Когда строчки стройными рядами складываются в абзацы под бдительным взглядом музы, то руки взмывают над клавиатурой словно отработанные движения дирижёра — тогда окрыленный вдохновением автор, прерываясь на первый глоток остывшего, приготовленного еще утром чая, в немом восторге восклицает: «Какое счастье мне дано — заниматься творческим делом!».
Но творческий порыв не вечен, его сменяет смятение, уныние, полоса невезения и отсутствие вдохновения, которое длится не минуты или часы, а порой складывается в дни и недели. Что поделать – авторов много, а муза одна. Она должна как Санта Клаус двигаться со скоростью света, чтобы везде успеть прошептать свои волшебные слова
Зачем тратится столько сил и энергии над созданием произведения? Может быть автором движет тайное желание человека много заработать и быть независимым? В итоге многие книги, сборники стихов остаются лишь стопкой черновиков и никогда не будут изданы. А та небольшая часть, которая будет опубликована, не принесёт большого дохода. Для некоторых это хобби, способ выразить себя через создание творческого проекта.
В давние времена, когда боги спускались на Землю и жили среди людей, творческим людям помогали Музы. Их было ровным счётом девять, чтобы помогать создавать шедевры в различных областях науки и искусства. В наше время преобладания машин, роботов и автоматов, Муза не успевает рот раскрыть, чтобы шепнуть заветную фразу, как уже готов ответ на вопрос, мучивший автора в последнее время. Всемирная паутина выдаст несколько тысяч вариантов решения проблемы с различных сайтов и серверов. Одно, но перечёркивает все достижения техногенной цивилизации – это отсутствие универсального рецепта или простых правил в Интернете, которые позволяют любому желающему написать книгу.
Ах эта женская психология. Явиться в то время, когда её совсем не ждёшь. Эта воздушная едва заметная фигура. Вздорная эфемерная девчонка. О Муза! Где же ты и где искать твои следы? Ты приходишь украдкой, словно сбежав от нелюбимого мужа или на короткий миг, оторвавшись от преследующей тебя своры мужчин, которые хотят использовать тебя по назначению как женщину, а потом выбросить на помойку и восторгаться, как гениально удалось провести эту доверчивую простушку, которая помогла создать любовный роман или на крайний случай эротическую прозу.
Часто бессонной ночью, я пытаюсь позвать тебя, моё вдохновение, но раз за разом получаю отказ… Засыпая под утро, я часто вижу удивительные, необычные сны, сюжет которых пытаюсь запомнить, а может быть делаю попытку, схватить за руку мою Музу и удержать как можно дольше, но вечно юная и непоседливая легко освобождается от неуклюжих попыток сонного и оттого неповоротливого субъекта и быстро ускользает, должно быть просачивается сквозь окно комнаты как призрак. Ибо как только я просыпаюсь, меня укутывает предрассветный полумрак и тишина. Я не слышу скрипа половиц или хлопаний дверью. Как всегда, продолжаю лежать на смятой постели с распростёртыми руками как будто пытался кого-то обнять…
Писатели вынуждены приспосабливаться к слишком изменчивым обстоятельствам в окружающем мире; преодолевать трудности при создании книг, они умеют одновременно смотреть в прошлое; находясь в настоящем и пронзать взглядом будущее, их произведения вызывают споры среди читателей, а их слова достигают каждого увлекающегося чтением. Этот творческий процесс насыщения эфира магическим и магнетическим воздействием невозможно остановить пока жив хотя бы один писатель.
Творчество как грань безумия
Человеку так мало дано всего одна жизнь. За этот короткий период надо сделать многое, порою преобразить мир вокруг себя или слиться в единении с природой так, чтобы почувствовать себя атомом, малой и неделимой частицей единого организма, ощутить дыхание Вселенной.
Что чувствует совершенный человек на вершине славы? Счастье и блаженство словно кокон обволакивают его. Нирвана – вершина, к которой надо стремиться… Но все люди разные. Кому-то нравится покорять вершины, а другим интересно катиться вниз под уклон и лишь небольшая группа, наблюдая за поведением соплеменников, пытается анализировать почему вокруг так происходит. Философы сочиняют трактаты, психологи пытаются заглянуть в тёмные уголки души человека, писатели – пытаются постичь реальность через поступки и поведение людей.
Почему за один и тот же промежуток времени, именуемый жизнью, одним удаётся много, то есть покорить космические вершины или стать президентом, а удел остальных топтание на месте в лучшем случае или безвременный уход в мир иной, зачастую прерывая свой жизненный путь различными способами в самом рассвете сил?
Почему так много творческих людей уходят до срока, очерченного законами природы? Может быть, они видят дальше и острее воспринимают несправедливость и несовершенство окружающего мира? А может быть писатели и поэты проживают множество жизней со своими персонажами и им становится невыносимо в очередной раз сопровождать своего героя, опять и снова вслед за ним повторять ошибки, которые приводят не к вершинам, а к погружению в людские пороки на дне жизни.
Возможно ли провести границу между творчеством, необузданной фантазией и безумием? Все хотят жить в нормальных условиях среди адекватных нормальных людей. Так есть и так будет. Врач определяет норму как отсутствие отклонений и патологий, а гениальность – это всегда отклонение от среднестатистического со знаком плюс. Талантливыми и гениальными становятся единицы, они раздвигают границы возможностей, указывают путь, по которому следует идти, но при этом тратят свои силы, теряя крупицы драгоценного здоровья и как все творческие люди часто уходят в безвременье до срока…или пополняют число пациентов клиник различного уровня.
Писать день и ночь, не отдыхая в течение сорока восьми часов подряд. Это норма? Для среднестатистического человека, будь то мужчина или женщина такой темп работы невозможен. Если лишить человека сна и при этом ещё заставить выполнять какую-либо работу по написанию или переписыванию текстовых документов – это катастрофически окажется на результате: малый объём работы и множество различного рода ошибок. Французский писатель Оноре де Бальзак напротив часто использовал такой порядок работы. А какова результативность? Изданные, вышедшие из-под пера автора, рукописи конкурировали по популярности с Александром Дюма и Виктором Гюго. Топливом для высокой скорости работы выступал кофе, обычный чёрный, зачастую без сахара. Употребив порцию, Бальзак чувствовал волну тепла и энергии, разливающуюся по телу и в этот момент, он брался за перо, до очередной волны усталости и сонливости, периодически накатывающейся на организм, лишённый полноценного отдыха.
Почему люди пишут рассказы и создают книги? Вопрос, который задает себе каждый творческий человек, склонившись над блокнотом или сидя перед экраном компьютера и впиваясь глазами в мерцающий курсор. Причем этот вопрос возникает не только в миг творческого вдохновения, но и в другие моменты жизни тоже.
Всё остальное - фантазии дилетантов, мнящих себя литераторами.