Произведение «Старая школа»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 193 +1
Дата:
Предисловие:
И в нашей деревне были репрессии, а тех кто  в этом  виноват карала  судьба.

Старая школа

Про эту, деревенскую школу даже  в районной  газете  писали. Исполнилось  ей сто  лет. Правда,  это  уже не тот  теремок, который когда-то прятался среди редких плодовых деревьев, чуть  в стороне от яблоневого сада.  Где школа  стоит, согласно  воле барина  Исакова Ивана  Ильича. 
К школьному,  деревянному  терему в годы коллективизации  пристроили  несколько  классов,  стала школа  семилеткой.
Одно  только  портило вид  сельской архитектуры, новая православная  церковь. В соседнем  селе, староверы, именуемые в этих  краях «Кулугурами» каким-то непостижимым  образом отстояли  храм. А православная  община не сумела  защитить  свою  церковь.
В конце  войны, началось    послабление  в вопросе  религии,  православная  община  приступила  к строительству собственного храма.  Построили!  У старого  кладбища на  возвышенном  месте.
Но  как-то  не учли, что    рядом  школа.  Действуя  по  методе: лучше «перебдеь», чем  «недобдеь», районное  начальство запретило  строительство. Оставалось  только  отделать  храм  снаружи, внутри  он  готов, службы по  праздникам проводили приходящие батюшки  из города.  Вновь,    православный  храм  обрекли  на  разграбление.  В первую очередь  растащили  иконы. Прятали их  каждый  по  своему  разумению. А колхоз  разбирал  кирпич.  Людям доставалась лишь  щебёнка. Хотя  деньги на  материалы  собирались народные. Об этом  в те  времена, не вспоминали.
Вскоре  остался  только  фундамент. Расколоть бетон вручную,  не хватало  сил. Решили  поступить  по хозяйски, построили на  фундаменте  магазин. Строили  приезжие  с Кавказа. Председатель,  своих  мужиков,      к стройке  не подпустил.
Свои,  заработанной  копейкой  делиться  не будут, а если и поделятся,  то по  пьяному делу обязательно разболтают, а это  опасно!
Школой  в это  время  руководил  фронтовик, семейный  мужчина  родом  из  крестьян.
Окончил  пед училище  перед  войной и его  тут же    отправили в армию. Он прошел войну рядовым, и дослужился  до  лейтенанта.  Для  него  на первом  месте  были дисциплина и честность. Он   воспитывал в коллективе честное  отношение  к  делу и старался поддерживать  порядок.
Техничкой  при  нём  работала многодетная  мать, Шевелёва Зинка,  любительница выпить и погулять. Она  смутно  помнила, что  от  кого-то  родила кучу детей, а всего  их  восемь. Колхоз  как мог, помогал, ибо  первый законный  муж Зинки не вернулся  с войны, пропал без  вести, вот  она  с горя и прижила ещё  семерых. Дети  росли, как бурьян  у дороги, крепкие, цепкие и злые, все  пошли  характером  в мать.
Зинке  надоело  терпеть  придирки  директора к плохо  вымытому полу  в классах. 
Его нравоучения о неправильном  воспитании детей, которые  обижали и били  младших  школьников, его  попрёки, доводили Зинку до исступления. Она  готова зубами  вцепиться в тонкую, кадыкастую шею, торчащую из ворота гимнастёрки.
Когда  представители  родительского  комитета давали  ей  узел  с обносками, она в душе    готова  поубивать  их, но  терпела, потому, что  детям  действительно  нечего одеть, особенно  обувь, мальчишки  играли  в футбол, а босой  ногой  мяч сильно не ударишь. Её  школьной  зарплаты едва  хватало  на  выпивку и еду. После очередного выговора, кончилось  у Зинки  терпение,  решила  она отомстить директору  школы.
Именно  в его лице она  видела  виновника  всех    невзгод. В нём она  видела  власть, не сдержавшую  обещаний о  счастливой  жизни для  всех.
Когда  растаскивали  церковь, она унесла  несколько  икон и спрятала  в укромном  месте. У неё  возник  план: Зинка принесла иконы  в школу и затащила их на чердак школы,   где  хранились  портреты руководства страны, с которыми  школа  выходила  на  сельские  митинги.
Выколола  глаза  на портретах Сталина и остальных членов правительства.  Следующим  днём  отправила  в город с письмом, вернее сказать  с доносом, двух  старших  сыновей, для  пацанов  пробежаться  туда  и обратно вроде  развлечения, можно  ещё и по  центральному  рынку  погулять. Благо  то здание, на  котором  висит  ящик  для  таких  писем, совсем  рядом  с Покровским рынком. Что бы  ни  было  путаницы, Зинка  на  весь  конверт  поставила  адрес, который  знали  все, «ЧК». Мальчики  задание  выполнили. Что  написала  их мать,  они  не знали, но  когда    пришли  домой, директора  уже  увезли  в город! Вместе  с портретами и иконами.  Жена  директора, учительница начальных  классов лежала  на полу, как мёртвая.
- Да,  давненько в  деревню не наведывались  работники  органов! - С какой-то  странной  интонацией  проговорил  дворник,  служивший  в  школе  еще  со  времён господ.
- Никогда  не поверю, что Митрич способен на  такую  глупость, это  его  подсидел кто-то из  наших доброхотов.  Найду, убью  подлую  тварь! -  Тяжело  ступая,  пошел  приводить  в чувство жену  арестованного директора.
На  следующий день супруга директора уехала на  попутной лошади в город, повезла  передачу,  одежду и продукты. Долго  маялась  у дверей, пока у неё не приняли  продукты, одежду  принимать не стали.
Велели  приехать  через  месяц, она не выдержала  ожиданий и приехала раньше. Её встретили  совершенно незнакомые  сотрудники, от  которых  она ничего  путного  не добилась. Так и сгинул в подвалах мрачного  здания, директор  школы.
Двое  малолетних детей пополнили огромную армию послевоенных детей  сирот. Но  они  выжили и стали  нормальными  людьми. Мать так и продолжала  работать учительницей младших  классов.  Из школьной  квартиры  пришлось  перебираться в крестьянскую  избу, благо  в деревне были    дома и огороды, брошенные  людьми, не выдержавших  сельской  жизни. Они перебрались  в города.  В те  времена  это было  сложно  сделать. У крестьян  паспортов нет, а без  справки  сельсовета в городе не  принимали. Но коррупция уже  в те  времена решала  многие,  казалось бы,  не решаемые задачи. Народ  медленно  перебирался в города.  Деревни  пустели. При новом директоре Зинка  в школе  не удержалась. Учителя сразу  узнали, кто  сделал подлый  донос. Сыновья  Зинки рассказали о  прогулке в город,  друзьям, ну  а дальше  дело простое, каждый сказал  своему  другу  по  секрету. Подлость  получила  огласку. Новый  директор, дважды  поймал  техничку Зинку на  краже  продуктов из  школьной  кладовой. Уволили  её по  собственному желанию, в противном  случае  ей  грозил  срок, пожалел  многодетную  семью. Отправилась  Зинка  работать  в колхоз, но  народ её  сторонился.  Запила она горькую, всё, что имелось  в доме, меняла  на  самогон.  Какой-то  оказией в деревню  пришли сведения, а может, это просто  слухи. В известной  конторе, нашли остатки трупа, арестованного директора школы, якобы его забыли в одном  из  карцеров. Он  был  задержан  в то  время, когда  заведение  переживало  очередную  чистку. Тех, кто закрыл учителя, на  утро  самих расстреляли. Сейчас это  не секрет, что  больше  всего  в репрессиях  пострадали  сотрудники именно  карательных  учреждений.
Зинкины  сыновья  разбрелись  из  своей хаты по  разным  краям. По  комсомольским  стройкам и лагерям. Осталась  с матерью    последняя дочь. Она  уже была  девушка  на  выданье, когда по  осени  пропала  мать. Искали всем  миром да не нашли, последнее  место, где видели  Зинку  это на  соседней деревне  в хате  таких же  пьяниц как она  сама. 
А  по  весне она  нашлась, в стогу  соломы, заснула  по пьяному  делу посередь  поля.
  Объели  Зинкино  тело мелкие  зверьки.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама