь могло быть плохо и вам и мне...
Мама долго рассказывала нам, как дети открывают чужим и их похищают или крадут вещи. Мы слушали и молчали.
После двух недель нашего сиденья под замком, мама, наконец, нас открыла, строго-настрого наказав никому из чужих не открывать. Мы открыли...
Почему этот рассказ нужен? Бесполезно говорить детям, наложив запрет – не давай им воли распоряжаться жизнями – окончилось всё плохо.
Следующий рассказ о том, как смерть победила юнца.
Была поздняя осень, моросил дождь, на душе скребли кошки – так ознаменовал бы свой рассказ юноша семнадцати лет. Ему только исполнилось семнадцать, буквально вчера. Гости долго не разъезжались и, наконец, он остался один с кошкой и на дворе собакой по кличке Барс, слуга один, подслеповат: плохо видит только один глаз, но он говорит, что вовсе не видит. Юноша проверял – видит. Он остался один, когда дед скончался, оставив внуку наследство, небольшое: деньги и этот дом. "Хватит тебе, внук, и твоим детям, если будешь расходовать не зря". Он специально так говорил: не хотел, чтобы внук Серёжа брал эти деньги на развлеченья. "Взял, - говорил он, - верни, положи столько же – тогда деньги будут".
Сергей деньги любил и тратить тоже, и на сей раз потратил: сколько? Он стал в уме подсчитывать, сбился и чуть было не махнул рукой, но дед просил... и Серёжа подсчитал: годовой запас растратил.
- А зачем? – говорил слуга. – Я вас спрашиваю: зачем было столько гостей звать? Стерлядей всяких им готовить, уж повернулся ваш дед там в гробу...
- Молчи! Тебя не спросил, сам понимаю. Что мне теперь?..
А сам подумал: много ли ему осталось при такой жизни. "Гости всегда будут, Серёжа, - говорил дед перед самой кончиной, - всегда... будут ли деньги на приём?"
"Ладно, буду экономить", - решил и спустил очередную порцию на игру (хотел восстановить баланс денег в кошельке, а ведь как получилось?).
Растратил всё за полгода, и дом чуть не продал, да балка пригодилась – повесился. А почему? Дед учил перед смертью для сохранения денег, а не копить-собирать на будущее. Что можно понять одинокому юнцу, которого наставить некому?
Послесловие: Петиция – это обращение к здравомыслию читателя, ведь в этих историях нет вымысла. |