Произведение «Память сердца Kuruwinda гл.7» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 562 +1
Дата:
«Шпинель, Лал»

Память сердца Kuruwinda гл.7

Шпинель, Лал - слёзы гор

Из древности Шпинель, как самоцвет, 
Считалась самым редким минералом.
О ней сложили множество легенд,
А красная, давно ценнейшей стала.
(Светлана Демеева)


Лишь в XX веке удалось установить, что "Рубин Тимура" в действительности - шпинель. 
  Шпинель известна с глубокой древности, но в качестве самостоятельного драгоценного камня её стали выделять лишь с середины XIX века.
  А до того шпинель называли "лал",  как другие самоцветы красного цвета -  рубин, пироп, турмалин. Поэтому о шпинели не найти упоминаний ни  у древнеримского писателя Плиния, ни у французского епископа и поэта XI века Марбоды. (1)  Не говорится о шпинели и в Библии, и в  Коране. Нет о ней ни слова и в античных преданиях, только в бирманских  легендах о горах Памира - горной системы на юге Центральной Азии и на севере горной гряды Гималаи.
"В горах нет ни честности, ни коварства. Они просто опасны"
(Райнхольд Месснер)
  "Крыша мира", как называют Памир, хранит множество тайн, в неприкосновенности дошедших до наших дней. В одной из бирманских легенд рассказывается  о гордом орле, который называл  себя Лал.
Был он сказочно красив.  В окраске перьев  преобладали светло-бурые тона, а шею и голову покрывал  пух белого цвета.
  Украшала  шею  Лала "ожерелье" из  охристо-бурых отдельных перьев. Жёлтым у него был роговой клюв, а на языке расположен двойной ряд острых зубчиков.
  Радужная оболочка глаза желтоватого цвета, лишь ноги  с чёрными когтями - серые. Длиной тела  Лал достигал 1,4 метра, при размахе крыльев около 3 метров.
"Судить орла не по опереньям и размаху крыльев,
А по красоте и смелости его полета"
(Владимир Кудрявцев 2)
Местом своего обитания орёл Лал выбрал одну из кремниевых пещер высоко в горах  за  полноводной  рекой Иравади. (2)
  Лал был не только очень красив, но и силён, поэтому и птицы, и серны, и джейраны, и даже саблерогие антилопы избегали встреч с ним.
"На гребнях хребтов всегда дерзкие орлы"
(Валентина Ерошкина)
А ночной разбойник - страшный,  рыжий,  когтистый филин, называвший себя Фил,    днём  отсиживался в дупле старого тикового дерева, пока орёл летал над горами. (3)
  Только ночью выбирался Фил  на охоту, таращил свои ярко-оранжевые глаза, выискивая спящую  в траве живность. Знал, что Лалу в это время до него нет дела.
Орёл первый встречает рассвет
И последним его провожает,
Но, никому до того дела нет,
Что орел поздней ночью летает.
(Любовь Синица)
  Шли годы, менялись русла рек, рушились в пропасти подточенные горными ручьями скалы,  на груди у орла появились предвестники старости - седые перья. Теперь он пролетал над горами, лесом и кунжутными полями уже не двадцать кругов, а всего лишь десять.
  С каждым годом Лал сокращал радиус своих полётов. А однажды, желая взлететь высоко в лазурное небо, расправил он свои широкие крылья, но не смог оторваться от земли.
  И понял тогда Лал, что близится к концу его орлиный век. Теперь он уже не мог догнать серну или косулю, довольствовался тем, что залетал в лес и опустошал птичьи гнезда.
  Как - то, возвращаясь в свою пещеру, Лал увидел на соседней скале филина. Фил  даже не пошевелился.
  Пусть старый, но такой же гордый,  орёл удивленно взглянул на обнаглевшую птицу, и промолчал. Фил же подлетел ближе к Лалу и обратился к нему:
- Послушай, дружище, давай поговорим как равный с равным. Ты уже стар. Тебе трудно добывать пропитание. Я согласен делиться с тобой пойманными ежами,  мышами и землеройками, только не трогай моих птенцов.
Стареющий  Филин всегда добывал легкодоступную добычу, при необходимости мог  легко переключиться с одного вида корма на другой.
  Орёл вспомнил вечно копошащихся в пыли грызунов, ежей с их острыми иглами,  которых предлагал ему Филин  взамен горных джейранов и косуль.
"Это мне, мне! Гордому Лалу предлагать мышей взамен благородных диких животных,  скачущих по скалам и  прячущихся в изумрудной зелени?" - подумал он и содрогнулся. Лалу стало противно и стыдно. Ничего не ответил орёл.
  А когда Филин улетел, Лал, сидя на краю пропасти, долго смотрел, как алмазные звёзды падают в бездну, и думал, думал. Он вспомнил, как однажды  Ворон, которого  за его мудрость называли Соломон, и к которому все  прислушивались и  никогда не трогали, сказал:
"Лучше быть ползающим по земле муравьем, чем мёртвым тигром. Лучше быть живым, чем умереть".
  Гордый орёл вздохнул и решил:
"Нет, ворон не прав. Всему своё время. Время родиться и время умирать. Вот в чём основа основ бытия!"
  Первые лучи восходящего солнца озарили окрестности гор. Лал огляделся по сторонам, прощаясь с любимыми горами. Собрав последние силы, он поднялся высоко - высоко в небо, безмолвно сложил свои крылья и...камнем упал на острую скалу.
  Не только камни, но и берег реки Иравади обагрились кровью.  Все птицы и звери видели это. Но тут же брызги орлиной крови превратились в яркие прозрачные камни. Так появились лучшие в мире кроваво-красные благородные бирманские рубины.
"Всё во-время должно быть: жизнь и смерть,
Имеющие уши да услышат.
История не терпит полумер" -
Шептал Орёл, взлетая выше…выше...
В тот миг, когда коснулось тело скал,
Смешалась кровь с камнями мест любимых.
Так славный путь закончил гордый Лал,
Так появились на Земле рубины…"
(Марианна Заигралина)
  Есть и другая легенда.
  Высокие горы взметнулись  над долиной реки Пянджа.(4) Однажды в этих краях  произошло сильное землетрясение. Оно было таким  мощным, что гора раскололась до самого основания, и кровавые слёзы поднялись из глубины и засияли на камнях капельками лала.
Горы плачут - не иначе!
Как красиво горы плачут!
Слёзы красные прольют
И рубины здесь найдут,
Но не будет всем покоя...
Вспомнит Лала всё живое.
(стихи автора)
  Первыми слёзы гор увидели женщины и решили их растолочь, чтобы окрасить ими ткани, но все их усилия были тщетны. Краска из лалов не получилась.
Затем камни попали в руки купцов, и их отдали ювелирам, и с тех пор в мире появился знаменитый бадахшанский лал.
  Откуда же это странное название - "лал", которое давали красным драгоценным камням? Оказывается, им они обязаны горе Кухи,  находящейся  на Памире.
  Между центром Горного Бадахшана - Хорогом и поселком Ишкашим возвышается величественная гора "Кухи".  Именно здесь, с незапамятных времен добывался очень ценный ювелирный камень - "лал".
Густого ярко- красного цвета, он считался самым дорогим из драгоценных камней в странах всей Передней Азии. Камень так и называли: "бадахшанский лал".
  Мало кто знает, что значит слово "Бадахшан". Подлинное название этих мест - Лал-Рошканда – "цветок лала", а Бадахшан означает "страна лалов". (5)
  Рассказывая о путешествии по Бадахшану,  венецианский путешественник Марко Поло в своей книге писал:
"В той области водятся драгоценные камни "балаши": красивые и дорогие камни, родятся они в горных скалах". (6)
  Соответственно, лал - это не рубин, с которым его часто путали местные жители, а его цветовой двойник, благородная шпинель, которая по ценности стоит в одном ряду с такими драгоценными камнями, как алмаз, сапфир, рубин, изумруд, александрит.
  Как у многих давно известных драгоценных камней, у красной шпинели есть и другие названия: рубин-балэ, шпинель-рубин, рубицелл,  акерит и, упомянутое Марко Поло, балаш.
"Лал-и-Бадахшони" метафорически называли красное игристое вино, сравнимое со сладостью прекрасных губ возлюбленной.
  Кухи - лал - не единственное место, где находится благородная шпинель, есть она и в других местах Бадахшана, о чем говорит местная пословица:
"Голова лалов - в Ямгине, сердце - в Сумджине, а ноги - в Кухилале".
Более подробно описывает месторождение лалов великий  ученый из Хорезма Абу Райхан аль-Бируни:
"Копи лала находятся в местности, где расположено селение Варза-фандж, на расстоянии трех дней пути от Бадахшана, столица которого Шикасим (Ишкашим) близко к этим копям. Путь туда более удобен из Шикасима".(7)
Иранский шах обожествлял Шпинель,
В сокровищнице есть в пятьсот каратов!
Носил кольцо российский император.
(Светлана Демеева)
  Бадахшанский лал упоминает персидский  поэт Фирдоуси в "Шахнаме"/"Книга царей":
"И венец на челе его лалами ал!" (8)
  Как и его цветовой двойник - рубин, лал всегда считался одним из самых почитаемых камней в странах мусульманского Востока, где он служил синонимом прекрасного и совершенного.
Первое упоминание о восточных яхонтах - шпинели  встречается  в сочинении арабского историка Х века Аль-Мукадаси:
"Здесь (в Бадахшане) имеются рудники драгоценного камня, похожего на рубин, рудников которого больше нет нигде".(9)
  Русский минералог, академик  А.Е. Ферсман (10)  писал:
"На правом берегу бурного Пянджа, в известковой скале Кух-и-лал, далеко и высоко в отрогах Памира находятся старинные "рубиновые копи". Здесь в тёмных и низких подземных ходах добывался красный камень, и слава его широко разнеслась по всему Востоку…"
  С 1912 года Ферсман  работал в Академии наук, был избран на должность старшего хранителя Геологического и минералогического музея имени Петра I Императорской академии наук. Выезжал в экспедиции для пополнения коллекции музея.
  В 1922 году Ферсман провёл ревизию Алмазного Фонда, где им были изучены знаменитые исторические камни: бриллиант Орлов, алмаз Шах и другие.
"В решающей схватке поднимите самые недра против врага!" - обращался учёный в начале войны к геологам в своей книге "Война и стратегическое сырьё" (1941).
"Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина".
  Черпая силы в оккультизме, фашистская Германия отыскивала артефакты по всей Евразии, грабя европейские музеи и засылая экспедиции в отдалённые уголки континента. (11) Но  это не помогло...
  Рубины, Шпинель или Лал, алмазы - все недра Земли восстали против коричневой чумы XX века.  Казалось, что вся Планета содрогнулась, отметая от себя щупальца нечисти.
Казалось, вся Планета содрогнулась,
Разверзлись недра. Страшный гул...
И Зло к Добру клещами прикоснулось,
Пытаясь овладеть его умом.
Но нет! Не может быть иначе -
Добро тогда будет Добром,
Когда никто не стонет и не плачет,
И не идёт по жизни напролом.
Всё  камни знают, видят, осязают,
Мы мчимся бедам напролом!
С годами камни к людям прирастают,
Опорой став в борьбе со Злом.
(стихи автора)
  Особенно ценили рубины восточные владыки. У царя Шри-Ланки Серендиба рукоятка ножа из целого кристалла рубина достигала 55 мискалей, около 250 граммов. (12)
  О методе оценки одного из самых дорогих яхонтов рассказывает  аль-Бируни. Эта история звучит как одна из сказок Шехерезады.
  Один восточный владыка, хозяин красного яхонта, спросил у лучшего оценщика по имени Ас-Саббах:
"Сможешь ли ты оценить камень,  ибо все бессильны сделать это?"
"Могу!" -  ответил Ас - Сабах. -  "Держите  развёрнутое покрывало за четыре конца".
Затем бросил изо всей силы яхонт вверх и когда камень упал на покрывало сказал:
"Его цена равна тому количеству золота , которое

Реклама
Обсуждение
     00:57 23.08.2021 (1)
Интересная легенда о гордом орле Лале. Познавательная информация о благородной шпинели. Очень понравилась глава!
     01:09 23.08.2021
1
СпасиБо, Пола!
     23:54 03.07.2021 (1)
1
СУПЕР! Очень интересная легенда с орлом! Глава очень интересная и познавательная!))
Много нового узнала о камнях и исторических событиях!))
     23:56 03.07.2021 (1)
1
Я же историк. ..от этого не деться...
     22:53 04.07.2021
1
     16:57 02.07.2021 (1)
Очень интересная легенда, жаль гордого Лала.Захватывает глава, потрясающе. Спасибо тебе.
     20:34 02.07.2021
2
БлагоДарю, Танечка! 
Реклама