Произведение «Стыдно у кого видно или значение слова стыд» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 300 +1
Дата:
«Роден. Ева после грехопадении»

Стыдно у кого видно или значение слова стыд

     Стыдно у кого видно - это всё что я знал о стыде. А что должно быть видно - догадывался, а тут решил узнать точно. Какова всё же математическая формула стыда и что есть в этимологии по теме? А ничего. Ровным счётом - ничего о происхождении  слова "стыд" нет. Статья написана экспромтом в пару часов, прошу не судить строго, от искреннего удивления, что этимологии слову "стыд" нет в природе. Есть устойчивые словосочетания: Сгореть со стыда, К своему стыду, Ни стыда ни совести! Но что это?

    Стыд - это прежде всего чувство, а чувство зависит от воспитания, а воспитание зависит от чего? От среды. Среда это не день недели и не герой повести Лермонтова "Штосс" (Середа, который играл на собственную дочь в карты), а место. Например, двор. А место во дворе это такое место, которое - среда, в котором ты живёшь, и оно тебя этим местом и воспитывает. Ну, ещё школа и родители. Хотя, учителя и папы с мамами сами воспитанники среды. Мы общаемся словами: счастье, совесть, стыд, любовь - определения которым не существует? и при этом всё-всё понимаем...

    Чем и хорош наш могучий русский язык, что с его помощью можно говорить много и долго, очень красиво и непонятно. Честно признаться, я не ожидал, что нет определения стыду, но стыд, оказывается, может быть даже коллективным. Вот! Это для меня настоящее открытие. Википедия: "Стыд — чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно.

    И тут же следует вывод: "Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно".

    Принуждение к стыду? На самом деле, я пока ещё ничего не понял (а прочёл гораздо больше, нежели цитирую), я пока не понимаю значения самого слова, но чувство стыда мне присуще (как и совести). Мне стыд, совесть и ещё многое чего - привито с детства, в результате чего есть лёгкое ощущение зашуганности и тяжёлое - неполноценности. Это о себе, ну и сам себе читаю дальше, что же думают по поводу стыда всезнающие англичане?.. Кэррол Эллис Изард пишет длинно, но всё что он пишет и я читаю - всё словно обо мне:

    Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдёт нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчуждённость. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчуждён от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.

      Это да, согласен полностью, чувство стыда лишает воли, парализует ум, а чтобы так сказать о "пронзительном взоре собственной совести", это надо было всю сознательную жизнь потрудиться на ниве философии, обладать опытом стыда и многое о нём знать. При этом умудриться не дать определения слову. Ну а страх воспитывает в человеке совесть, так говорил мой прапорщик Левон Аветисович из Еревана на срочной службе в армии, заменяя слово человек на солдата. По сути получалось верно, почему и запомнилось. А вот ещё:

    "Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни..." и прочее бла-бла, или вот интересные словоблудия неизвестного философа, уже отталкиваясь от термина "стыд" (как общеизвестного российского достояния), он поучает: "...или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое..." и дальше всё в том же духе, однако, если бы я знал, что такое бесстыдство, я бы узнал и стыд - откинув слово "бес" и прочёл бы сам корень и всё понял. Заколдованный круг. обычно в википедии или словарях дают хоть какие-то ссылки - на древнюю гречь, на латынь, хоть на чёрта лысого, а тут нет. Просто стыд и чем дальше ты пытаешься понять как тебя дурят, тем интереснее.

    Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля, которое процитирую полностью, но разделяя монолит повествования по сути изречения на строки, вдумайтесь:

Стыд есть неудовольствие,
сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия,
которое другие, как нам представляется, порицают.
Объяснение... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью.
Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно;
стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное.
Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта;
но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

    Так и я о том же! Словоупотребление есть - природы нет. А аффект бесстыдства - на лицо. Если "Стыд есть неудовольствие", что и следует из аксиомы, то:

    - В удовольствии стыда нет. Логика железная: Стыд = Удовольствие? Древним в этом деле можно верить: с + ты + д.
    - Переборов чувство стыда и для более тесного знакомства ты предлагаешь перейти на ты. Общеизвестная форма диалога.

    И это поступок, который другие могут порицать, потому что - они могут быть недовольны... Продолжу мысль Аристотеля, хоть иногда мне и кажется, что его звали Вольтер и он современник Екатерины Великой, а то и Пушкина. Им стыдно за меня и мой поступок и они формируют такую среду обитания, чтобы им было комфортно жить в таком обществе... Ну как-то так. Аристотеля я понимаю уже чуть лучше современных...

    Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной. Интересная мысль. "Истина в вине", если верно представить изречение на латыни, то так оно и есть: "ви" - жизнь, а "тина" - рубль. Деньги это Зло, но и Свобода жизни (моё). Иисус с кувшином вина на крупе коня сзади Георгия становится более понятен. Есть такая икона "Чудо Георгия о змии", купленная по случаю в Болгарии - 16 века из болгарского монастыря. Буратино = бур плюс тина, а полтина = половина целого или 50 копеек. Ещё картина, паутина, Палестина и много-много чего с "тиной". Однако не стоит отвлекаться в перечислении терминов-следствий и копий-калек, а неплохо бы заняться изучением первоисточника.

    А вот и статуя, иллюстрирующая "стыд" (на странице знаний), автор Роден. Называется: "Ева, испытывающая стыд" хотя Роден назвал своё творение - "Ева после грехопадения", а это уже две большие разницы. Из тождества которых я ставлю знак равенства между словами грехопадение и стыдно. Их объединяет одно - "дно", что-то низменное и стыдливое, куда можно как в ущелье пасть нравственности. Или в пещеру. Во всяком случае - это не "греховзлёт", и я не пикнул бы по поводу следующего удивления. Но почему?! Иллюстрацией к философии стыда принята - Ева? Та самая распутница, благодаря которой появились все мы с благословления запоздалого "живите и размножайтесь", но всё же...

    Я понимаю, бывает стыдно - жена работает в огороде, а я лежу. В её глазах я бессовестный человек. Мне девушка уступает место в метро и мне стыдно и неловко. Ну и ряд других жизненных случаев: не пропустил женщину вперёд, не не уступил место бабушке в трамвае, сказал и не подумал, да мало ли? И я стыжусь и им стыдно. Им за то, что живут рядом с таким, а мне за то, что сделал вот такое вот неприличное предложение.

    - И Вам не стыдно?
    - Стыдно у кого видно!

    Метко. Однако у Евы не могло быть чувства стыда, её никто Этому не учил и ходили они по садику голые и Всё было видно. Поэтому их заботливо одели и проводили из садика? Как вариант, Богу стало стыдно за своё творение, а виной стала женщина. И что у нас есть за Еву? За первую женщину - Еву, которая стала женою для первого человека есть (Быт. 2:21, 22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Здрасьте, мы приехали. А одетым (в кожу, шкуры) стало стыдно? Таки, за качество поступка, одежды или за себя? Или что подумали звери за портного... Вопрос качества у философа всегда на первом месте, а в Советском Союзе существовал такой знак: "Сделано в СССР" в пятиконечной форме. Сидел браковщик из ОТК и клеймил товар. Возможно, Аристотель с Платоном были правы (именно в таком случае) за качество поступка ещё даже не свершённого (философия - неудовольствие), когда страх объекта перед субъектом вызывал ложное чувство стыда. А именно: "Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно", добавлю - соучастники и исполнители, пусть их будет пока двое. Если от истоков.

    Было ли стыдно голым? Ответ уже дан - нет. И тут я понял почему, потерпите немного, у меня наконец-то в голове срослись библейские и народные представления о стыде, грехопадении и прочих тому производных о счастливой жизни, если вещи называть своими именами... Мог ли стыд появиться до Создания? Нет. Хотя, хаос мог состоять исключительно из стыда, но... Но это всего лишь моё предположение.

    Хай оно будет. Хоть они и слова-то такого не знали. Традиционная этимология возводит имя Ева (Хавва) к еврейскому хай «жизнь». Современные исследователи предполагают связь с финикийским "хвт" и арамейским Хевъя означающим «змея» (или змееподобная богиня). Ну это на здоровье, как говорится, чем бы дитя не тешилось.
Начинаешь переводить "ева" получаешь "один", переводишь наоборот - получаешь "ева", а что имеем в сухом остатке? Уроборос - кольцо в виде "гада" неопределённого пола, неизвестно чем занимающегося, толи себя пожирающего, толи это знак "бесконечность" - без конца и начала - символ чего?.. Одно можно сказать с определённостью, что для воспроизводства себе подобных "такое" не годится, если только для перерождения, то да. Змею должно быть стыдно за такое толкование головы и хвоста философами. Если "рыба гниёт с головы" - тут не поспоришь и ей самой стало бы стыдно за такую голову. Даже в этом случае я усматриваю два субъекта: рыба отдельно - голова отдельно. Змей-уроборос явно не один свит в "кольцо" мудрецами, но когда? Опять при


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама